Комментарии
- 15 авг 2023 01:55Янис Лейтанс
- 15 авг 2023 10:28Маша Ка ответила Янису ЛейтансуСпасибо!
- 15 авг 2023 10:46Светлана Антоновна
- 16 авг 2023 13:37Маша Ка ответила Светлане АнтоновнеСпасибо!
- 17 авг 2023 17:56Светлана Антоновна
- 17 авг 2023 17:56Светлана АнтоновнаКрасиво
- 18 авг 2023 09:07Маша Ка ответила Светлане АнтоновнеСпасибо, Светлана!
- 18 авг 2023 09:07Маша Ка ответила Светлане АнтоновнеБлагодарю!
- 20 авг 2023 08:05Маша КаСпасибо!
- 23 сен 2023 10:29Екатерина иванова
️
- 26 сен 2023 11:41Маша КаДа, Это действительно очень красиво
- 27 сен 2023 19:29Светлана Антоновна
- 27 сен 2023 19:29Светлана АнтоновнаКрасиво
- 29 сен 2023 21:16Маша Ка ответила Светлане АнтоновнеБлагодарю вас за теплые слова!
- Татьяна Солдатова (Болмашнова)Комментарий удалён.
- Татьяна Солдатова (Болмашнова)Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Маша Ка, художница
РОЖДЕНИЕ НАТЮРМОРТА.
КАК НАПИСАТЬ ДЕРЕВО
Давеча, пиша статью о художнике Павле Кузнецове, я обратила внимание на стилистику изображения природы в его картинах.
Собственно, идею рассказать о разных этапах и стилистиках написания растений я внутри себя "варила" достаточно давно. В большей степени она заключается в систематизации. Систематизатор я неважный, но все же интересные моменты мне бы хотелось подсветить. Хотя бы потому, что это прежде всего это набор инструментов и приемов. На данный момент. А формировались эти "приемы" из желания, но неумения нарисовать. Художники учились изображать природу. Учились уточнять форму, объем, цвет, характер. Наблюдали, анализировали. Сегодня же пытливый зритель разглядывая полотно той или иной эпохи может увидеть интересные нюансы.... и улыбнуться! Пытливый же художник, увидев, возьмет себе на вооружение.
Когда мы вели переговоры с клиентом о заказе двух пейзажей, для понимания вкуса мне прислали примеры любимых произведений.
Нидерландский или голландский пейзаж. Хммм....Я быстро собралась и поехала в Эрмитаж, благо там разделы Фландрии, Нидерландов и Голландии представлены роскошно. И уже бродя среди картин, я улыбалась, разглядывая кудрявые деревья, листочки, кроны, стволы и веточки.
ОРНАМЕНТЫ
О том, что я увидела в них напишу позже, а пока хотелось бы написать про растительные орнаменты. Самые простые, но и самые сложные.
В художественных школах есть такой раздел - орнаменты. Деткам показывают примеры и предлагают трансформировать настоящий цветок, веточку в орнаментальную. Это базовый декоративный приём. Он важен для понимания заполненности картинно плоскости, игры цвета, выразительности и динамики/покоя, проще - ритму произведения. Освоив эти азы, гораздо легче идёт работа с композицией.
Минойская фреска Ласточки.
Здесь мы видим фрагмент с растительностью и птицами. Цветы стилизованы и представляют собой выразительный орнамент. При этом у зрителя остается чувство свободы от фрески. Те же ласточки представлены в виде весьма условного контура. Но они узнаваемы именно за счет характерных черт.
Стебли цветов орнаментальны. Древние художники увидели характерные черты цветов, стебля и листьев и повторили их. Зритель же видит вполне узнаваемый цветок. Остается открытым вопрос, был ли удовлетворен древний живописец результатом.
По сути та же техника. Интересно, что если минойские фрески датируются 1700 г до н.э., то Джотто жил уже гораздо позже. Что же изменилось?
При общем принципе "построения" дерева, добавился объем. Добавилось пространство. Мы видим человека, который забрался на дерево, смотрит вниз, а за ним небо.
Листья приобрели объем за счет темной подложки под ними.
И вот здесь мы плавно перейдем к голландскому/фламандскому/нидерландскому пейзажу, ради которых я прибежала в Эрмитаж за нюансиками.
А рассмотреть есть что. Вот говорят специалисты, что данный период характерен многослойной живописью. Многослойность достигалась за счет "пирога" из тонких, полупрозрачных слоев краски. Такие слои дают объем, словно идущий изнутри. Формируют мягкие силуэты и тончайшие переходы цвета, технически невидимые обычному зрителю.
Я обратила внимание, что под крону дерева для создания эффекта ее густоты художники чаще всего делали цветную подложку. То, что мы видим у Джотто как декоративный прием, здесь практически незаметно и смотрится как общий фон или дальний план. Распознается массой дерева где-то сзади, на дальнем плане. Впереди же мы видим листочки. Проработка листочков зависела уже от мастерства, желания и терпения художника. В некоторых случаях мы видим некую весьма схематичную форму, которая дает нам примерное представление о дереве. В некоторых просто набор пятнышек. Рассматривая их вблизи, мы увидим только отпечаток кисти. Отойдя - какое-то условное растение.
Примечательно то, что Таможенник Руссо использует и декоративный прием микенских фресок. Растения в его картинах выглядят как орнаменты. И если в микенских фресках мы понимаем, что художники еще не умели рисовать "как на фотографии", то эпоха, в которую жил Таможенник Руссо уже предлагала россыпь шедевров. Талантливый самоучка уже использовал орнаментальное изображение как декоративный прием. Осталась и подложка, которую я разглядела у голландцев. Растения на зеленоватом фоне, который трансформируется в густые, но неконкретные заросли растений. Зеленоватый фон растений постепенно смешиваясь с голубым фоном через золотистый цвет переходит в небо, образуя на стыке плавного перехода облака, освещенные солнцем.
Тонкая многослойная живопись трансформировалась в подмалевок, который создает общий единый фон для живописного полотна. Осталось пятно. У Матисса оно где-то с растяжками, с переливами цвета и вполне декоративной линией. Дерен использует вполне дискретное пятно. Контуры цвета мы видим. И линию. Листочки и травинки существуют в виде общей массы кроны или поля. Такое прочтение пейзажа дает свободу представить каждому зрителю что-то свое и увидеть, несмотря на яркое проявление художественной идеи, свое настроение.
Пока готовила эту статью, поняла, что тема богатая и в одну статью не уложится. Так что продолжение следует.
#дерен #матисс #таможенникруссо #пейзаж #фреска #живописныеприемы