421 – 406 гг.

до н. э. Афины. Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин. Расположен на Акрополе, севернее Парфенона. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид (греч. Кора - девушка), названный так по шести статуям из пентилийского мрамора 2,1 м. Все статуи сегодня заменены копиями. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевез одну из кариатид Эрехтейона в Велекобританию.

Эрехтейон выделяется среди других храмов древней Греции своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет дверные порталы и непрерывной лентой проходит по верху стен и портиков храма. Мастерство скульпторов древности пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасад Эрехтейона завершался рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. На нем были изображены разные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Изготовленные из белого мрамора фигуры делались отдельно, а потом прикреплялись к фону из синевато-черного известняка. Этот своеобразный прием создавал довольно впечатляющий эффект, а для его усиления детали скульптур покрывала позолота. Позолотой и росписью были покрыты и капители колонн. Дошедшие до нашего времени фрагменты этого удивительного фриза хранятся в музее Акрополя.
Храм афиняне строили после смерти Перикла в 429 г. до н. э. в сложной политической обстановке, он был завершён накануне поражения Афин в 405 году до н. э в Пелопоннесской войне со Спартой. Массив здания состоит из двух храмов. Один посвящен богине Афине, другой Посейдону, что связано с мифом о споре богов за господство над Аттикой. Согласно легенде, спор богов произошёл именно на этом месте, а автором храма является архаический царь Афин — Эрехтей. Название храм получил из-за остатков гробницы царя (вначале Эрехтейоном называли только одну из двух частей храма).

Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного здесь же на Акрополе, скорее всего, при Писистрате и уничтоженного во время Греко-персидских войн. Там хранились деревянный идол — ксоан Афины, по преданию упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропсом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Известно также, что было ещё много менее значимых святынь.

Внутри западной части храма, как утверждают афиняне, на скале можно видеть след от удара трезубца Посейдона, когда он выбил источник из скалы во время спора с Афиной. В вымостке пола сделано отверстие, в котором виднеется скала, такое же отверстие — в перекрытии, чтобы бог мог сходить с неба прямо в свой храм (так называемый гипетральный храм). Здесь же под полом портика находится вход в пещеру, где обитала священная змея богини Афины, которую в древности считали воплощением Эрихтония, прародителя жителей города. В некоторых источниках он отождествляется с царём Эрехтеем, основателем храма. Жители города приносили к пещере специально испечённые булочки — подношение змее (змею Эрихтонию). Под северным портиком, согласно ещё одной легенде, находится могила Эрехфея-Эрихтония.

Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине Полиаде (Градохранительнице). Именно здесь хранилось деревянное изображение богини (ксоан), которому ежегодно во время праздника Великих Панафиней подносили новый пеплос и раз в несколько лет окунали в море. Портик этой части имеет шесть колонн.

В западной части храма имеется отдельное святилище (выгороженное внутри наоса) Эрехтея, в котором его почитали наравне с Посейдоном. В соседнем небольшом помещении находились алтари бога огня Гефеста и Бута, брата Эрехтея, жреца богини Афины. Перед западным фасадом храма во «дворике» росла священная маслина — её даровала жителям Аттики богиня Афина (нынешнее дерево посажено в 1920-х гг.). оливковое дерево, посаженное Афиной в ходе спора в 480 году, было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь. Оно росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы — одной из дочерей Кекропса. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном. Вдоль западного фасада тянулся водоем с солёной водой (по преданию, он сообщался с морем, что физически невероятно), его считали тем самым источником, который даровал городу Посейдон.

Имя подлинного строителя сооружения неизвестно. Некоторые специалисты предполагают авторство Мнесикла. Высеченные надписи на каменных плитах, найденных на Акрополе, называют имена Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были организаторами работ. Во время персидского нашествия (480—479 гг. до н. э.) жители Афин увезли ксоан богини Афины на о. Саламин, а по возвращении восстановили разрушенное персами святилище. После пожара на Акрополе в 394 г. до н. э. святилище отстроили заново. Его назвали храмом Афины Полиады («Покровительницы города»), или «Святилищем ксоана».

В византийское время в Эрехтейоне был устроен христианский храм. Вплоть до XVII века постройка находилась в более-менее приличном состоянии. В 1687 году венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону, как и Парфенону, огромный ущерб. После восстановления греческой независимости упавшие фрагменты были водружены на место, но здание всё равно имеет значительные утраты. Лучше всего сохранился портик Пандросы с северной стороны.
Легенду о возникновении кариатид донёс до нас трактат римского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона, жившего во второй половине I века до нашей эры.
Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки — жрицы богини Афины.
/из инета/
#витамилая

Комментарии