Департаментом экономического развития Воронежской области по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева с 2021 года проводится работа по увеличению доходов областного бюджета посредством поэтапного доведения налоговой нагрузки предприятий агропромышленного комплекса, дорожной и строительной отраслей до среднеотраслевого уровня (с 2022 года организация мероприятий возложена на ГКУ ВО «Центр налоговых доходов»). Предварительные результаты работы свидетельствуют о ее эффективности и необходимости продолжения. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Воронежской области от вышеуказанных отраслей за 2022 год составили 22,0 млрд руб., по сравнению с 2021 годом поступления выросли на 2,1 млрд руб., или 10,6 %, с 2020 годом – на 4 млрд руб., или 22,2 процента. В 1 полугодии 2023 года поступило 14,3 млрд руб. налоговых платежей, что выше уровня аналогичного периода 2022 года на 3,5 млрд руб., или 32,4 процента. Налоговая нагрузка с 2020 по 2022 год выросла в сельском хозяйстве с 2,1 % до 2,8 % (на 0,7 пункта), в строительстве с 6,7 % до 8,1 % (на 1,4 пункта), дорожно-строительной деятельности с 4,2 % до 4,4 % (на 0,2 пункта). Несмотря на снижение налоговой нагрузки в производстве пищевых продуктов на 1,3 пункта (с 4,3 % до 3,0 %) и в производстве напитков — на 3,9 пункта (с 67,0 % до 63,1 %), значения налоговой нагрузки в 2022 году по указанным отраслям соответствуют среднеотраслевым значениям по России. Согласно промежуточным расчетам в 1 полугодии 2023 года налоговая нагрузка в Воронежской области в сельском хозяйстве достигла 3,8 % (по России – 4,6 %), в производстве пищевых продуктов – 4,0 % (по России – 4,7 %), в производстве напитков – 71,2 % (по России – 57,1 %), в строительстве – 10,0 % (по России – 15,7 %). Таким образом, можно отметить наличие положительной динамики показателей налоговой нагрузки в сельском хозяйстве и строительстве региона, однако отставание от среднеотраслевых показателей по России в вышеуказанных отраслях остается существенным. Организации агропромышленного комплекса, дорожной и строительной отраслей поставлены на постоянный мониторинг по вопросам объема и динамики уплачиваемых налогов, налоговой нагрузки, наличия (наращивания) налоговой задолженности, размера выплачиваемой заработной платы, и иных рисков. По итогам мониторинга в 2022 году и 1 полугодии 2023 года на заседаниях межведомственных комиссий по мобилизации доходов муниципального и регионального уровней были рассмотрены 47 предприятий, имеющих налоговую задолженность (по результатам погашено 101 млн руб.); в отношении 85 организаций, допустивших наибольшее снижение поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет, проведена адресная работа, включая рассмотрение на межведомственных комиссиях (дополнительные поступления налога на прибыль за 2022 год по сравнению с 2021 годом составили 192,0 млн руб.; динамика поступлений по налогу за 2023 год к уровню 2022 года будет определена по итогам 2023 года). Организациями представлены на заседания комиссий пояснения, согласно которым снижение поступлений по налогу на прибыль обусловлены в большинстве случаев наличием переплаты в бюджет по декларациям (расчетам) предыдущих лет, уменьшением объема выручки от реализации продукции, ростом затрат на сырье и материалы, а также дополнительными тратами на логистику из-за введенных санкций. Прогноз поступлений до конца года положительный. Калашникова Наталья Валерьевна
ГКУ ВО "Центр налоговых доходов"
НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА НА КОНТРОЛЕ
Департаментом экономического развития Воронежской области по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева с 2021 года проводится работа по увеличению доходов областного бюджета посредством поэтапного доведения налоговой нагрузки предприятий агропромышленного комплекса, дорожной и строительной отраслей до среднеотраслевого уровня (с 2022 года организация мероприятий возложена на ГКУ ВО «Центр налоговых доходов»).
Предварительные результаты работы свидетельствуют о ее эффективности и необходимости продолжения.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Воронежской области от вышеуказанных отраслей за 2022 год составили 22,0 млрд руб., по сравнению с 2021 годом поступления выросли на 2,1 млрд руб., или 10,6 %, с 2020 годом – на 4 млрд руб., или 22,2 процента. В 1 полугодии 2023 года поступило 14,3 млрд руб. налоговых платежей, что выше уровня аналогичного периода 2022 года на 3,5 млрд руб., или 32,4 процента.
Налоговая нагрузка с 2020 по 2022 год выросла в сельском хозяйстве с 2,1 % до 2,8 % (на 0,7 пункта), в строительстве с 6,7 % до 8,1 % (на 1,4 пункта), дорожно-строительной деятельности с 4,2 % до 4,4 % (на 0,2 пункта).
Несмотря на снижение налоговой нагрузки в производстве пищевых продуктов на 1,3 пункта (с 4,3 % до 3,0 %) и в производстве напитков — на 3,9 пункта (с 67,0 % до 63,1 %), значения налоговой нагрузки в 2022 году по указанным отраслям соответствуют среднеотраслевым значениям по России.
Согласно промежуточным расчетам в 1 полугодии 2023 года налоговая нагрузка в Воронежской области в сельском хозяйстве достигла 3,8 % (по России – 4,6 %), в производстве пищевых продуктов – 4,0 % (по России – 4,7 %), в производстве напитков – 71,2 % (по России – 57,1 %), в строительстве – 10,0 % (по России – 15,7 %).
Таким образом, можно отметить наличие положительной динамики показателей налоговой нагрузки в сельском хозяйстве и строительстве региона, однако отставание от среднеотраслевых показателей по России в вышеуказанных отраслях остается существенным.
Организации агропромышленного комплекса, дорожной и строительной отраслей поставлены на постоянный мониторинг по вопросам объема и динамики уплачиваемых налогов, налоговой нагрузки, наличия (наращивания) налоговой задолженности, размера выплачиваемой заработной платы, и иных рисков.
По итогам мониторинга в 2022 году и 1 полугодии 2023 года на заседаниях межведомственных комиссий по мобилизации доходов муниципального и регионального уровней были рассмотрены 47 предприятий, имеющих налоговую задолженность (по результатам погашено 101 млн руб.); в отношении 85 организаций, допустивших наибольшее снижение поступлений по налогу на прибыль в областной бюджет, проведена адресная работа, включая рассмотрение на межведомственных комиссиях (дополнительные поступления налога на прибыль за 2022 год по сравнению с 2021 годом составили 192,0 млн руб.; динамика поступлений по налогу за 2023 год к уровню 2022 года будет определена по итогам 2023 года).
Организациями представлены на заседания комиссий пояснения, согласно которым снижение поступлений по налогу на прибыль обусловлены в большинстве случаев наличием переплаты в бюджет по декларациям (расчетам) предыдущих лет, уменьшением объема выручки от реализации продукции, ростом затрат на сырье и материалы, а также дополнительными тратами на логистику из-за введенных санкций. Прогноз поступлений до конца года положительный.
Калашникова Наталья Валерьевна