«Мы за ценой не постоим!» 15 главных песен Победы

Наши любимые песни военных и первых послевоенных лет — общая память нескольких поколений. Эти мелодии и стихи помогают лучше понять и события грозной эпохи, и чувства людей, на долю которых выпали тяжкие испытания.
🔸 Не забудьте подписаться, чтобы ничего не пропустить! 
«Мы за ценой не постоим!» 15 главных песен Победы

«Священная война»

  • Песни Великой Отечественной войны - Священная война
Чёрно-белые кадры хроники по телевизору, марширующие колонны солдат, уличные громкоговорители июня 1941-го — и неостановимый, как девятый вал, рокот праведного гнева. В этой тяжёлой поступи и звучании многоголосного хора уже в первые дни войны был вынесен приговор захватчикам.

Песня родилась быстро, под влиянием импульса. Текст «Священной войны» авторства Василия Лебедева-Кумача был опубликован в газетах «Известия» и «Красная звезда» 24 июня 1941 года. И уже 26 июня войска уходили на фронт с Белорусского вокзала под мелодию Александра Александрова. С осени 1941 года «Священная война» начала звучать по радио ежедневно, сразу после утреннего боя курантов Кремля. Напоминая, что каждый день приближает страну к неизбежной победе.

«Синий платочек»

  • Клавдия Шульженко - Синий платочек
Прообраз «Синего платочка» — мелодия пианиста Ежи Петербургского, которую в 1939 году исполнил в Москве польский джазовый оркестр. На концерте присутствовал поэт Яков Галицкий, написавший первый вариант стихов прямо на месте.

На тот момент это был лишь лирический шлягер о расставании пары влюблённых. Но уже в 1942 году Лидия Русланова исполняла «Синий платочек» перед бойцами на передовой с новым текстом, в котором в прощании угадывались проводы на фронт.

Поэт Борис Ковынев предложил вариант со знаменитыми строками «Двадцать второго июня ровно в четыре часа...», а Клавдия Шульженко исполняла «Синий платочек» с хрестоматийным текстом сотрудника военной газеты Михаила Максимова, в котором «строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».

«Случайный вальс»

  • Военные песни - Случайный вальс
«Офицерский вальс» был написан поэтом Евгением Долматовским и композитором Марком Фрадкиным в 1943 году, когда оба ехали на поезде из Сталинграда в Елец. Фрадкин исполнял новую песню на полустанках на аккордеоне. В результате уже под Ельцом авторы услышали своё же сочинение, но уже в исполнении бойцов!

В основе песни — стихотворение Долматовского «Танцы до утра», опубликованное в феврале 1942 года и вдохновлённое рассказом лётчика, который познакомился с девушкой по имени Зина на танцевальном вечере, но был вынужден расстаться с ней.

«Офицерский вальс» ждала непростая судьба. Уже во время войны он превратился в «Случайный вальс», поскольку описанная в нём ситуация мирной передышки между боями была близка не только офицерам, но и рядовым. После войны вальс не тиражировался и вернулся к слушателям только в эпоху хрущёвской оттепели.

«Смуглянка»

  • Московский Казачий Хор - Смуглянка
Широкую популярность «Смуглянке» обеспечил фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» (1973). Но песня гораздо старше. Она была написана поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым в 1940 году в качестве эпизода сюиты в честь красного командира Григория Котовского. И несколько раз была отвергнута цензурой по причине легкомысленности.

В ноябре 1944 года «Смуглянка» вошла в концертную программу Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски. Выступление транслировалось по радио из зала им. П. И. Чайковского. Напевная «Смуглянка» была мгновенно подхвачена слушателями по всей стране и на фронте.

«Давай закурим»

  • Клавдия Шульженко - Давай закурим
В первом варианте стихотворения корреспондента фронтовой газеты Ильи Френкеля «Давай закурим» были слова о тёплом южном ветре и раскисших дорогах в Ростове и Таганроге, напоминающие об эпизоде осени 1941 года, когда на Южном фронте внезапно выпал и так же внезапно растаял снег.

Знаменитую мелодию к стихам в 1942 году написал композитор-фронтовик Модест Табачников. В новой редакции «Давай закурим» — уже без Ростова и Таганрога — с февраля 1943 года пела для бойцов на передовой Клавдия Шульженко.

«В землянке»

  • Владимир Трошин - В землянке
Проникновенная песня на тему солдатского быта во время передышки была написана в 1942 году военным корреспондентом Алексеем Сурковым и композитором Константином Листовым, которые творили в самой гуще боёв, очутившись в землянке после прорыва через занятую врагом деревню и минное поле.

Кажущийся упаднический пассаж «До тебя мне дойти далеко, а до смерти четыре шага» вызвал вопросы у начальства, но песня настолько полюбилась бойцам, что они сами вступились за неё. И пели по всем фронтам без опаски, зная цену каждому слову.

«Катюша»

  • Тамара Синявская - Катюша
Не зря бесствольные системы полевой реактивной артиллерии так и вошли в историю под ласковым именем «Катюша»! Сама же песня была написана ещё до войны. В 1938 году композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский сочинили музыкальную историю о девушке, которая хранит верность далёкому бойцу на дальнем пограничье.

Трогательная тема любви солдата и девушки не могла не вызвать живой отклик. Тот случай, когда песня уходит в народ: во время Великой Отечественной войны «Катюшу» постоянно перепевали и переписывали, добавляя куплеты и детали: «Эта наша русская Катюша / Немчуре поёт за упокой!»

