Предчувствие трагических испытаний и переживания о судьбе родины в картинах историка славянской души -художника Бориса Григорьева

Живописца и литератора Григорьева Бориса Дмитриевича в России долгое время считали белоэмигрантом, игнорируя его творчество. Между тем, эксперты называют маэстро историком славянской души. Понять, с чем сегодня связан интерес к французскому художнику с русскими корнями: его эксцентричностью или новаторством, возможно, если приоткрыть завесу его жизни.
Борис Григорьев "Мать и дитя", 1918
Борис Григорьев "Мать и дитя", 1918

Пути становления маэстро

Будущий живописец появился на свет в 1886 году, в Москве, а детство прошло на волжском берегу в городе Рыбинске. Уклад семьи Григорьевых, по словам самого художника, был богемным. Семья часто посещала московские и петербургские театры, абонировала ложу в местной опере. Домочадцы пользовались огромной библиотекой, музицировали, устраивали домашние спектакли.
Борис Григорьев "Натюрморт с апельсинами"
Борис Григорьев "Натюрморт с апельсинами"
Борис Григорьев "Натюрморт со свечой".
Борис Григорьев "Натюрморт со свечой".
Борис Григорьев "Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань"
Борис Григорьев "Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань"

Прежде чем стать художником, Борису пришлось преодолеть сопротивление родителей, которые желали видеть сына коммерсантом и отправили на учебу в Московскую коммерческую академию.
Однако увлечение живописью победило, и в 1902 году семнадцатилетний юноша, успешно выдержав сложнейший экзамен, начинает учиться в МУЖВЗ, а через год становится еще и студентом художественно-промышленного училища имени С. Строганова.
Борис Григорьев "Сельма Александр".
Борис Григорьев "Сельма Александр".

Здесь происходит важное знакомство юного студента и известного импрессиониста Д. А. Щербиновского. Профессор оценил старания начинающего рисовальщика и способствовал его поездке на стажировку в Мюнхен. В группе стажеров Борис знакомится с Елизаветой фон Браше, впоследствии ставшей его женой.
Борис Григорьев "Букет цветов"
Борис Григорьев "Букет цветов"

В поисках новых приемов рисования Григорьев переезжает в Петербург, чтобы стать вольным слушателем академии художеств. Именно в академии он проникается новаторскими идеями Александра Киселева, известного пейзажиста, «передвижника».
Совершенствовать мастерство он решает в Париже, откуда, воодушевленный, возвращается с огромной коллекцией рисунков. Однако новаторская метода вызвала недовольство педагогов – приверженцев традиционной школы и стала причиной исключения его из Петербургской академии.
Борис Григорьев "Женщина в цилиндре"
Борис Григорьев "Женщина в цилиндре"

Впрочем, для уже нашедшего свой путь рисовальщика это было неважно, так как в его жизни произошли судьбоносные встречи с импрессионистом Н. Кульбиным, футуристом В. Хлебниковым, авангардистом Д. Бурлюком из «Мира искусств» и «Голубой розы». Их оригинальные взгляды на мироздание, а также идеи футуризма, творчество Ван Гога, фовистов и последующее европейское турне повлияли на воззрение художника, отразившись в манере рисования.
К сведению! До эмиграции Борис Григорьев был известным, высокооплачиваемым портретистом. Его творчество лестно оценивалось критиками, вернисажи посещались, картины покупались коллекционерами.
Борис Григорьев "Женщина в красном".
Борис Григорьев "Женщина в красном".
Борис Григорьев "Девушка из Калифорнии".
Борис Григорьев "Девушка из Калифорнии".
Борис Григорьев "Женский портрет".
Борис Григорьев "Женский портрет".

