7 фев 2024

М-54 V-ка от КМЗ

С учетом многих прогрессивных решений на Киевском заводе построены опытные двигатели М-52 и К-650. В них, например, предусмотрена верхнеклапанная система газораспределения, введена фильтрация масла и воздуха. Цилиндры выполнены из алюминиевого сплава. Двигатели имеют цельнолитой коленчатый вал с разъемными шатунными подшипниками скольжения, систему вентиляции с выводом в воздухоочиститель и некоторые другие усовершенствования. За счет всего этого улучшены все основные параметры двигателя. Но оппозитная схема расположения цилиндров по-прежнему остается серьезным недостатком конструкции.
Несравненно более прогрессивной является V-образная схема с поперечным расположением цилиндров. Экспериментальный двигатель такой конструкции М-54 — также создан в Киеве.
В чем же заключается его основное преимущество перед оппозитмым?
V-образная схема обеспечивает хорошую защиту цилиндров, головок, свечей сжигания и карбюраторов от грязи и воды, что, в свою очередь, улучшает охлаждение, устраняет коробление цилиндров, а также повышает долговечность и надежность работы двигателя. Кроме того, это дает возможность беспрепятственно ездить по мокрым дорогам, преодолевать глубокие броды и значительно облегчает чистку двигателя.
В этом двигателе — один карбюратор (без подогревателя) с двумя диффузорами, благодаря чему устраняется вредное влияние неравномерности впуска и необходимость строгой регулировки карбюраторов. За счет этого также увеличивается срок службы двигателя и упрощается его техническое обслуживание.
К этому надо еще добавить свободное размещение педали ножного переключения передач и удобство пользования ею, простую компоновку впускной трубы с воздухоочистителем, расположенным в топливном баке, облегченный пуск двигателя зимой из-за стенания масла со стенок цилиндров.
В V-образной схеме длина клапанных штанг меньше, чем в любой другой, коленчатый вал может быть выполнен одноколенным, а привод механизма газораспределения с наименьшим количеством шестерен.
Есть еще одно преимущество у этого двигателя, имеющее особое значение для спортивных модификаций: безопасность кренов на поворотах (у мотоциклов без коляски) и большая проходимость на тяжелых дорогах.
Таким образом, V-образная схема с поперечным расположением цилиндров имеет много достоинств. Справедливости ради, надо сказать и о её недостатках: неравномерности рабочих и впускных тактов и неполном уравновешивании при углах развала цилиндров менее 90°. Но эти недочеты сами по себе не имеют решающего значения.
При двухдиффузорном карбюраторе неравномерность впуска не отражается на работе системы питания. По степени уравновешивания одноцилиндровые или двухцилиндровые двигатели, выполненные по схемам 5 и 7 (см. № 7 журнала), уступают V-образной схеме с углом развала цилиндров 90°. Однако именно они получили наибольшее распространение в мировой практике мотоциклостроения. Из этого следует, что уравновешивание не играет первостепенной роли, вибрации могут быть устранены рациональной подвеской, как это сделано, например, у английских «Самбимов» с рядным двигателем.
Итак, можно, очевидно, сказать, что из двигателей отечественных тяжелых мотоциклов наиболее перспективным является V-образный верхнеклапанный двигатель с высоким крутящим моментом на малых оборотах, двухдиффузорным карбюратором скомпонованным с воздухоочистителем в топливном баке, шатунными подшипниками скольжения, цилиндрами из алюминиевого сплава и системой смазки, имеющей очистку масла и масляный резервуар в картере.
Остается только пожелать, чтобы работы над таким двигателем, начатые в ЦКЭБ мотоциклостровния и на Киевском мотозаводе, были в ближайшее время успешно завершены.
Киев.
Инж. А. ПОЗДНЯКОВ
Судя по всему мотор был скопирован с мотоцикла Victoria V 35 Bergmeister (фото2-9), экземпляр которого имеется (скорее всего давно уже исчез) в "музее/складе" КМЗ (фото2).
Виктория была производителем мотоциклов в Нюрнберге (Германия) с 1901 до 1966года.
Краткие характеристики Victoria V 35:
Год выпуска 1955
Двигатель: V-2-цилиндровый. Шатуны сидят на общем кривошипном пальце.
Объем: 347 куб.см
Диаметр цилиндра × ход: 64 х 54 мм
Управление клапанами: нижний распределительный вал (OHV)
Мощность на об / мин: 15,5 кВт (21 л.с.) при 6350
Степень сжатия: 1: 7,5
Карбюратор: Bing Ø 24 мм
Охлаждение: воздушное охлаждение
Трансмиссия: 4-ступенчатая на цепях
Передняя подвеска: Телескопическая вилка
Задняя подвеска: телескопическая
Колесная база: 1400 мм
Размер шин: 3.50-19
Снаряженная масса (без водителя): 177 кг
Емкость топливного бака: 18.5 литров либо 15 или
Максимальная скорость: 130 км / ч

М-54 V-ка от КМЗ - 957122408616
КМЗ М-54 R.I.P.
М-54 V-ка от КМЗ - 957122416808
Victoria V 35 Bergmeister в музее КМЗ
М-54 V-ка от КМЗ - 957122480040
Victoria V 35 Bergmeister
М-54 V-ка от КМЗ - 957122551720
Victoria V 35 Bergmeister
М-54 V-ка от КМЗ - 957122656168
Victoria V 35 Bergmeister
М-54 V-ка от КМЗ - 957122661544
Victoria V 35 Bergmeister
М-54 V-ка от КМЗ - 957122672808
Victoria V 35 Bergmeister
М-54 V-ка от КМЗ - 957122681512
Victoria V 35 Bergmeister

Комментарии