С популяризацией охраны авторского права в России появляются и новые, а точнее давно забытые старые формы заимствования. По-настоящему грандиозных шедевров в любом проявлении искусства немного, что, собственно, и делает их шедеврами, потому большинство людей, занимающихся творчеством, встает перед вопросом — как создать нечто уникальное и не украсть чужое.
Поскольку искусство — это нечто возвышенное, для создания произведения создатели ищут музу. Творцы вдохновляются трудами предшественников, в надежде уловить тот смысл, который вложил в картину автор, поймать этот полет и создать что-то не менее шикарное. Но зачастую получается лишь жалкое подобие.
Тем не менее это вдохновение чужими произведениями для создания своего получило название — оммаж. Так стали называться труды, в которых авторы позаимствовали что-то у других, но сделали это не с желанием сплагиатить идею, а скорее поддавшись влиянию понравившегося творения.
Откуда появилось слово «оммаж»
В переводе с французского термин обозначает «уважение», «признательность». Изначально слово «оммаж» использовалось в феодальную эпоху. Так называлась церемония присяги во время заключения вассального договора в Западной Европе. Будущий вассал безоружный опускался на одно колено и, выражая свое почтение и поклонение, вкладывал ладони в руки сюзерена.
Photo by Jonathan Kemper on Unsplash
Причиной переложения названия церемонии на сферу искусства как раз и стало то самое поклонение. Теперь автор не просто копирует чужое произведение, а выражает в своем новом труде почтение и уважение к тому, чьей работе он подражает.
Казалось бы — такая маленькая хитрость, а позволяет фактически пользоваться плодами чужой интеллектуальной собственности без ущерба для собственной репутации.
Изначально оммаж был характерен для сферы изобразительного искусства, но со временем перешел и в другие сферы — литературу, кинематограф и тд.
Photo by Hermann Wittekopf on Unsplash
Оммаж в современном мире
На всякий случай стоит сразу отметить, что оммаж подразумевает свободное использование идеи. Форма «копируемого произведения» все еще охраняется авторским правом. Попросту говоря, можно написать еще одну книгу о мальчике-волшебнике, но нельзя назвать его Гарри Поттером и поселить в Хогвардсе, можно нарисовать еще один квадрат, но не черный, а синий. Позаимствовать у понравившегося автора можно элементы стиля, образы, сюжетную линию или общий смысл. Иными словами, для грамотного оммажа уместно употребить выражение «по мотивам произведения…», а не «плохая копия».
Photo by Marjan Blan on Unsplash
Если законность оммажа будет поставлена под сомнение, то защитить авторские права можно через суд, как в случае с обычным плагиатом. «Вдохновившегося» автора заставят внести создателя в авторы нового произведения, и также принудят выплатить все необходимые отчисления.
Таким образом оммаж — это не способ обратить на себя внимание как в черном пиаре, через обвинения в воровстве, а способ подчеркнуть величие автора работ и показать, как его произведения повлияли на современное творчество. Для исходных произведений, в свою очередь, оммаж — это новый виток внимания, когда в уже позабывшееся произведение буквально вдыхают новую жизнь.
Кадр из фильма "Ирония судьбы или с легким паром"
Таким ярким примером в кинематографе может послужить фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром». Спустя 30 лет, к юбилею выхода в свет оригинальной экранизации, режиссер Тимур Бекмамбетов повторяет любимую россиянами новогоднюю комедийную мелодраму. В новом варианте явно прослеживается связь с оригиналом — по сюжету герои фильма являются родственниками уже известных зрителю героев. Сюжет не просто копирует оригинальный, а пронизан идеей — дети точь-в-точь повторяют историю своих родителей, вплоть до диалогов. Новое развитие любовной истории настолько органично вписалось в новогоднюю историю, что телеканалы показывают эти два фильма теперь только в паре.
