ИСТОРИЯ ЧЕРНИЛ. ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ Из-за обилия разных рецептур и параллельного их использования хронология возникновения и применения чернил точно не установлена. Раньше других, видимо, начали применяться сажевые чернила, как наиболее доступные по технологии изготовления и источникам сырья. Сажевые чернила (или тушь) – наиболее древние средства письма, получившие распространение задолго до появления бумаги. Сажа – это твердые частицы, образующиеся при неполном сгорании органических веществ, переносящиеся дымом и осаждающиеся на поверхностях, соприкасающихся с ним (внутренние поверхности печей, дымоходов и т.п.). Тушь получали, растирая мелкодисперсную, так называемую «жирную сажу» с водой и клеем. В качестве клеевых компонентов использовали камеди, рыбий и животный клеи, рисовые, ячменные, другие отвары.
Сажевые чернила (тушь).
Содержащий сажу текст исключительно устойчив к воздействиям света и химических веществ.
Сажевые чернила, 1695 год.
Однако тушь имела и ряд недостатков. Густая тушь была неудобна в употреблении, частицы сажи со временем коагулировали, выпадали в осадок. Тушь плохо проникала в бумагу, давала нестойкий к истиранию, в ряде случаев хрупкий текст. Водостойкость текста зависела от растворимости клея и часто была незначительной.
Сажа – самый устойчивый черный пигмент широко применяется и в наше время для печатных текстов, ксерокопий, черных машинописных текстов, а производится преимущественно из природного газа.
Несколько позднее, а затем параллельно с сажевыми стали использовать цветные чернила на основе экстрактов природных красящих веществ. Некоторые из них давали яркоокрашенные продукты с солями металлов: так появились чернила из природных металлорганических красителей – железо-галловые, кампешевые, ализариновые. В конце ХIX в. появляются чернила из синтетических красителей. Желто-коричневые экстракты для цветных чернил получали при кипячении листьев, коры, древесины дубильных растений (орешки дуба, кора эвкалипта, ели, лиственницы, терна, вишни, гранатовые корки), содержащих таннин. Однако из множества природных веществ наибольшую известность и широкое распространение получили лишь несколько красителей, дающих в присутствии солей металлов интенсивно окрашенный текст с хорошей свето- и водостойкостью.
Железо-галловые чернила впервые упоминаются в I в. н.э. (Плиний).
В VI в. описан способ их получения из галловых (дубильных) орешков, в XII в. начинается распространение и широкое применение чернил в Европе. Для получения железо-галловых чернил смешивали дубильный экстракт, клей и железный купорос (соль 2-валентного закисного железа). Чернила имели бледную окраску, так как дубильные вещества с закисным железом не реагировали. Однако после нанесения на бумагу закисное железо окислялось воздухом в окисное, 3-валентное железо, а последнее образовывало с дубильными веществами черный краситель (железогаллат), прочно связанный с волокном. Стабилизацию чернил и их вязкость обеспечивали добавками клея, чаще всего камедью.
Железо-галловые чернила, 1724 год.
Железо-галловые чернила, 1773 год.
Химизм процессов образования железо-галлата в те времена известен не был, существовало множество рецептов приготовления чернил. Лучшие образцы железо-галловых текстов выдержали многовековое хранение, доказав долговечность металлорганических красителей.
С середины XIX в. широко применялись для исполнения ценных документов железо-галловые чернила с добавками различных красителей, известные под названием «ализариновых».
Ализариновые чернила (1856 год) получали из дубильных веществ закисной соли железа, ализарина и индиго. Добавки индиго и ализарина подкрашивали чернила в зеленый цвет. Текст на бумаге, после образования железо-галлата, приобретал глубокую черную окраску. Чернила считались очень стойкими, так как все три красителя – железо-галлат, ализарин, индиго - отличались высокой химической стабильностью.
Кампешевые чернила получали из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, используя свойство экстракта окрашиваться в различные цвета при разной обработке. Например, кислотами кампеш окрашивался в красный цвет, солями железа и хрома – в черный, солями меди и щелочами – в синезеленый и т.п. Кампешевые чернила глубоко проникали в бумагу, хорошо закреплялись на волокне, давали водостойкий текст. Однако их прочность к окислителям была невысокой, а долговечность зависела от качества экстракта, технологии получения и цвета чернил.
К началу XX в. чернила из природных продуктов теряют свое значение и уступают место чернилам из синтетических красителей.
Чернила из синтетических красителей просты по составу и представляют собой водный раствор одного или нескольких красителей, антисептика (фенол, формалин), загустителя (сахар), антифриза (глицерин, гликоли). Красители хорошо растворимы в воде и поэтому современные чернила легко смываются с бумаги. Светостойкость и стойкость к химическим реактивам также незначительна. Особенно неустойчивы, быстро обесцвечиваются и разрушаются чернильные тексты в щелочной среде.
Химические чернила разного цветового оттенка.
Химические чернила черного и фиолетового цветов.
С 1950-60 гг. основные красители постепенно заменяются более долговечными кислотными (анионными), которые и применяются в настоящее время при изготовлении водных чернил для авторучек и фломастеров. Канцелярские чернила, и штемпельные водные краски, акварели, цветные карандаши готовят на анилиновых основных красителях.
Наряду с водными чернилами с 1936 года широкое распространение получили чернильные пасты для шариковых ручек на основе жирорастворимых красителей, органических смол и растворителей. Пасты водостойки, их устойчивость к химическим веществам и свету обычно выше, чем у чернил.
