Поэзия войны» История песни «Вечер на рейде» Что могло поддерживать солдат идти в бой, претерпевать невзгоды и лишения, двигаться к победе? Конечно, семья, родной дом и город. А что делать, если всего этого уже нет? Тогда можно обратиться к слову: слову, вселяющему надежды в умы людей, слову, поднимающему боевой дух, слову, гасящему боль. Все эти слова складывались в стихотворения, которые печатались в прифронтовых листках, газетах и передавались из рук в руки, из уст в уста. Цель нашей рубрики – напомнить нашим гражданам о поэзии времен Великой Отечественной войны, рассказать об истории создания, публикации, и о том, как стихотворение получило дальнейшую жизнь в кинематографе и музыке. В Севастополе, в музее обороны города-героя есть такой экспонат: листовки со словами песни «Вечер на рейде», пробитые пулями, залитые кровью, — лирическая песня вместе с моряками побывала в боях, помогала одерживать победы. А родилась эта песня, такая необычная для первых песен первого военного года, в другом городе-герое — Ленинграде, тихим вечером, когда против обыкновения фашистские самолеты не бомбили северную столицу. Ленинград готовился к обороне. Эвакуировались старики, женщины, дети, эвакуировались фабрики и заводы, музеи и театры... Жители города рыли противотанковые рвы и окопы, работали в портах. Было это накануне блокады, в августе сорок первого года. Вместе со всеми разгружал лесоматериалы в морском порту и композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, которому предстояло вскоре покинуть Ленинград с Театром оперы и балета имени Кирова. «Прощай, любимый город», — говорил себе композитор, с горечью думая о предстоящей разлуке с родным Ленинградом, где прошли его детство и юность, где пришли к нему первая любовь и первый успех. «Прощай, любимый город...» А в спокойной тишине еще светлой ночи разливались звуки гармони — кто-то перебирал ее лады на военном корабле, стоявшем на рейде. «Прощай, любимый город...» И постепенно рождалась мелодия будущей песни, лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу. Своим замыслом композитор поделился с поэтом Александром Чуркиным, тоже ленинградцем, с которым до войны написал несколько песен. И поэт рассказал в стихах и о летнем вечере, и о переборах гармони, сохранив в припеве дорогую для композитора строку: «Прощай, любимый город». Соловьев-Седой показал «Вечер на рейде» товарищам по перу, но не получил их одобрения: казалось, что нужны были в те суровые дни совсем другие песни — боевые, поднимающие настроение. «Действительно, они правы, — думал композитор, — сейчас не до лирики...» Зимой, в феврале сорок второго года Соловьев-Седой, за один день научившийся играть на аккордеоне, с группой артистов отправился на Калининский фронт. И вот однажды в маленькой солдатской землянке под Ржевом, когда были перепеты все песни из репертуара композитора, кто-то из бойцов попросил его спеть что-нибудь лирическое. И Соловьев-Седой решился. — В низкой, тускло освещенной землянке, — рассказывал он много лет спустя, — тесно окруженный бойцами, я впервые запел песню, сложенную мною еще в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, а потом все громче и громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца... И началась история, поначалу совершенно необъяснимая; в какую бы часть ни приезжала концертная бригада, Соловьева-Седого сразу же просили спеть «Вечер на рейде». Долго он не мог понять, каким же образом становится известной песня, которая еще ни разу даже не звучала по радио, каким образом узнают не только ее мелодию, но и текст? Выяснилось потом, что в судьбу песни вмешались фронтовые связисты: это они по боевым рациям напевали своим товарищам песню, диктовали ее слова. — Оказалось, что душевность и иногда даже грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам... Ну а после того, как «Вечер на рейде» был исполнен по Московскому радио, популярность песни стала всенародной. Появились и ее различные стихотворные варианты: в одном из партизанских соединений, например, пели так: «Прощай, любимый город, уходим завтра в горы...». Герой Советского Союза Д. Медведев в книге «Это было под Ровно» описывает, как в тылу врага праздновали партизаны 25-ю годовщину Октября: «Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности. Началось с хорового пения. «Прощай, любимый город» — эту песню знали все, запевали несколько голосов, весь наш «ансамбль» подхватывал». Звучал «Вечер на рейде» и как позывные блокадного Ленинграда, в полдень, когда по городскому радио сообщалось о скудном пайке — количестве граммов черного хлеба, которые будут выдаваться в этот день... Не было человека, которого оставила бы равнодушным эта замечательная песня, кстати, очень характерная для творчества выдающегося советского композитора: музе его свойственны благородство и чистота интонаций, мелодическая щедрость, близость русским фольклорным истокам. «Вечер на рейде» — прощальная лирическая песня, стала песней боевой. Воспевая Родину, она удесятеряла силы ее защитников. И до сих пор живет, как щемящее душу признание в любви к родной земле, к родному дому, без которого нет тебе нигде ни покоя, ни счастья. Споемте, друзья, ведь завтра в поход Уйдем в предрассветный туман. Споем веселей, пусть нам подпоет Седой, боевой капитан. Припев: Прощай, любимый город! Уходим завтра в море. И ранней порой Мелькнет за кормой Знакомый платок голубой. А вечер опять хороший такой, Что песен не петь нам нельзя. О дружбе большой, о службе морской Подтянем дружнее, друзья! Припев. На рейде большом легла тишина, А море окутал туман. И берег родной целует волна, И тихо доносит баян: Припев: Прощай, любимый город! ' Уходим завтра в море. И ранней порой. Мелькнет за кормой Знакомый платок голубой. Источники: 1.Ансамбль им. Александрова "Вечер на рейде". Вечер композитора Соловьева-Седого (1982) // https://clck.ru/34Ach7 2.Завадская Н.П. Любимые песни военных лет. / Рассказы. Песни. Фотодокументы. – М.: Советский композитор, 1987. – 120 с. 3.Нечаев Вечер на рейде // https://clck.ru/34Ach8
Камчатская краевая библиотека.Официальная группа
«Жди меня...
