Хохломская роспись, мстёрская миниатюра, вологодское кружево, ростовская финифть, гжельский фарфор, абрамцево-кудринская резьба по дереву, дымковская игрушка… - вот лишь некоторые из видов художественных промыслов, существующих в нашей стране.
А чего стоят предметы, украшенные городецкой росписью, которые, вне всякого сомнения, способны с лёгкостью оживить любой интерьер?! Смотришь на узоры и понимаешь: бесспорно, русские! А этому промыслу, между прочим, уже более 160 лет! К счастью, и сегодня современные мастера продолжают традиции своих предшественников, бережно их сохраняя. Именно этим творцам и их ремеслу посвящён отдельный праздник – День народных художественных промыслов, отмечаемый в предпоследнее воскресенье июня. В числе причастных к дате – преподаватель декоративно-прикладного отделения Будённовской детской художественной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, мастер городецкой росписи Юлия Троценко. Более десяти лет преподаёт Юлия Александровна основы народной художественной русской росписи юным прикумчанам. По словам героини, знакомство с этим видом искусства у неё состоялось ещё в детстве, когда в 12 лет мама привела её в ДХШ города Будённовска. Там под чутким руководством С.А. Пальчиковой девочка начала осваивать городецкую роспись. Неудивительно, что по окончании лицея № 8 Юлия поступает в Пятигорский государственный технологический университет на факультет «Дизайн среды», где не оставляет занятий чудо-росписью. Более того, одна из её работ в вузе была посвящена сочетанию элементов городецкой росписи и конструктивизма. С заданием девушка справилась на отлично, чем заслужила хвалебные отзывы преподавательского состава. А сам шедевр мастер до сих пор бережно хранит в домашней коллекции и иллюстрирует своим ученикам. Получив красный диплом, Ю.А. Троценко вернулась в родную альма-матер в качестве педагога. И теперь она обучает мальчишек и девчонок нашего округа замысловатому и самобытному промыслу. - История данной росписи берёт своё начало в Городце - отсюда собственно и название «городецкая» - Нижегородской области в середине XIX века. Тогда ремесленники украшали резные донца прялок. Расцвет же дивных узоров связывают с приездом в 1870 году иконописца Огуречникова. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приёмы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоёв красок, «оживки» белилами, - рассказывает Юлия Александровна. Опыт росписи оказался настолько успешным, что позже ремесленники стали украшать рисунками не только прялки, но и всевозможные предметы быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, сани, сундуки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. По словам будённовской умелицы, особенность городецкой росписи в том, что она одновременно сочетает в себе простоту и выразительность, яркие цвета и сложные композиции, традиции и индивидуальное творчество мастеров. Любой при желании сможет её освоить и создать своими руками такое необыкновенное изделие, однако без изучения истории вопроса, без соблюдения ряда правил и аккуратности здесь однозначно не обойтись. - Конечно, особых навыков в рисовании городецкая роспись не требует, НО начинать нужно с изучения её элементов и поэтапного их выполнения красками сначала на бумаге, оттачивая приёмы работы кисточками разной толщины. Листок должен быть похож на листок, завитушка – на завитушку, а контуры обязательно выполнены ровно. Наполняемость поверхности той же доски орнаментом должна составлять до 80 - 95%, – отмечает педагог. В настоящее время городецкая роспись с её яркими рисунками, сюжетными зарисовками, выразительными образами остаётся востребованной и популярной, особенно среди туристов. Её элементы можно увидеть не только на традиционных деревянных изделиях, но и на сувенирах, предметах интерьера и даже в оформлении современных арт-объектов, что делает народный художественный промысел неотъемлемой частью русской культуры.
Культура Прикумья
:Культура Прикумья
Хохломская роспись, мстёрская миниатюра, вологодское кружево, ростовская финифть, гжельский фарфор, абрамцево-кудринская резьба по дереву, дымковская игрушка… - вот лишь некоторые из видов художественных промыслов, существующих в нашей стране.
А чего стоят предметы, украшенные городецкой росписью, которые, вне всякого сомнения, способны с лёгкостью оживить любой интерьер?! Смотришь на узоры и понимаешь: бесспорно, русские! А этому промыслу, между прочим, уже более 160 лет!
К счастью, и сегодня современные мастера продолжают традиции своих предшественников, бережно их сохраняя. Именно этим творцам и их ремеслу посвящён отдельный праздник – День народных художественных промыслов, отмечаемый в предпоследнее воскресенье июня.
В числе причастных к дате – преподаватель декоративно-прикладного отделения Будённовской детской художественной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, мастер городецкой росписи Юлия Троценко.
Более десяти лет преподаёт Юлия Александровна основы народной художественной русской росписи юным прикумчанам. По словам героини, знакомство с этим видом искусства у неё состоялось ещё в детстве, когда в 12 лет мама привела её в ДХШ города Будённовска. Там под чутким руководством С.А. Пальчиковой девочка начала осваивать городецкую роспись.
Неудивительно, что по окончании лицея № 8 Юлия поступает в Пятигорский государственный технологический университет на факультет «Дизайн среды», где не оставляет занятий чудо-росписью. Более того, одна из её работ в вузе была посвящена сочетанию элементов городецкой росписи и конструктивизма. С заданием девушка справилась на отлично, чем заслужила хвалебные отзывы преподавательского состава. А сам шедевр мастер до сих пор бережно хранит в домашней коллекции и иллюстрирует своим ученикам.
Получив красный диплом, Ю.А. Троценко вернулась в родную альма-матер в качестве педагога. И теперь она обучает мальчишек и девчонок нашего округа замысловатому и самобытному промыслу.
- История данной росписи берёт своё начало в Городце - отсюда собственно и название «городецкая» - Нижегородской области в середине XIX века. Тогда ремесленники украшали резные донца прялок. Расцвет же дивных узоров связывают с приездом в 1870 году иконописца Огуречникова. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приёмы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоёв красок, «оживки» белилами,
- рассказывает Юлия Александровна.
Опыт росписи оказался настолько успешным, что позже ремесленники стали украшать рисунками не только прялки, но и всевозможные предметы быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, сани, сундуки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.
По словам будённовской умелицы, особенность городецкой росписи в том, что она одновременно сочетает в себе простоту и выразительность, яркие цвета и сложные композиции, традиции и индивидуальное творчество мастеров. Любой при желании сможет её освоить и создать своими руками такое необыкновенное изделие, однако без изучения истории вопроса, без соблюдения ряда правил и аккуратности здесь однозначно не обойтись.
- Конечно, особых навыков в рисовании городецкая роспись не требует, НО начинать нужно с изучения её элементов и поэтапного их выполнения красками сначала на бумаге, оттачивая приёмы работы кисточками разной толщины. Листок должен быть похож на листок, завитушка – на завитушку, а контуры обязательно выполнены ровно. Наполняемость поверхности той же доски орнаментом должна составлять до 80 - 95%,
– отмечает педагог.
В настоящее время городецкая роспись с её яркими рисунками, сюжетными зарисовками, выразительными образами остаётся востребованной и популярной, особенно среди туристов. Её элементы можно увидеть не только на традиционных деревянных изделиях, но и на сувенирах, предметах интерьера и даже в оформлении современных арт-объектов, что делает народный художественный промысел неотъемлемой частью русской культуры.