Специально с целью установления рекорда скорости в 150 миль в час (241,5 км/ч) на фабрике AJS в Вулверхемптоне был построен мотоцикл с литровым вэ-твином (996 см3), работавшим на метаноле. Привод ГРМ осуществлялся цепями, как на одноцилиндровых гоночных машинах фирмы, собственно говоря, цилиндры и были взяты от малосерийной модели AJS R10. Для обеспечения достаточной смазки каждый из верхних распредвалов получил собственный отдельный маслонасос, снабжавшийся от главного центрального насоса. Изначально машина не имела наддува, и рабочая степень сжатия равнялась 11,5:1, что обеспечивало мощность в 70 л.с.. Одной из невидимых снаружи особенностей является коленвал с коваными маховиками овальной формы общим весом 19 килограмм. До установки компрессора, по словам гонщиков фирмы, машина вела себя замечательно, и по дороге на трассу, прямо на шоссе, им удалось разогнаться до 130 миль в час (209 км/ч). В 1930 году рекорд скорости, принадлежавший Эрнсту Хенне - БМВ, равнялся 219 км/ч, так что у AJS были все шансы, но мотоциклу удалось развить лишь 212,5 км/ч. Казалось, что какие-то 7 км/ч будет легко наверстать, но все карты смешал Хенне, неожиданно (и возможно, для самого себя) установивший новый рекорд в 243 км/ч. Стало очевидно, что без компрессора новую высоту не взять. В это самое время мировой финансовый кризис привёл к банкротству так и не сумевшей поднять свою стоимость благодаря победам фирмы AJS, которая была выкуплена братьями Колльер, уже владевшими маркой Matchless. Новые хозяева доработали мотоцикл - головки цилиндров заменены на бронзовые и перед двигателем установлен компрессор. На доработку ушло почти два года. Но вот машина вышла на песок пляжа Сэндпорт Сэндз. Для регистрации официального рекорда Международная Федерация Мотоспорта делегировала команду хронометристов, но члены этой команды оказались немцами (вставьте сюда конспирологическое утверждение о поддержке родной марки БМВ), которые сделали всё, чтобы оттянуть время старта на вечер, когда песок пляжа намок от прилива, и поднялся ветер. Чтобы не терять времени даром, спонсоры и фотографы попросили гонщика проехаться несколько раз вдоль трассы - порадовать публику. Во время этих покатушек погнулся один из клапанов, и когда немцы, наконец, отдали сигнал к старту, машина смогла лишь повторить рекорд двухлетней давности - 219 км/ч, который давно был превзойдён. После небольшой доработки мотоцикла - для повышения устойчивости вилка получила ленточный демпфер, компрессор перенесён назад и установлен над КПП, а зажигание переделано на двойное магнето, машина отправилась в Венгрию на популярную в то время трассу в Тате на берегу Дуная. Однако побить новый рекорд Хенне так и не удалось, мотоцикл развил скорость "всего лишь" в 233,5 км/ч. На этом компания решила свернуть свои рекордные амбиции и машина была продана в частные руки. В конечном итоге, мотоцикл оказался на другом конце земли - в Тасмании, где в 1940 году его новый владелец установил рекорд континента - скромные 193 км/ч. С тех пор о литровом AJS не было ни слуху, ни духу, пока в 1981 году в одной из британских газет не появилось объявление о продаже мотоцикла, который после этого удалось выкупить и вернуть на родину. Машину пришлось долго реставрировать - были утеряны компрессор и двойное магнето, последнее пришлось заменить одним, как на предыдущей версии. Кроме того, реставраторам пришлось помучиться с резиной - передняя покрышка отличается нестандартным размером 3,00х23", и ни один завод мира не выпускал подобной резины, кроме, как оказалось, небольшой серии для команды фирмы Хонда по триалу. Но самым весёлым оказалось то, что, возможно, мотоцикл мог в своё время поставить рекорд, да и компания не разорилась бы - умы техников были настолько заняты мотором, что они умудрились упустить из виду то, что красивейший бак мотоцикла ужасно вентилировался - зазоры в пробке были настолько малы, что литровый пожиратель спирта просто задыхался. Простейшая ошибка, а какова цена. Сейчас мотоцикл находится в собрании Национального Музея Мотоциклов в Солихалле, он на ходу и регулярно участвует в различных мото-событиях.