Поэзия войны»
История песни «Вечер на рейде»
Что могло поддерживать солдат идти в бой, претерпевать невзгоды и лишения, двигаться к победе? Конечно, семья, родной дом и город. А что делать, если всего этого уже нет? Тогда можно обратиться к слову: слову, вселяющему надежды в умы людей, слову, поднимающему боевой дух, слову, гасящему боль. Все эти слова складывались в стихотворения, которые печатались в прифронтовых листках, газетах и передавались из рук в руки, из уст в уста. Цель нашей рубрики – напомнить нашим гражданам о поэзии времен Великой Отечественной войны, рассказать об истории создания, публикации, и о том, как стихотворение получило дальнейшую жизнь в кинематографе и музыке.
В Севастополе, в музее обороны города-героя есть такой экспонат: листовки со словами песни «Вечер на рейде», пробитые пулями, залитые кровью, — лирическая песня вместе с моряками побывала в боях, помогала одерживать победы.
А родилась эта песня, такая необычная для первых песен первого военного года, в другом городе-герое — Ленинграде, тихим вечером, когда против обыкновения фашистские самолеты не бомбили северную столицу. Ленинград готовился к обороне. Эвакуировались старики, женщины, дети, эвакуировались фабрики и заводы, музеи и театры... Жители города рыли противотанковые рвы и окопы, работали в портах. Было это накануне блокады, в августе сорок первого года.
Вместе со всеми разгружал лесоматериалы в морском порту и композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, которому предстояло вскоре покинуть Ленинград с Театром оперы и балета имени Кирова. «Прощай, любимый город», — говорил себе композитор, с горечью думая о предстоящей разлуке с родным Ленинградом, где прошли его детство и юность, где пришли к нему первая любовь и первый успех. «Прощай, любимый город...»
А в спокойной тишине еще светлой ночи разливались звуки гармони — кто-то перебирал ее лады на военном корабле, стоявшем на рейде. «Прощай, любимый город...» И постепенно рождалась мелодия будущей песни, лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу.
Своим замыслом композитор поделился с поэтом Александром Чуркиным, тоже ленинградцем, с которым до войны написал несколько песен. И поэт рассказал в стихах и о летнем вечере, и о переборах гармони, сохранив в припеве дорогую для композитора строку: «Прощай, любимый город».
Соловьев-Седой показал «Вечер на рейде» товарищам по перу, но не получил их одобрения: казалось, что нужны были в те суровые дни совсем другие песни — боевые, поднимающие настроение. «Действительно, они правы, — думал композитор, — сейчас не до лирики...»
Зимой, в феврале сорок второго года Соловьев-Седой, за один день научившийся играть на аккордеоне, с группой артистов отправился на Калининский фронт. И вот однажды в маленькой солдатской землянке под Ржевом, когда были перепеты все песни из репертуара композитора, кто-то из бойцов попросил его спеть что-нибудь лирическое. И Соловьев-Седой решился.
— В низкой, тускло освещенной землянке, — рассказывал он много лет спустя, — тесно окруженный бойцами, я впервые запел песню, сложенную мною еще в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, а потом все громче и громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца...
И началась история, поначалу совершенно необъяснимая; в какую бы часть ни приезжала концертная бригада, Соловьева-Седого сразу же просили спеть «Вечер на рейде». Долго он не мог понять, каким же образом становится известной песня, которая еще ни разу даже не звучала по радио, каким образом узнают не только ее мелодию, но и текст? Выяснилось потом, что в судьбу песни вмешались фронтовые связисты: это они по боевым рациям напевали своим товарищам песню, диктовали ее слова.
— Оказалось, что душевность и иногда даже грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам...
Ну а после того, как «Вечер на рейде» был исполнен по Московскому радио, популярность песни стала всенародной. Появились и ее различные стихотворные варианты: в одном из партизанских соединений, например, пели так: «Прощай, любимый город, уходим завтра в горы...». Герой Советского Союза Д. Медведев в книге «Это было под Ровно» описывает, как в тылу врага праздновали партизаны 25-ю годовщину Октября: «Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности. Началось с хорового пения. «Прощай, любимый город» — эту песню знали все, запевали несколько голосов, весь наш «ансамбль» подхватывал».
Звучал «Вечер на рейде» и как позывные блокадного Ленинграда, в полдень, когда по городскому радио сообщалось о скудном пайке — количестве граммов черного хлеба, которые будут выдаваться в этот день...
Не было человека, которого оставила бы равнодушным эта замечательная песня, кстати, очень характерная для творчества выдающегося советского композитора: музе его свойственны благородство и чистота интонаций, мелодическая щедрость, близость русским фольклорным истокам.
«Вечер на рейде» — прощальная лирическая песня, стала песней боевой. Воспевая Родину, она удесятеряла силы ее защитников. И до сих пор живет, как щемящее душу признание в любви к родной земле, к родному дому, без которого нет тебе нигде ни покоя, ни счастья.
Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой, боевой капитан.
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!
Припев.
На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян:
Припев:
Прощай, любимый город! '
Уходим завтра в море.
И ранней порой.
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.
Источники:
1.Ансамбль им. Александрова "Вечер на рейде". Вечер композитора Соловьева-Седого (1982) // https://clck.ru/34Ach7 2.Завадская Н.П. Любимые песни военных лет. / Рассказы. Песни. Фотодокументы. – М.: Советский композитор, 1987. – 120 с.
3.Нечаев Вечер на рейде // https://clck.ru/34Ach8