Не хочу в садик! Как мы пережили очередную адаптацию после каникул
Тимофей всё лето не ходил в садик.
— Хочешь в садик? Соскучился? — спрашивала я его.
— Да! Буду играть с ребятишками, — отвечал мне радостно ребёнок.
И вот 1 сентября, первый день. Мы бодро собрались, вовремя вышли из дома, только зашли в калитку... как Тимоха заплакал.
— Я не хочу в садик! Я буду скучать по тебе, по дому. Я не хочу, чтобы ты уходила.
Я, конечно, чуть не поплыла, но взяла себя в руки и бодро, уверенно говорила ему, что всё будет ок, там его ждёт любимая воспитательница (к счастью, в этот день была действительно она, а не новая), знакомые ребята. Новое помещение (они переехали на второй этаж) тоже напрягло Тима, он плакал, когда мы расставались, но, в целом, всё прошло нормально.
Перед входом в калитку.
Бабушка забрала его вполне счастливым, хоть он и говорил, что сильно скучал и хотел домой. Так я поняла, что нас снова ждёт адаптация.
Конечно, это совершенно нормальная ситуация после долгого перерыва (три месяца для ребёнка — это целая вечность!). Но, как говорит мой друг, в таких случаях главное не нервничать.
Вот, что я делала, чтобы адаптация прошла мягче.
Подготовка за пару недель до конца каникул
— Мы вернули режим. Уж на что Тимоха режимный парень, но и у нас летом всё поехало нафиг. Но дома мы быстро вернулись плюс-минус в стандартный график: подъём до 7.30 (летом он спал и до 9), завтрак, обед и полдник примерно в то же время, что и в саду. Если ребёнку тяжко, можно сдвигать график постепенно, на 10-15 минут в день. — Стали говорить о саде. Главное делать это позитивно, но не перебарщивая нахваливанием. Я напомнила Тиму, как классно они там гуляют по два раза в день на площадке, какие там у них игрушки, но главное — что там его друзья и любимая воспитательница. Можно ещё почитать книги про садик и поиграть в садик с игрушками. — Кусочек дома с собой: Тим берёт с собой игрушку (сам выбирает, главное, не мягкую и не большую) и оставляет её в шкафчике. В группу свои игрушки брать нельзя, дети из-за них ссорятся.
Утро перед садом
— Знаю, что некоторые сонными одевают детей и быстренько в сад. Это не наш вариант. Во-первых, мы дома завтракаем. Во-вторых, Тиму надо поиграть, пообниматься со мной. Короче, мы встаём минимум за 1.15 до выхода, чтобы не торопиться и не суетиться. — Я проговариваю: понимаю, что ты не хочешь идти в сад. Иногда и мне не хочется на работу. Но вечером мы встретимся. Бабушка заберёт тебя после полдника/с вечерней прогулки. Короче, чётко обозначаю, когда его заберут.
Прощание в саду
— Мы всегда прощаемся достаточно быстро. Да, у меня разрывается сердце, когда он плачет, но будет неопределенность и затянувшееся прощание скорее всего только усилит его тревогу. — В этом году мы ещё стали смотреть, какой суп будет на обед. А наше прощание выглядит так: переодеваемся, обнимаемся, идём за руку к двери группы, целуемся, показываем друг другу сердечко пальцами, говорим пока и машем друг другу. Вот сердечко ещё один наш ритуал, ещё с прошлого года. Мне кажется, это даёт Тиму ощущение предсказуемости и безопасности. — Я передаю Тима воспитателю, говорю ему «Пока», воспитателю «До свидания!» и ухожу. Даже если Тимофей плачет, стараюсь доверять воспитателям. Они профессионалы и пока нас не подводили. Если переживаю, пишу потом и уточняю, всё ли ок. А вечером Тим мне всегда рассказывает, плакал он или нет. Но обычно он сразу после моего ухода успокаивается. — Я не ухожу тайком, чтобы Тим не боялся, что я исчезла, бросила его. Да, ему грустно в момент моего ухода, но я обозначила, когда и кто за ним придёт, попрощалась, а не исчезла внезапно и молча.