Classic motorcycles
Рекордный AJS 1000 1929 год
Специально с целью установления рекорда скорости в 150 миль в час (241,5 км/ч) на фабрике AJS в Вулверхемптоне был построен мотоцикл с литровым вэ-твином (996 см3), работавшим на метаноле. Привод ГРМ осуществлялся цепями, как на одноцилиндровых гоночных машинах фирмы, собственно говоря, цилиндры и были взяты от малосерийной модели AJS R10. Для обеспечения достаточной смазки каждый из верхних распредвалов получил собственный отдельный маслонасос, снабжавшийся от главного центрального насоса. Изначально машина не имела наддува, и рабочая степень сжатия равнялась 11,5:1, что обеспечивало мощность в 70 л.с.. Одной из невидимых снаружи особенностей является коленвал с коваными маховиками овальной формы общим весом 19 килограмм.
До установки компрессора, по словам гонщиков фирмы, машина вела себя замечательно, и по дороге на трассу, прямо на шоссе, им удалось разогнаться до 130 миль в час (209 км/ч). В 1930 году рекорд скорости, принадлежавший Эрнсту Хенне - БМВ, равнялся 219 км/ч, так что у AJS были все шансы, но мотоциклу удалось развить лишь 212,5 км/ч. Казалось, что какие-то 7 км/ч будет легко наверстать, но все карты смешал Хенне, неожиданно (и возможно, для самого себя) установивший новый рекорд в 243 км/ч. Стало очевидно, что без компрессора новую высоту не взять.
В это самое время мировой финансовый кризис привёл к банкротству так и не сумевшей поднять свою стоимость благодаря победам фирмы AJS, которая была выкуплена братьями Колльер, уже владевшими маркой Matchless. Новые хозяева доработали мотоцикл - головки цилиндров заменены на бронзовые и перед двигателем установлен компрессор. На доработку ушло почти два года. Но вот машина вышла на песок пляжа Сэндпорт Сэндз. Для регистрации официального рекорда Международная Федерация Мотоспорта делегировала команду хронометристов, но члены этой команды оказались немцами (вставьте сюда конспирологическое утверждение о поддержке родной марки БМВ), которые сделали всё, чтобы оттянуть время старта на вечер, когда песок пляжа намок от прилива, и поднялся ветер. Чтобы не терять времени даром, спонсоры и фотографы попросили гонщика проехаться несколько раз вдоль трассы - порадовать публику. Во время этих покатушек погнулся один из клапанов, и когда немцы, наконец, отдали сигнал к старту, машина смогла лишь повторить рекорд двухлетней давности - 219 км/ч, который давно был превзойдён. После небольшой доработки мотоцикла - для повышения устойчивости вилка получила ленточный демпфер, компрессор перенесён назад и установлен над КПП, а зажигание переделано на двойное магнето, машина отправилась в Венгрию на популярную в то время трассу в Тате на берегу Дуная. Однако побить новый рекорд Хенне так и не удалось, мотоцикл развил скорость "всего лишь" в 233,5 км/ч.
На этом компания решила свернуть свои рекордные амбиции и машина была продана в частные руки. В конечном итоге, мотоцикл оказался на другом конце земли - в Тасмании, где в 1940 году его новый владелец установил рекорд континента - скромные 193 км/ч.
С тех пор о литровом AJS не было ни слуху, ни духу, пока в 1981 году в одной из британских газет не появилось объявление о продаже мотоцикла, который после этого удалось выкупить и вернуть на родину. Машину пришлось долго реставрировать - были утеряны компрессор и двойное магнето, последнее пришлось заменить одним, как на предыдущей версии. Кроме того, реставраторам пришлось помучиться с резиной - передняя покрышка отличается нестандартным размером 3,00х23", и ни один завод мира не выпускал подобной резины, кроме, как оказалось, небольшой серии для команды фирмы Хонда по триалу.
Но самым весёлым оказалось то, что, возможно, мотоцикл мог в своё время поставить рекорд, да и компания не разорилась бы - умы техников были настолько заняты мотором, что они умудрились упустить из виду то, что красивейший бак мотоцикла ужасно вентилировался - зазоры в пробке были настолько малы, что литровый пожиратель спирта просто задыхался. Простейшая ошибка, а какова цена.
Сейчас мотоцикл находится в собрании Национального Музея Мотоциклов в Солихалле, он на ходу и регулярно участвует в различных мото-событиях.