«Портрет Марии Лопухиной». 1797 г. Художник Владимир Боровиковский
Дурная слава у этого полотна в народе и вот почему. На нем изображена жертва муслиновой болезни, умершая от чахотки Мария Лопухина, урожденная Толстая. Известна тем, что была женой егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина (1769—1814).
В связи с их свадьбой Павел I даровал Лопухину звание егермейстера. Эта девушка с картины умерла совсем молодой — в 24 года.
Для портрета она позировала за 6 лет до этого. В восемнадцать. Все еще немного жутко, глядя на ее портрет даже спустя сотни лет.
Работа Боровиковского примечательна не столько мастерским исполнением, сколько дурной славой, ходящей вокруг нее.
В народе поговаривали будто многие девушки, смотревшие на это полотно, лишались молодости и даже умирали от непонятных болезней. На самом деле вполне понятных — в те годы вошли в моду муслиновые ткани и платья из них. Та полупрозрачная, очень тонкая, почти воздушная, ткань совершенно не подходила для пошива одежды в России из-за своеобразного климата. Дамы, обожавшие муслин в любую погоду, быстро простужались и чахли на глазах... Чахотка, как тогда говорили.
Девушки болели крайне тяжело: от простуд и гриппа до тяжелейшего воспаления легких и пневмонии.
Эра антибиотиков и противовирусных тогда еще не пришла. Поэтому умирали сотнями за зиму такие же модницы в муслиновых платьях, как и Мария Лопухина, что смотрит на нас с полотна.
Но мы присмотримся к картине получше. Художник использовал тут традиционный прием репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ.
Однако Боровиковский попытался показать нам не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны ее характера.
Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нем прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берез, колосья ржи, васильки, причем цветы имеют важное символическое значение. Пейзаж перекликается с обликом самой Лопухиной — изгиб ее фигуры вторит склоненным колосьям, белые березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз.
Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.
Справа внизу, на карнизе пьедестала, есть подпись: «Писалъ Боровиковскiй 1797. Года».
Портрет, созданный Боровиковским, долгое время находился в собрании родственников Лопухиной, точнее у племянницы Марии Ивановны — дочери Федора Толстого Прасковьи, там картину впервые увидел Павел Михайлович Третьяков между 1885 и 1890 годами, ну и приобрел ее в свою коллекцию.
Этому портрету посвящали и стихи. Так русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя, в январе 1885 года, напишет стихотворение «К портрету»: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Искусствоведьма о красоте вокруг нас
«Портрет Марии Лопухиной». 1797 г. Художник Владимир Боровиковский
Дурная слава у этого полотна в народе и вот почему. На нем изображена жертва муслиновой болезни, умершая от чахотки Мария Лопухина, урожденная Толстая. Известна тем, что была женой егермейстера и действительного камергера Степана Авраамовича Лопухина (1769—1814).В связи с их свадьбой Павел I даровал Лопухину звание егермейстера.
Эта девушка с картины умерла совсем молодой — в 24 года.
Для портрета она позировала за 6 лет до этого. В восемнадцать. Все еще немного жутко, глядя на ее портрет даже спустя сотни лет.
В народе поговаривали будто многие девушки, смотревшие на это полотно, лишались молодости и даже умирали от непонятных болезней.
На самом деле вполне понятных — в те годы вошли в моду муслиновые ткани и платья из них. Та полупрозрачная, очень тонкая, почти воздушная, ткань совершенно не подходила для пошива одежды в России из-за своеобразного климата.
Дамы, обожавшие муслин в любую погоду, быстро простужались и чахли на глазах... Чахотка, как тогда говорили.
Девушки болели крайне тяжело: от простуд и гриппа до тяжелейшего воспаления легких и пневмонии.
Эра антибиотиков и противовирусных тогда еще не пришла. Поэтому умирали сотнями за зиму такие же модницы в муслиновых платьях, как и Мария Лопухина, что смотрит на нас с полотна.
Однако Боровиковский попытался показать нам не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны ее характера.
Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма.
Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нем прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берез, колосья ржи, васильки, причем цветы имеют важное символическое значение.
Пейзаж перекликается с обликом самой Лопухиной — изгиб ее фигуры вторит склоненным колосьям, белые березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз.
Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.
Портрет, созданный Боровиковским, долгое время находился в собрании родственников Лопухиной, точнее у племянницы Марии Ивановны — дочери Федора Толстого Прасковьи, там картину впервые увидел Павел Михайлович Третьяков между 1885 и 1890 годами, ну и приобрел ее в свою коллекцию.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.