Для Славы Всероссийской. Выставка в Мраморном дворце

Забавно, какие иногда жизнь кульбиты выдает. Ведь кто такие предприниматели и меценаты? Предприниматели и меценаты))

Шучу, шучу.

Собственно, списочек меценатов мне был нужен. Интересно же поисследовать коллекционеров и их коллекции. Да и в анонсе к выставке чёрным по белому обозначено. Увидеть некоторые произведения из коллекций.

А получила совсем иное.
Портрет М.Я.Строгановой, рожд.Новосильцевой. Никитин Р.Н. Баронесса, вторая жена горнопромышленника Г.Д.Строганова, статс-дама Екатерины I и Анны Иоановны
Портрет М.Я.Строгановой, рожд.Новосильцевой. Никитин Р.Н. Баронесса, вторая жена горнопромышленника Г.Д.Строганова, статс-дама Екатерины I и Анны Иоановны
Женский портрет. Неизвестный художник. Головная повязка, одежда, прическа женщины указывают на принадлежность к купеческому сословию. Портрет парный к мужскому портрету. Выполнен непрофессиональным художником.
Женский портрет. Неизвестный художник. Головная повязка, одежда, прическа женщины указывают на принадлежность к купеческому сословию. Портрет парный к мужскому портрету. Выполнен непрофессиональным художником.
Портрет Ф.Т.Громовой, рожд. Яковлевой. Дузи Косрое. Первая жена лесопромышленника коммерции советника В.Ф.Громова
Портрет Ф.Т.Громовой, рожд. Яковлевой. Дузи Косрое. Первая жена лесопромышленника коммерции советника В.Ф.Громова
Портрет Н.В.Сокуровой, рожд. Котоминой. Зарянко С.К. Н.В.Сокурова = жена купца, мецената и библиофила Ф.Е.Сокурова
Портрет Н.В.Сокуровой, рожд. Котоминой. Зарянко С.К. Н.В.Сокурова = жена купца, мецената и библиофила Ф.Е.Сокурова
Портрет Е.П.Ковригиной. Тыранов А.В. Жена Купца Д.И.Ковригина. После смерти мужа вместе с сыновьями владела недвижимым имуществом фирмы
Портрет Е.П.Ковригиной. Тыранов А.В. Жена Купца Д.И.Ковригина. После смерти мужа вместе с сыновьями владела недвижимым имуществом фирмы
Портрет С.И.Бурениной. Плешанов П.Ф. Дочь промышленника и городского головы И.П.Лесникова, жена купца Е.А.Буренина. В собственности была бакалейная фирма: торговля чаем, сахаром, кофе. Другой дед со стороны матери имел меховое дело в ГОстином дворе и стал
Портрет С.И.Бурениной. Плешанов П.Ф. Дочь промышленника и городского головы И.П.Лесникова, жена купца Е.А.Буренина. В собственности была бакалейная фирма: торговля чаем, сахаром, кофе. Другой дед со стороны матери имел меховое дело в ГОстином дворе и стал
Оставим мебель, костюмы, самовары, облигации. Они лишь антураж, который картинку не портит, но ничего и не добавляет. Музей не в первый раз выставляет предметы обихода в выставочном пространство. Довольно распространённая традиция. Хорошо или плохо, нравится или нет - судить каждому зрителю в отдельности. Дело вкуса.

Мне всегда не хватает объёма. Массы информации. Смысла. Хочется, знаете ли, ухххх! Аххх! Чтобы вздрогнуть от впечатления. Подумать: вот оно как...

Русскому музею в этом направлении ещё идти и идти. Вырабатывать свой подход, свои фишечки.

Пока могу с горечью вздохнуть, что на этом поприще музей делает не слишком уверенные шаги. Но! Делает.

Повторюсь, что наблюдаю уже не в первый раз недоработку, недоисследованность темы. Странно вот что. До смены руководства такого ощущения не возникало. Не потому что выставки были глубже, ширШе и тп. Нет. Просто они оставляли впечатление аккуратной и внимательной подготовки. Пусть без звёзд с неба. Но, как говорится, таблички были на своих местах и вовремя.