Сейчас уже можно и сфоткаться. Показывали папе новую футболку :)
После сада
— Я радуюсь встрече: обнимаю, целую, говорю, что соскучились. — Сходу не засыпаю вопросами. Наоборот сначала рассказываю что-то из своего дня, а потом задаю конкретные вопросы о простом: вы сегодня гуляли? какой фрукт ты сегодня ел? — Конечно, у нас есть совместное время после сада: поиграть, почитать, порисовать. — Ну и я всегда готова к «отложенному» протесту: капризы, истерики — это выплеск накопившегося за день напряжения.
Что нельзя делать во время адаптации (да и всегда)
— Нельзя ругать и стыдить малыша за слёзы и сравнивать его с другими детьми (мол, друг твой вот не ноет). — Нельзя обещать подарки за поход в сад. Считаю, что подарки надо дарить просто так от души, на праздник или по поводу, а не за что-то рутинное. — Нельзя запугивать садом или воспитателем. — Нельзя с другими людьми обсуждать при ребёнке свои тревоги или говорить что-то негативное про сад.
Что ещё рекомендуют психологи и педагоги
— На время адаптации лучше отказаться от походов в гости, в новые места и на кружки. Для детской нервной системы и так большая нагрузка, лучше заняться чем-то привычным в спокойной обстановке. Сейчас, пока хорошая погода, Тим после сада ещё гуляет. — Надо быть на связи с воспитателем. Часто воспитатель может дать ценный совет. — Ещё советуют гибкий график, если есть возможность. Я согласна отчасти, но мне кажется, не надо делать послаблений, типа, ну лааадно, сегодня не пойдём. А вот постепенно погружать ребёнка в процесса и, к примеру, первую неделю забирать до сна, вторую — сразу после сна и так постепенно увеличивать время пребывания — вариант хороший.
Тимофей ходит в сад вторую неделю. Плакать по утрам он перестал в конце первой, сейчас уже шагает в сад с радостью. Утром мы обсуждаем расписание, он особенно любит дни, когда физкультура. Перед тем, как подняться на второй этаж, смотрим, какой будет суп. Вчера забыли посмотреть, пришлось спускаться, чтобы не нарушить процесс :) Я каждый раз сообщаю, что бабушка заберёт его с прогулки, которая после сна, мы показываем друг другу сердечко и вот он уже рассказывает воспитателю что-то, а я прощаюсь и ухожу спокойно.
Главное — мамино спокойствие и уверенность. Дети считывают наше состояние.
А у ваших детей была адаптация после каникул? Как всё прошло? Если есть лайфхаки — делитесь!
Мамские бубни
Не хочу в садик! Как мы пережили очередную адаптацию после каникул
Тимофей всё лето не ходил в садик.— Хочешь в садик? Соскучился? — спрашивала я его.
— Да! Буду играть с ребятишками, — отвечал мне радостно ребёнок.
И вот 1 сентября, первый день. Мы бодро собрались, вовремя вышли из дома, только зашли в калитку... как Тимоха заплакал.
— Я не хочу в садик! Я буду скучать по тебе, по дому. Я не хочу, чтобы ты уходила.
Я, конечно, чуть не поплыла, но взяла себя в руки и бодро, уверенно говорила ему, что всё будет ок, там его ждёт любимая воспитательница (к счастью, в этот день была действительно она, а не новая), знакомые ребята. Новое помещение (они переехали на второй этаж) тоже напрягло Тима, он плакал, когда мы расставались, но, в целом, всё прошло нормально.
Конечно, это совершенно нормальная ситуация после долгого перерыва (три месяца для ребёнка — это целая вечность!). Но, как говорит мой друг, в таких случаях главное не нервничать.
Вот, что я делала, чтобы адаптация прошла мягче.
Подготовка за пару недель до конца каникул
— Мы вернули режим. Уж на что Тимоха режимный парень, но и у нас летом всё поехало нафиг. Но дома мы быстро вернулись плюс-минус в стандартный график: подъём до 7.30 (летом он спал и до 9), завтрак, обед и полдник примерно в то же время, что и в саду. Если ребёнку тяжко, можно сдвигать график постепенно, на 10-15 минут в день.— Стали говорить о саде. Главное делать это позитивно, но не перебарщивая нахваливанием. Я напомнила Тиму, как классно они там гуляют по два раза в день на площадке, какие там у них игрушки, но главное — что там его друзья и любимая воспитательница. Можно ещё почитать книги про садик и поиграть в садик с игрушками.
— Кусочек дома с собой: Тим берёт с собой игрушку (сам выбирает, главное, не мягкую и не большую) и оставляет её в шкафчике. В группу свои игрушки брать нельзя, дети из-за них ссорятся.
