Первый пассажирский из Тюмени в Тобольск

Как сообщается в газете «Тюменская правда» от 29.03.1969 № 75 в статье «Первый пассажирский на Тобольск», «первый пассажирский поезд от Тюменского вокзала удостоены чести вести машинист Юрий Всеволодович Нордман и его помощник Иван Андреевич Косогоров».

Передовица газеты «Тюменская правда» от 29 марта 1969 г. № 75. ГБУТО ГАТО. СИФ.
Передовица газеты «Тюменская правда» от 29 марта 1969 г. № 75. ГБУТО ГАТО. СИФ.
Удивительно, но всего 55 лет прошло с тех пор, как граждане, желающие попасть в Тобольск, не преодолевая километры бездорожья, могли добраться от Тюмени до Тобольска на пассажирском поезде.
5 декабря 1885 года началось регулярное движение поездов от Тюмени до Екатеринбурга и далее на Пермь. Это была первая железная дорога в Сибири. Протяженность ее 324 км.

В самом начале XX века в стране идет бурное строительство железной дороги. Казалось, что строительство дороги до Тобольска не заставит себя ждать, однако, этот вопрос возник только в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений Тюменского Севера.

В феврале 1965 года ЦК ВЛКСМ по инициативе Тюменского обкома комсомола объявил Тюменскую область Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Комсомольские строительные бригады в то время занимались прокладкой железной дороги Тюмень – Сургут – Уренгой – Ямбург, обустройством Самотлорского нефтяного месторождения, сооружением Тобольского нефтехимического комбината и другими не менее важными стройками Сибири. Масштаб работ, выполненных в те годы, сегодня просто трудно вообразить. Темпы строительства были просто стремительными. Объем капиталовложений в Западно-Сибирский топливно-энергетический комплекс равнялся затратам на БАМ, КамАЗ и Атоммаш, вместе взятым!
В тайге идет прокладка рельсов дороги Тюмень-Тобольск-Сургут. Дата, автор и место съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 7743.
В тайге идет прокладка рельсов дороги Тюмень-Тобольск-Сургут. Дата, автор и место съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 7743.
Памятная стрела – «Тобольский нефтехимический комплекс – ударная комсомольская стройка». Дата съемки – 04.04.1983. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – В. Коротаев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 2542.
Памятная стрела – «Тобольский нефтехимический комплекс – ударная комсомольская стройка». Дата съемки – 04.04.1983. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – В. Коротаев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 2542.
Уже в 1967 году было открыто рабочее движение между Тюменью и Тобольском. Здесь грузы, поступающие по железной дороге, перегружались на баржи, пароходы для дальнейшего следования водным путем. Железная дорога дала выход к надежным путям сообщения для многочисленных населенных пунктов Ярковского, Нижнетавдинского, Тобольского и Тюменского районов. 220-километровый путь значительно облегчил доставку грузов из труднодоступных населенных пунктов.
Речной порт в г. Тобольске. Место съемки – г. Тобольск. Дата и автор съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1854. Оп. 3. Д. 28-10.
Речной порт в г. Тобольске. Место съемки – г. Тобольск. Дата и автор съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. Р-1854. Оп. 3. Д. 28-10.
Пассажирское железнодорожное движение стало важным событием для Сибири. Тобольск начал стремительно расти и развиваться. Новая линия дала импульс развитию тобольского нефтехимического комплекса.
Общий вид Тобольского нефтехимического комбината. Дата съемки – 06.04.1985. Место съемки – Тобольский район. Автор съемки – Ю. Чернышев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 3298.
Общий вид Тобольского нефтехимического комбината. Дата съемки – 06.04.1985. Место съемки – Тобольский район. Автор съемки – Ю. Чернышев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 3298.
Общий вид новых микрорайонов г. Тобольска. Место съемки –  г. Тобольск. Дата и автор съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 2. Д. 1713.
Общий вид новых микрорайонов г. Тобольска. Место съемки – г. Тобольск. Дата и автор съемки не установлены. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 2. Д. 1713.
С постройкой дороги любознательные люди получили возможность увидеть своими глазами белокаменные стены Тобольского кремля, оценить архитектуру старого города и полюбоваться современными зданиями и сооружениями. Сегодня Тобольск – современный самобытный город с интереснейшей историей и огромным будущим.
Тобольский железнодорожный вокзал (архитектор В. Авксентюк). Вид с привокзальной площади. Дата съемки – [2-ая половина 1970-х гг.]  Место съемки – г. Тобольск.   Автор съемки не установлен. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 5. Д. 1866.
Тобольский железнодорожный вокзал (архитектор В. Авксентюк). Вид с привокзальной площади. Дата съемки – [2-ая половина 1970-х гг.] Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки не установлен. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 5. Д. 1866.
Новые кварталы г. Тобольска. Дата съемки – 23.08.1981. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – Ю. Чернышев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 1970.
Новые кварталы г. Тобольска. Дата съемки – 23.08.1981. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – Ю. Чернышев. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 1970.
Панорама Тобольского Кремля, р. Иртыш и правого берега реки.  Дата съемки – 2000 г. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – Е.М. Гапонов. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 6. Д. 391.
Панорама Тобольского Кремля, р. Иртыш и правого берега реки. Дата съемки – 2000 г. Место съемки – г. Тобольск. Автор съемки – Е.М. Гапонов. ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 6. Д. 391.

Комментарии

Комментариев нет.