3 сен 2024

«Ява» - мотоциклы, породившие культ.

(Довоенный период).
Вызывающее название, не правда ли? Однако, история сложилась так, что мотоциклы из Чехословакии под маркой «Ява», действительно, стали культовыми в СССР в период 1960-ых по конец 1980-ых – про них сочиняли и пели песни, рассказывали анекдоты. Они снимались в кино, мы видим их в фильмах «Приключения Электроника», «Сыщик», «Бриллиантовая рука» и «Спортлото-82». А самое главное – о них мечтали. Наверное, не было в СССР человека, который не знал бы об этих мотоциклах. А каждый, кто задумывался о приобретении мотоцикла, мечтал всегда о Яве…
История марки очень объемная и интересная, поэтому она будет в двух частях. В первой части мы расскажем об истории компании до 1945 года – о создателе компании, ее нелегком развитии, а также деятельности под оккупацией нацистов.
Начнем с начала. Жил в Чехословакии инженер и изобретатель по имени Франтишек Янечек (1878-1941). Он окончил инженерную школу, открыл механическую мастерскую и изобрел много разных приборов. Воевал на полях Первой мировой войны, а после войны основал производство оружия и одно из его изобретений – ручная граната - даже пошло в серийное производство.
В 1927 году Франтишек увидел возможность выпуска мототехники и выкупил лицензию на производство мотоциклов у немецкой компании «Wanderer» и создал компанию, название которой являлось сочетанием первых двух букв «Янечек» и «Вандерер». Первая модель – «Jawa-500 OHV» имела 4-тактный двигатель объемом 500 см³ мощностью 18 л.с. и 3-ступенчатую коробку передач. Мотоцикл получился дорогим, тяжелым, громоздким, но надежным. Успех к марке пришел с освоением производства легких и средних мотоциклов. Легкий мотоцикл «Jawa-175 Villiers» (1932) был создан для закрытия ниши дешевых мотоциклов. Мотоцикл оснащался 2-тактным двигателем объемом 175 см³ мощностью 5,5 л.с. и 3-ступенчатой коробкой передач. Это был дешевый и доступный мотоцикл, который способствовал выходу компании из кризиса.
Большего успеха достигла модель «Ява-350» (1934), где «350» означало объем двигателя. Эту модель начали производить в 1937 году и производят до сих пор. Мотоцикл получил 2-тактный одноцилиндровый двигатель объемом 350 см³ мощностью 12 л.с. Именно эта модель и различные ее модификации, объем мотора, принесли компании известность и позволили ей выйти на мировой рынок.
Росту компании также способствовал мотоспорт – начиная с 1932 г. модели компании массово участвовали в различных мотогонках. Сам Франтишек любил гонки и продвигал свою продукцию в этой сфере. Самыми большими достижениями марки в довоенный период стали призовые места чешской команды на Международных шестидневных мотосоревнованиях в 1935 и 1938 годах и два звания чемпиона Европы по гаревым гонкам заводского гонщика Гутценхаузера. Вместе с ростом прибыли расширялась и производственная программа фирмы.
Стоит также упомянуть, что параллельно с мотоциклами, «Jawa» производила автомобили. Они были недорогие, в разных комплектациях и кузовах, в основном с двухтактными моторами, которые тоже достигали определенных успехов в автоспорте.
Вплоть до 1939 года компания продолжала выпускать новые модели и улучшать уже существовавшие. Например, «Ява» выпускала мотовелосипеды под названием «Robot». «Робот» имел моторчик объемом в 100 см³ мощностью в 2,5 л.с. и оснащался педалями. В том же 1939 году происходит оккупация Чехословакии Германией. Франтишек Янечек вынужден передать оккупационному командованию свой завод, который немцами последующие 6 лет будет использоваться для ремонта своей военной техники. К сожалению, этот период омрачает не только это событие – 4 июня 1941 года Франтишек Янечек умирает, а компания достается его сыну Карлу. Однако эти события не деморализуют инженеров компании – главный конструктор Йозеф Йозиф, несмотря на запрет под угрозой расстрела разрабатывать гражданскую технику, работает над созданием абсолютно новой модели, которая должна была перевернуть мир. И у них все получилось – работникам завода удалось не то что разработать, под носом у немцев они смогли собрать 20 опытных образцов и даже испытать их. Немцы не заподозрили ничего странного, так как формально на бумагах все было в порядке. Чехам удалось создать модель, которая поделила мотоциклы на довоенные и послевоенные. Вера чехов в победу Красной Армии и союзников была настолько велика, что давала сил не только работать, но и создавать шедевры, о которых мы расскажем во второй части статьи.

«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986880680
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986884264
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986887080
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986891176
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986893992
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986896808
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986899880
«Ява» - мотоциклы, породившие культ. - 964986902440

Комментарии

Комментариев нет.