«Григорьевский» уникальный стиль

Определить живописный стиль, в котором работал художник, нелегко. Даже авторитетные эксперты не смогли полностью его охарактеризовать, мечась от авангардизма к экспрессионизму с оттенками неопримитивизма. Скорее всего, эта неопределенность шла от неуемной энергии мастера, находящегося в вечном поиске.
Борис Григорьев "Дети", 1923
Борис Григорьев "Дети", 1923

По мнению специалистов, Григорьев выработал собственный почерк и был признан самобытным рисовальщиком с напористой, быстрой и ироничной кистью.
Уникальный «григорьевский» стиль виден и в ранних фольклорных рисунках, и портретах, написанных в жанре буффонады (В. Мейерхольд в образе паяца), и парижских зарисовках, созданных при обучении в студии Гранд Шомьер.
Борис Григорьев "Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда", 1916
Борис Григорьев "Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда", 1916

Современникам были по нраву эмоциональные рисунки с особой ритмической структурой и резким колоритом, похожие по своей выразительности на графику Матисса. Умение художника владеть выразительной возможностью линии отточилось в Париже, там же настал его звездный час.
Борис Григорьев "Верхняя Савойя"
Борис Григорьев "Верхняя Савойя"
Борис Григорьев "Дом под деревьями"
Борис Григорьев "Дом под деревьями"
Борис Григорьев "Бориселла, вилла художника в Кань-сюр-Мер"
Борис Григорьев "Бориселла, вилла художника в Кань-сюр-Мер"

Интересно! Художник мечтал написать портрет Горького, поэтому в 1926 году он отправился в итальянское поместье писателя. Там, в окрестностях Сорренто, писатель позировал мастеру. Образ, а особенно руки натуры, (по мнению критиков, жесты кукловода или знаки масонов) говорят о новаторской манере автора.
Борис Григорьев "портрет Максима Горького", 1926
Борис Григорьев "портрет Максима Горького", 1926

Несмотря на поддержку «буревестника революции», супругам не удалось вернуться в Россию. Они обосновались во французской провинции, где столкнулись с финансовыми трудностями. Борису Дмитриевичу пришлось отправиться в Чили для преподавания в тамошней академии художеств. И уже весной тридцатого года Париж увидел блестящую экспозицию новых работ по мотивам Южной Америки.
Борис Григорьев "Берег моря. Южная Америка"
Борис Григорьев "Берег моря. Южная Америка"

Русские темы в творчестве

Одним из самых знаковых живописных альбомов Бориса Григорьева стал сборник «Расея», в котором сопровождающиеся тексты написаны историком П. Щеголевым, художником Н. Радловым и самим мастером. В нем он с особой болью размышляет о революции. Героями картин стали русские люди, крестьяне послереволюционной России.
Борис Григорьев "Земля народная", 1917
Борис Григорьев "Земля народная", 1917

Альбом произвел на публику оглушающее впечатление. Зрители всматривались в гневные лица простых людей, эксперты вспоминали пророчества о его склонности к гротеску. Но дело не в озлобленной натуре, а в умении автора владеть спектром чеканных линий и достоверным изображением, помогающими высветить главное, отодвинув второстепенные нюансы.
Борис Григорьев "Пастух в горах", 1920
Борис Григорьев "Пастух в горах", 1920
Борис Григорьев "Девочка с бидоном. Утро в деревне", 1917
Борис Григорьев "Девочка с бидоном. Утро в деревне", 1917
Борис Григорьев "Старуха-молочница", 1917
Борис Григорьев "Старуха-молочница", 1917

Критики считают, что в сборнике мастер отчасти отразил личную боль, так как вихрь революции ворвался и в его жизнь. Ему с трудом удалось добиться освобождения из-под ареста жены и уехать в Париж.
Тема «Расеи» получила продолжение в «Ликах России». Этим циклом автор выразил свои переживания о судьбе родины и предчувствие трагических испытаний.
Борис Григорьев "Лики России", 1921
Борис Григорьев "Лики России", 1921

Как итог эпохальных произведений, мастер воплотил свой давний замысел в создании пятиметровой картины «Лики мира», где человечество представлено в характерных образах.
Однако последняя выставка картин о Латинской Америке, равнодушно встреченная публикой, принесла художнику разочарование. Душевное здоровье было подорвано, художник заболел и зимой 1939 года покинул этот мир.
Борис Григорьев "Лики Мира", 1930
Борис Григорьев "Лики Мира", 1930

Об уникальном творчестве Бориса Григорьева заговорили в перестроечный период. При поддержке Фонда культуры удалось подготовить первую арт-выставку маэстро. Сегодня знатоки могут оценить полотна художника в музейных экспозициях, интернете и каталогах.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!
Заглядывайте в мою группу в контакте, если интересуетесь живописью! 

Сделай репост в свои соц. сети, и твои друзья тоже познакомятся с этим художником! Спасибо!

Комментарии

Комментариев нет.