Ысыах — древний якутский праздник, посвященный общению с небом и видимым символом у народа саха — солнце. Так получилось, что именно якуты сумели сохранить наибольшее количество обрядов и благословений древней веры в небеса. Живое тому доказательство — 22 июня. Это летнее равноденствие, а также начало короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся солнцу и огню в сакральном и метафизическом смысле. Даже этимология слова «сах» означает огонь, солнечный свет или просто свет. По сценарию Ысыаха на Землю прибывает бог солнца Айыы. Поэтому для них и был установлен Айыы Сэргэ - Божий Коновязь. Ведь боги придут на пламенных конях. Слово «Ысыах» можно перевести словами «окропить». В этот день говорят добрые напутствия и поют - Алгыс. Они относятся не только к Айыы и Танаре, но также к людям и природе, таким как леса, поля, озера и реки.
Якутский Ысыах называли праздником, потому что он длился несколько дней. Порядок проведения этого праздника утверждается на республиканском уровне. В древности это время не включали в календарь, приравнивая неудачи одного и того же дня к месяцам. За это время были совершены десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и питьем огня, солнца и неба. Это символизирует отношения, установившие между Богом и человеком. Участники торжества ведут себя так же перед богами, как будто прибыл уважаемый и любимый старший родственник. Хочется кушать, проявлять силу, ловкость, удивляться в танце, обновлять якутскими орнаментами и узорами, разговаривать и делиться своими мыслями. Это как раз главная мотивация якутского праздника.
Надо отметить, что якутский праздник Ысыах всегда оставался веселым и по-детски наивным. Вот несколько примеров конкурсов, проводимых во время празднования. Соревнования в перепрыгивании на одной ноге через отметку, прыжки на двух ногах, съедении большего количества еды и выпитом большем количестве кумыса. Можно подумать, что-то же самое думают и пионервожатые пионерлагерей, и народные артисты, ведь дети и взрослые редко воспринимают подобное соревнование с энтузиазмом.
Неслучайно кульминацией праздника является якутский осуохай. Это символизирует объединение всех людей в один большой хоровод. Сделайте размеренное движение и двигайтесь по направлению к солнцу. Вождь непрестанно поет песню, восхваляющую все, что произошло. Движение начинается во второй половине дня и продолжается до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец длится три дня и три ночи. Конечно, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился долго и наполнял участников и зрителей единой энергией.
Республика Саха (Якутия)
:нюргуяна дьяконова (сергучева)
Якутский праздник Ысыах
Ысыах — древний якутский праздник, посвященный общению с небом и видимым символом у народа саха — солнце. Так получилось, что именно якуты сумели сохранить наибольшее количество обрядов и благословений древней веры в небеса. Живое тому доказательство — 22 июня. Это летнее равноденствие, а также начало короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся солнцу и огню в сакральном и метафизическом смысле. Даже этимология слова «сах» означает огонь, солнечный свет или просто свет. По сценарию Ысыаха на Землю прибывает бог солнца Айыы. Поэтому для них и был установлен Айыы Сэргэ - Божий Коновязь. Ведь боги придут на пламенных конях. Слово «Ысыах» можно перевести словами «окропить». В этот день говорят добрые напутствия и поют - Алгыс. Они относятся не только к Айыы и Танаре, но также к людям и природе, таким как леса, поля, озера и реки.