«Тёмная ночь»

  • Марк Бернес - Темная ночь
В 1943 году в эвакуации в Ташкенте режиссёр Леонид Луков снимал фильм «Два бойца». Для ночной сцены, во время которой пулемётчик в исполнении Марка Бернеса пишет письмо домой во фронтовой землянке, понадобилась песня.

Композитор Никита Богословский написал мелодию прямо в присутствии режиссёра. После того, как поэт Владимир Агатов предложил стихотворение, похожее на текст письма с передовой, был срочно найден гитарист для записи. Ночью в студии Марк Бернес записал вокальную партию, а наутро он был уже на съёмочной площадке, играя сцену в землянке.

«Дороги»

  • Василий Лановой - Эх, дороги…

Песня была создана осенью 1945 года по свежим следам и впечатлениям, в качестве воспоминания о пыльных дорогах военной поры, сотни километров которых намотали наши солдаты на пути к Победе. Музыку написал Анатолий Новиков, текст — Лев Ошанин.

«Соловьи»

  • Беляев - Соловьи
В декабре 1944 года пересеклись пути корреспондента фронтовой газеты Алексея Фатьянова, который прибыл в Москву в отпуск после участия в боях в Венгрии, и композитора Василия Соловьёва-Седого. Результатом встречи стала песня, которая была написана в тот же день. И впервые исполнена самими авторами для работников обслуживающего персонала гостиницы «Москва», которых пригласили оценить свою работу.

Среди первых слушателей был и генерал из соседнего номера, который предложил заменить «ребят» на «солдат»: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, / Пусть солдаты немного поспят». Кстати, в числе своих любимых песен «Соловьи» упомянул и Георгий Жуков.

«Враги сожгли родную хату»

  • Марк Бернес - Враги сожгли родную хату
Трагический текст этой песни служит напоминанием о горьких последствиях войны: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. / Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?» Поэт Михаил Исаковский написал пронзительный стихотворный монолог солдата в 1945 году. Мелодию предложил Матвей Блантер.

Однако уже после первой трансляции по радио в 1949 году песня была удалена из эфира по причине своей чрезмерной трагичности. Слишком болезненно она могла восприниматься в то время. Лишь в 1960 году Марк Бернес исполнил «Враги сожгли родную хату» на концерте — и песня пошла в народ. А через пять лет маршал Василий Чуйков попросил исполнить её на «Голубом огоньке». С мнением героя Сталинграда и Дважды Героя Советского Союза пришлось считаться.

«Москвичи»

  • Марк Бернес - Москвичи
Поэт Евгений Винокуров написал стихотворение «Серёжка с Малой Бронной» под впечатлением от поступка своего школьного товарища, который отправился на фронт в 17-летнем возрасте. При этом он сам в неполные 18 лет командовал артиллерийским взводом!

Сюжет стихотворения о юных москвичах, не вернувшихся с войны, и их матерях, по-прежнему ждущих детей, поразил композитора Андрея Эшпая практически точным попаданием в историю его собственной жизни. Идею положить слова на музыку предложил Марк Бернес.

Поэт отказался вносить правки в текст, на которых настаивали певец и композитор. Слова «Но помнит мир спасённый, / Мир вечный, мир живой / Серёжку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой» были предложены Вадимом Сикорским.

«Журавли»

  • Марк Бернес - Журавли
«Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей»...

Сначала было стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли», написанное на аварском языке под впечатлением от памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме, которая мастерила бумажных журавликов в надежде вылечиться от лейкемии.

В 1968 году Наум Гребнёв выполнил перевод стихотворения на русский язык. Именно этот текст заинтересовал Марка Бернеса, который сам в это время боролся с тяжёлым недугом. В тексте «джигиты» были заменены на «солдат» для универсальности. Запись песни на мелодию Яна Френкеля, которая состоялась 8 июля 1969 года, стала последней в жизни актёра и певца, его прощальным посланием миру.

«Он не вернулся из боя»

  • Владимир Высоцкий - Он не вернулся из боя
Тема фронтового братства на Великой Отечественной войне была для Владимира Высоцкого одной из центральных. Его отец был военным с самого детства будущий бард увлечённо слушал рассказы фронтовиков. Песни Высоцкого на военную тему звучали в спектаклях и фильмах, со сцены и в записи.

В 1969 году во время съёмок фильма «Сыновья уходят в бой» Владимир Высоцкий по просьбе режиссёра Виктора Турова написал песню о потере боевого товарища. Спустя два года с этим произведением познакомилась и широкая публика. А ещё через год «Он не вернулся из боя» вышла на мини-альбоме «Песни Владимира Высоцкого из кинофильмов».

«Нам нужна одна победа»

  • Советские песни - Нам нужна одна победа
Булат Окуджава ушёл на фронт добровольцем в 17-летнем возрасте. Был ранен, после госпиталя вернулся на передовую. В 1970 году, вспоминая свой опыт, музыкант и поэт написал «Нам нужна одна победа» для фильма «Белорусский вокзал».

На экране эту балладу о подвиге и надежде исполняет героиня Нины Ургант. Оркестровый вариант аранжировал композитор Альфред Шнитке. А в дальнейшие годы «Нам нужна одна победа» исполнялась многими артистами эстрады, став одной из любимых миллионами слушателей песен на военную тему.
🔸 Заглядывайте на огонёк! Спасибо за класс и комментарий! 

Комментарии