Комментарии
- 7 ноя 09:21Виктория Киримейская (Казакова)Любовь Егоровна ! Долгих лет Вам ! Будьте здоровы!!! Виктория Киримейская
- 7 ноя 14:07Ирина Борисова(Норина)Вот так же, как эти люди жила с самого рождения в тайге. Как это было здорово,кочевала с родителями по бескрайней земле. Все осталось в воспоминаниях. Но я хоть что-то увидела, а мои дети, внуки нечего этого не видели. Очень жаль... Желаю Вам здоровья, сохранности поголовья оленей. Не смотря на все трудности современной жизни таежников Вы продолжаете жить, работать в тайге. Спасибо Вам за это



Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Охотско-эвенская правда
Нас осталось очень мало
Хрупкая, энергичная женщина, глядя на которую трудно представить, что она мать пятерых детей, потомственный оленевод, член общины «Сунтар». Любовь Егоровна Громова родилась на ферме Нядбаки. «Труд тяжелый, но без тайги я не могу, - признается она и продолжает, - к сожалению, мои сыновья не продолжают дело отцов и дедов. Нас и так очень мало осталось. Скоро будем просто вспоминать, что были у нас такие люди. В истории только останемся».
Надо отдать должное, что в тайге оленеводством сейчас занимаются немногие. Остались те, кто прикипел душой к этому традиционному виду деятельности, те, кто с детства привык к таежной жизни. Это когда-то наш район славился стадами оленей, а мясо вывозили даже на экспорт. Но времена меняются. Все с Нядбаки уехали. Сейчас на стойбище с оленями управляются брат с женой, мама, которой 84 года, сестра и два пастуха. Сама Люба с самого рождения, как только научилась ходить, помогала родителям по мере сил. Быт оленевода не дает лениться. Малыши привыкают с детства к таежной жизни: заготовить дрова для печки, принести воды, приготовить обед и ужин, пока взрослые на охоте или управляются с оленями. А также помогают ловить оленей, придерживают стадо на наледи.
На мой вопрос о трудностях Любовь Егоровна показывает фотографии. Местность, где пасутся олени, гористая, олени с легкостью забираются на сопки. Вот и приходится пастухам подстраиваться под животных, которые двигаются в поисках ягеля, выбирая определенный маршрут. «Кочуем в любую погоду, особенно труден путь в весеннюю пору, да еще весь скарб, необходимый для жизни, везут олени. Жилище наше летом, как правило, брезентовый ялум, зимой – палатка, спальники из шкур, посуда и прочее. Все упаковывается - и в путь до следующей остановки на ночлег. Малыши до школы кочуют с родителями. Зимой ходят в дудуке -меховая одежда, поэтому бытовые трудности детям, выросшим рядом с родителями в тайге, не страшны.
Сыновья Любови Егоровны действительно умело управляются с оленями, на охоте рука и зрение не подводят, с рыбалки без улова не приходят. Они много знают и умеют, быстры на ноги, ведь за день приходится ходить немало. А самое главное, что с детства, как говорится, с молоком матери впитали искреннюю любовь к этим горам и лесам.
У Громовой много фотографий, где запечатлены все моменты кочевой жизни оленевода. Это суровая, но по-своему удивительно прекрасная природа гор, где пасутся олени, верные друзья – собаки, оленьи упряжки в пути и радостные малыши.
Снимки лучше слов рассказывают о жизни оленеводов. Хотя тот факт, что до Охотска дорога занимает три недели, а обратно месяц, говорит сам за себя. «Все основные продукты закупаем в районном центре, - говорит Любовь Егоровна. – Дорога до мест кочевки 350 км, поэтому груженные олени и идут медленнее». Еще одна проблема – волки. Именно серые хищники наносят урон оленеводам. Особенно сложно в период отела, ведь телята - самая доступная добыча для них. Но бороться с волками в одиночку сложно, к тому же пастухам трудно получить разрешение на оружие: надо проходить учебу в Хабаровске, а это позволить себе может не каждый - не хватает времени.
“На встрече с губернатором края Дмитрием Демешиным, который посетил нашу общину «Сунтар» в сентябре, шел откровенный разговор о проблемах оленеводства. Дмитрий Викторович побеседовал с оленеводами, посмотрел, как мы живем, обратил внимание на то, как остро стоит проблема с волками. Трудно решается вопрос с доставкой человека из Охотска до стада, например, после лечения в больнице и с завозом продуктов. Единственный транспорт - вертолет, а зимой – снегоход. А здесь возникает проблема с топливом. Забой оленей в стаде ведем минимальный: задача - увеличить поголовье. Чипирование оленей летом провела бригада ветеринаров на наледи. Порадовало, что заболеваний у животных нет”, - делится моя собеседница.
Ее искренне волнует, что все меньше желающих заняться оленеводством, что молодежь предпочитает остаться в городе. С грустью вспоминает она годы, когда занятие оленеводством приносило славу району, а колхоз 25 лет Октября был богатым и славился большим поголовьем оленей.
Неужели все это кануло в лету?