Шариковая паста.
Машинописные тексты стали распространятся с 1874 года. Поначалу ленты в печатных машинках пропитывались обычными красителями того времени, поэтому и тексты имели соответствующие свойства.
В 30-90 гг. XX века для пропитки лент печатных машин стали использовать сажу, а для 2 – 5 экземпляров копировальную бумагу. В состав копирки входили воскоподобные вещества, поэтому тексты были нерастворимы в воде, но неустойчивы к истиранию, а цветные еще и выцветали, в отличие от первого черного экземпляра, который не выцветал, был прочен к истиранию и химически устойчив.
Государственный архив Тюменской области
⌛ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
ИСТОРИЯ ЧЕРНИЛ. ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
Из-за обилия разных рецептур и параллельного их использования хронология возникновения и применения чернил точно не установлена.
Раньше других, видимо, начали применяться сажевые чернила, как наиболее доступные по технологии изготовления и источникам сырья.
Сажевые чернила (или тушь) – наиболее древние средства письма, получившие распространение задолго до появления бумаги. Сажа – это твердые частицы, образующиеся при неполном сгорании органических веществ, переносящиеся дымом и осаждающиеся на поверхностях, соприкасающихся с ним (внутренние поверхности печей, дымоходов и т.п.). Тушь получали, растирая мелкодисперсную, так называемую «жирную сажу» с водой и клеем. В качестве клеевых компонентов использовали камеди, рыбий и животный клеи, рисовые, ячменные, другие отвары.
Сажа – самый устойчивый черный пигмент широко применяется и в наше время для печатных текстов, ксерокопий, черных машинописных текстов, а производится преимущественно из природного газа.
Несколько позднее, а затем параллельно с сажевыми стали использовать цветные чернила на основе экстрактов природных красящих веществ. Некоторые из них давали яркоокрашенные продукты с солями металлов: так появились чернила из природных металлорганических красителей – железо-галловые, кампешевые, ализариновые. В конце ХIX в. появляются чернила из синтетических красителей. Желто-коричневые экстракты для цветных чернил получали при кипячении листьев, коры, древесины дубильных растений (орешки дуба, кора эвкалипта, ели, лиственницы, терна, вишни, гранатовые корки), содержащих таннин. Однако из множества природных веществ наибольшую известность и широкое распространение получили лишь несколько красителей, дающих в присутствии солей металлов интенсивно окрашенный текст с хорошей свето- и водостойкостью.
Железо-галловые чернила впервые упоминаются в I в. н.э. (Плиний).
В VI в. описан способ их получения из галловых (дубильных) орешков, в XII в. начинается распространение и широкое применение чернил в Европе. Для получения железо-галловых чернил смешивали дубильный экстракт, клей и железный купорос (соль 2-валентного закисного железа). Чернила имели бледную окраску, так как дубильные вещества с закисным железом не реагировали. Однако после нанесения на бумагу закисное железо окислялось воздухом в окисное, 3-валентное железо, а последнее образовывало с дубильными веществами черный краситель (железогаллат), прочно связанный с волокном. Стабилизацию чернил и их вязкость обеспечивали добавками клея, чаще всего камедью.
С середины XIX в. широко применялись для исполнения ценных документов железо-галловые чернила с добавками различных красителей, известные под названием «ализариновых».
Ализариновые чернила (1856 год) получали из дубильных веществ закисной соли железа, ализарина и индиго. Добавки индиго и ализарина подкрашивали чернила в зеленый цвет. Текст на бумаге, после образования железо-галлата, приобретал глубокую черную окраску. Чернила считались очень стойкими, так как все три красителя – железо-галлат, ализарин, индиго - отличались высокой химической стабильностью.
Кампешевые чернила получали из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, используя свойство экстракта окрашиваться в различные цвета при разной обработке. Например, кислотами кампеш окрашивался в красный цвет, солями железа и хрома – в черный, солями меди и щелочами – в синезеленый и т.п. Кампешевые чернила глубоко проникали в бумагу, хорошо закреплялись на волокне, давали водостойкий текст. Однако их прочность к окислителям была невысокой, а долговечность зависела от качества экстракта, технологии получения и цвета чернил.
К началу XX в. чернила из природных продуктов теряют свое значение и уступают место чернилам из синтетических красителей.
Чернила из синтетических красителей просты по составу и представляют собой водный раствор одного или нескольких красителей, антисептика (фенол, формалин), загустителя (сахар), антифриза (глицерин, гликоли). Красители хорошо растворимы в воде и поэтому современные чернила легко смываются с бумаги. Светостойкость и стойкость к химическим реактивам также незначительна. Особенно неустойчивы, быстро обесцвечиваются и разрушаются чернильные тексты в щелочной среде.
Наряду с водными чернилами с 1936 года широкое распространение получили чернильные пасты для шариковых ручек на основе жирорастворимых красителей, органических смол и растворителей. Пасты водостойки, их устойчивость к химическим веществам и свету обычно выше, чем у чернил.
В 30-90 гг. XX века для пропитки лент печатных машин стали использовать сажу, а для 2 – 5 экземпляров копировальную бумагу. В состав копирки входили воскоподобные вещества, поэтому тексты были нерастворимы в воде, но неустойчивы к истиранию, а цветные еще и выцветали, в отличие от первого черного экземпляра, который не выцветал, был прочен к истиранию и химически устойчив.
#гато72 #гато72_документы #архив #Тюменскаяобласть #взгляд_в_прошлое #чернила #краситель #сажа #тушь