Утро перед садом
— Знаю, что некоторые сонными одевают детей и быстренько в сад. Это не наш вариант. Во-первых, мы дома завтракаем. Во-вторых, Тиму надо поиграть, пообниматься со мной. Короче, мы встаём минимум за 1.15 до выхода, чтобы не торопиться и не суетиться.— Я проговариваю: понимаю, что ты не хочешь идти в сад. Иногда и мне не хочется на работу. Но вечером мы встретимся. Бабушка заберёт тебя после полдника/с вечерней прогулки. Короче, чётко обозначаю, когда его заберут.
Прощание в саду
— Мы всегда прощаемся достаточно быстро. Да, у меня разрывается сердце, когда он плачет, но будет неопределенность и затянувшееся прощание скорее всего только усилит его тревогу.— В этом году мы ещё стали смотреть, какой суп будет на обед. А наше прощание выглядит так: переодеваемся, обнимаемся, идём за руку к двери группы, целуемся, показываем друг другу сердечко пальцами, говорим пока и машем друг другу. Вот сердечко ещё один наш ритуал, ещё с прошлого года. Мне кажется, это даёт Тиму ощущение предсказуемости и безопасности.
— Я передаю Тима воспитателю, говорю ему «Пока», воспитателю «До свидания!» и ухожу. Даже если Тимофей плачет, стараюсь доверять воспитателям. Они профессионалы и пока нас не подводили. Если переживаю, пишу потом и уточняю, всё ли ок. А вечером Тим мне всегда рассказывает, плакал он или нет. Но обычно он сразу после моего ухода успокаивается.
— Я не ухожу тайком, чтобы Тим не боялся, что я исчезла, бросила его. Да, ему грустно в момент моего ухода, но я обозначила, когда и кто за ним придёт, попрощалась, а не исчезла внезапно и молча.
После сада
— Я радуюсь встрече: обнимаю, целую, говорю, что соскучились.— Сходу не засыпаю вопросами. Наоборот сначала рассказываю что-то из своего дня, а потом задаю конкретные вопросы о простом: вы сегодня гуляли? какой фрукт ты сегодня ел?
— Конечно, у нас есть совместное время после сада: поиграть, почитать, порисовать.
— Ну и я всегда готова к «отложенному» протесту: капризы, истерики — это выплеск накопившегося за день напряжения.
Что нельзя делать во время адаптации (да и всегда)
— Нельзя ругать и стыдить малыша за слёзы и сравнивать его с другими детьми (мол, друг твой вот не ноет).— Нельзя обещать подарки за поход в сад. Считаю, что подарки надо дарить просто так от души, на праздник или по поводу, а не за что-то рутинное.
— Нельзя запугивать садом или воспитателем.
— Нельзя с другими людьми обсуждать при ребёнке свои тревоги или говорить что-то негативное про сад.
Что ещё рекомендуют психологи и педагоги
— На время адаптации лучше отказаться от походов в гости, в новые места и на кружки. Для детской нервной системы и так большая нагрузка, лучше заняться чем-то привычным в спокойной обстановке. Сейчас, пока хорошая погода, Тим после сада ещё гуляет.— Надо быть на связи с воспитателем. Часто воспитатель может дать ценный совет.
— Ещё советуют гибкий график, если есть возможность. Я согласна отчасти, но мне кажется, не надо делать послаблений, типа, ну лааадно, сегодня не пойдём. А вот постепенно погружать ребёнка в процесса и, к примеру, первую неделю забирать до сна, вторую — сразу после сна и так постепенно увеличивать время пребывания — вариант хороший.
Тимофей ходит в сад вторую неделю. Плакать по утрам он перестал в конце первой, сейчас уже шагает в сад с радостью. Утром мы обсуждаем расписание, он особенно любит дни, когда физкультура. Перед тем, как подняться на второй этаж, смотрим, какой будет суп. Вчера забыли посмотреть, пришлось спускаться, чтобы не нарушить процесс :) Я каждый раз сообщаю, что бабушка заберёт его с прогулки, которая после сна, мы показываем друг другу сердечко и вот он уже рассказывает воспитателю что-то, а я прощаюсь и ухожу спокойно.
Главное — мамино спокойствие и уверенность. Дети считывают наше состояние.
А у ваших детей была адаптация после каникул? Как всё прошло? Если есть лайфхаки — делитесь!