Одной из таких специальных форм работы при преподавании музыкальных дисциплин в музыкальной школе является использование всех видов концертов как на уроках, так и во внеклассном воспитании.
Существуют два вида участия учащихся в концертах – пассивный и активный. К пассивному относится прослушивания с помощью медиатехнологий музыки и посещение концертов известных исполнителей, концертов классической, джазовой, других направлений музыки, которые повышают слушательскую культуру, добавляют музыкальных впечатлений, формируют музыкальный вкус и ответственное отношение к музицированию. И наиболее важную роль в жизни начинающего музыканта, который только делает свои первые шаги в музыке, играют такие концерты, в которых музыкант участвует как исполнитель. То есть активный вид участия в концерте. Академический концерт в музыкальной школе являются обязательным контрольным мероприятием и представляет собой часть учебного процесса. Он может быть, как открытым, так и закрытым. Переводные академические концерты, как правило, открыты и показывают итоги работы учащихся за год. Ценность открытого концерта, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу других учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из выполненных на экзамене старшими учениками произведений, которые понравились. Но не всегда такие концерты воспринимаются детьми как праздник. Эмоциональная окраска академического концерта приобретает вид психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен. Кроме академических концертов с участием учащихся проходят различные тематические концерты, и вот они - праздник, приятные волнения, радость и масса положительных впечатлений. Тематические концерты ограничены школьными мерами и к участию в них допускаются лучшие ученики. Роль таких концертов заключается в том, что побуждает ученика к действию, к совершенствованию своего исполнительского мастерства. Участие в концерте и почетная, и ответственная. Если ученик знает о том, что пьеса, которую он изучает, будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло. По мнению Н. А. Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надежно и крепко выучено музыкальное произведение. Иногда именно отсутствие сценического опыта публичного выступления является причиной неудачного результата. Концертное выступление ученика является одним из самых сложных видов деятельности и предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. Одновременно исполнитель испытывает на эстраде сильное волнение, во многом связано со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Кроме того, эстрадное волнение имеет свои возрастные особенности. У учащихся средних и старших классов такое волнение связано с ростом чувства ответственности, самоконтроля, рефлексии. Поэтому из собственного опыта и педагогической практики моих коллег следует отметить, что чем раньше ребенок выходит на сцену, тем легче ему справиться с эстрадным волнением, выступить достойно, на высоком техническом и эмоциональном уровне, показать подготовленную в классе работу свою и педагога. Присоединяемся к мнению педагогов, которые считают, что для маленького музыканта особенно значимым событием становится первый концерт. Очень важно, чтобы первый публичный концерт состоялся как можно раньше и оставил в памяти ребенка только положительные эмоции. Поэтому считаем, что нужно приветствовать каждое публичное выступление каждого ученика, класса в целом не только на уроке в классе, а именно на сцене, перед аудиторией.
Барнаульская детская музыкальная школа №5
Одной из таких специальных форм работы при преподавании музыкальных дисциплин в музыкальной школе является использование всех видов концертов как на уроках, так и во внеклассном воспитании.
Существуют два вида участия учащихся в концертах – пассивный и активный. К пассивному относится прослушивания с помощью медиатехнологий музыки и посещение концертов известных исполнителей, концертов классической, джазовой, других направлений музыки, которые повышают слушательскую культуру, добавляют музыкальных впечатлений, формируют музыкальный вкус и ответственное отношение к музицированию. И наиболее важную роль в жизни начинающего музыканта, который только делает свои первые шаги в музыке, играют такие концерты, в которых музыкант участвует как исполнитель. То есть активный вид участия в концерте.
Академический концерт в музыкальной школе являются обязательным контрольным мероприятием и представляет собой часть учебного процесса. Он может быть, как открытым, так и закрытым. Переводные академические концерты, как правило, открыты и показывают итоги работы учащихся за год.
Ценность открытого концерта, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу других учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из выполненных на экзамене старшими учениками произведений, которые понравились.
Но не всегда такие концерты воспринимаются детьми как праздник. Эмоциональная окраска академического концерта приобретает вид психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен.
Кроме академических концертов с участием учащихся проходят различные тематические концерты, и вот они - праздник, приятные волнения, радость и масса положительных впечатлений. Тематические концерты ограничены школьными мерами и к участию в них допускаются лучшие ученики. Роль таких концертов заключается в том, что побуждает ученика к действию, к совершенствованию своего исполнительского мастерства. Участие в концерте и почетная, и ответственная. Если ученик знает о том, что пьеса, которую он изучает, будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло. По мнению Н. А. Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надежно и крепко выучено музыкальное произведение. Иногда именно отсутствие сценического опыта публичного выступления является причиной неудачного результата.
Концертное выступление ученика является одним из самых сложных видов деятельности и предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. Одновременно исполнитель испытывает на эстраде сильное волнение, во многом связано со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач.
Кроме того, эстрадное волнение имеет свои возрастные особенности. У учащихся средних и старших классов такое волнение связано с ростом чувства ответственности, самоконтроля, рефлексии. Поэтому из собственного опыта и педагогической практики моих коллег следует отметить, что чем раньше ребенок выходит на сцену, тем легче ему справиться с эстрадным волнением, выступить достойно, на высоком техническом и эмоциональном уровне, показать подготовленную в классе работу свою и педагога.
Присоединяемся к мнению педагогов, которые считают, что для маленького музыканта особенно значимым событием становится первый концерт. Очень важно, чтобы первый публичный концерт состоялся как можно раньше и оставил в памяти ребенка только положительные эмоции. Поэтому считаем, что нужно приветствовать каждое публичное выступление каждого ученика, класса в целом не только на уроке в классе, а именно на сцене, перед аудиторией.