Не было разночтений, - но здесь я субъективна, - между заявленным в анонсе и фактическим мероприятием. Это уже мой загон. Появилась амбициозность. И вот она не позволяет музейным работникам тщательно подготовить выставку. Что огорчает.
Портрет мужчины с письмом и свечой. Неизвестный художник
Портрет мужчины с письмом и свечой. Неизвестный художник
Портрет книготорговца И.Глазунова. Хруцкий Иван. Купец, представитель династии книготорговцев. От отца принял семейное предприятие по наследству: издательство, типографию, магазины
Портрет книготорговца И.Глазунова. Хруцкий Иван. Купец, представитель династии книготорговцев. От отца принял семейное предприятие по наследству: издательство, типографию, магазины

Лица

Некоторое время назад в Манеже была выставка провинциального портрета, я о ней писала. Меня тогда долго портретная тема не отпускала.

Тут я бы сделала упор на портретные династии, которые Красной нитью проходят через выставку. И парные - семейные. А ещё женская портретная галерея. Но, ладно. Не будем о концепции. Не я выставку делала. Простите.

Так вот лица меня поразили как и тогда на выставке в Манеже.

Боюсь показаться слишком необъективной, все же я пишу здесь о выставке русского портрета, о наших людях. Самое большое впечатление оставляют лица на портретах. Чистые, незамутненные взгляды. Да, у каждого свой характер, он чувствуется. Есть что-то в них благородное и скромное.

Когда писала эту статью, полезла смотреть альбомы, которые у меня есть в библиотеке. Моей целью было немного скорректировать впечатление от выставки. Все же тут мы видим подборку с определенной тематикой. Впечатление только усилилось, особенно на контрасте с европейскими портретами, где женский образ @ексуализируется.

В целом для портретов характерен довольно сдержанный фон. На то это и портреты. Но есть и интересные детали, которые рассказывают об эпохе.

Полистайте галерею. Обращают на себя внимание портреты с деталями. Письмо на столе с красной сургучной печатью. Сургучом запечатывали важные документы. У каждого знатного рода была своя собственная "печать". Кстати, на красном сургуче было легче отследить, был ли он нарушен. Для того, чтобы сургуч стал красным, в него добавляли краситель - киноварь. Кстати, и красная краска в живописи делалась тоже на основе киновари.
Портрет купца. Неизвестный художник
Портрет купца. Неизвестный художник
Портрет купца с линейкой и циркулем. Неизвестный художник
Портрет купца с линейкой и циркулем. Неизвестный художник
Портрет купца Лейзера Боруховича Диллона. Неизвестный художник. Купец имел выдающиеся заслуги, о чем говорят три медали с профилем императора Александра I. Заслуги за помощь в обеспечении русской армии, связанную со смертельным риском
Портрет купца Лейзера Боруховича Диллона. Неизвестный художник. Купец имел выдающиеся заслуги, о чем говорят три медали с профилем императора Александра I. Заслуги за помощь в обеспечении русской армии, связанную со смертельным риском
Циркуль и линейка. Здесь можно пофантазировать о чем идет речь. Ведь циркуль и линейка много где использовались.

Интересен портрет неизвестного художника с изображением медали "За усердие" на красной ленте. Портрет уверенного мужчины с пронзительными глазами. Интересен и багет со скруглёнными углами для этой картины. Здесь я бы обратила внимание на то, как выполнен тонко и точно сам портрет. А вот изображение медали словно добавлено позже. Выглядит немного чуждым. Может быть ее написали позже, когда хозяин получил награду?

Поражают своей тонкостью и точностью и женские портреты. В них интересно рассматривать детали одежды, украшения. Впечатление спокойствия портреты производят в целом из-за спокойной, сдержанной цветовой гаммы. Достаточно большие однородные цветовые пятна. Наверное, самым ярким в женской галерее можно назвать портрет неизвестной женщины в зеленой головной повязке. Но и он оставляет ощущение спокойствия.
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Выставочное пространство в Мраморном дворце
Одним из самых сильных впечатлений было то, что когда я вышла из Мраморного дворца и оглянулась на людей, оказалось, что выставка словно продолжилась в лицах прохожих горожан и туристов. То же выражение лиц, одежда. Удивилась, насколько мы мало меняемся и медленно, несмотря на кажущиеся радикальные изменения во всем. Ведь главное не внешнее. Главное - наша начинка, нутро. Оно как раз осталось прежним.

Комментарии

  • 3 сен 2024 14:55
    Да, портреты очень колоритные, естественные и характеры хорошо схвачены.