Непременные атрибуты оммажа
Разумеется, существуют недобросовестные жулики, которые, прикрываясь оммажем, попросту воруют чужое творчество. Кроме отдельного котла в аду для них существуют несколько обязательных правил, при которых оммаж не считается плагиатом. • Автор оммажа обязан указать создателя того произведения, которое он взял за основу своего. • Новое произведение отдает дань первоначальному творению, подчеркивает его важность и ценность. • Оммаж создается на основе правомерно опубликованных творений. • Оммаж может быть использован только для повышения культурной значимости исходного произведения и размещать такие работы желательно на выставках или других мероприятиях, посвященных творчеству автора, в тематических галереях или в публикациях. При переработке творческого замысла оммаж не стоит путать с цитированием, которое также относится к свободному использованию и передает дословные выдержки из оригинального произведения. Легальное использование допускается: • Без согласия автора, но с обязательным указанием его имени. • В объеме, оправданным для учебных, научных и информационных целей, в том числе в эфире радио или ТВ, сборниках, конференциях и т.д. • Без цели получения прибыли и любого коммерческого использования. Только при условии следования этим правилам возможности свободного использования позволят вписать чье-то произведение в собственную историю.
Академия Hard&Soft
Оммаж и цитирование в творчестве. Как быть?
Поскольку искусство — это нечто возвышенное, для создания произведения создатели ищут музу. Творцы вдохновляются трудами предшественников, в надежде уловить тот смысл, который вложил в картину автор, поймать этот полет и создать что-то не менее шикарное. Но зачастую получается лишь жалкое подобие.
Тем не менее это вдохновение чужими произведениями для создания своего получило название — оммаж. Так стали называться труды, в которых авторы позаимствовали что-то у других, но сделали это не с желанием сплагиатить идею, а скорее поддавшись влиянию понравившегося творения.
Откуда появилось слово «оммаж»
В переводе с французского термин обозначает «уважение», «признательность». Изначально слово «оммаж» использовалось в феодальную эпоху. Так называлась церемония присяги во время заключения вассального договора в Западной Европе. Будущий вассал безоружный опускался на одно колено и, выражая свое почтение и поклонение, вкладывал ладони в руки сюзерена.Казалось бы — такая маленькая хитрость, а позволяет фактически пользоваться плодами чужой интеллектуальной собственности без ущерба для собственной репутации.
Изначально оммаж был характерен для сферы изобразительного искусства, но со временем перешел и в другие сферы — литературу, кинематограф и тд.
Оммаж в современном мире
На всякий случай стоит сразу отметить, что оммаж подразумевает свободное использование идеи. Форма «копируемого произведения» все еще охраняется авторским правом. Попросту говоря, можно написать еще одну книгу о мальчике-волшебнике, но нельзя назвать его Гарри Поттером и поселить в Хогвардсе, можно нарисовать еще один квадрат, но не черный, а синий. Позаимствовать у понравившегося автора можно элементы стиля, образы, сюжетную линию или общий смысл. Иными словами, для грамотного оммажа уместно употребить выражение «по мотивам произведения…», а не «плохая копия».Таким образом оммаж — это не способ обратить на себя внимание как в черном пиаре, через обвинения в воровстве, а способ подчеркнуть величие автора работ и показать, как его произведения повлияли на современное творчество. Для исходных произведений, в свою очередь, оммаж — это новый виток внимания, когда в уже позабывшееся произведение буквально вдыхают новую жизнь.
Непременные атрибуты оммажа
Разумеется, существуют недобросовестные жулики, которые, прикрываясь оммажем, попросту воруют чужое творчество. Кроме отдельного котла в аду для них существуют несколько обязательных правил, при которых оммаж не считается плагиатом.• Автор оммажа обязан указать создателя того произведения, которое он взял за основу своего.
• Новое произведение отдает дань первоначальному творению, подчеркивает его важность и ценность.
• Оммаж создается на основе правомерно опубликованных творений.
• Оммаж может быть использован только для повышения культурной значимости исходного произведения и размещать такие работы желательно на выставках или других мероприятиях, посвященных творчеству автора, в тематических галереях или в публикациях.
При переработке творческого замысла оммаж не стоит путать с цитированием, которое также относится к свободному использованию и передает дословные выдержки из оригинального произведения. Легальное использование допускается:
• Без согласия автора, но с обязательным указанием его имени.
• В объеме, оправданным для учебных, научных и информационных целей, в том числе в эфире радио или ТВ, сборниках, конференциях и т.д.
• Без цели получения прибыли и любого коммерческого использования.
Только при условии следования этим правилам возможности свободного использования позволят вписать чье-то произведение в собственную историю.
Чтобы разобраться во всех тонкостях творчества с точки зрения авторского права - послушайте бесплатный интенсив Максима Дышлюка или присоединяйтесь к нашему курсу.