«Дело должно идти вперед, вперед и вперед, несмотря ни на что...
» В продолжение наших публикаций к 140-летию В.М. Парфенова, в которых мы рассказывали о его жизненном пути, в этой публикации остановимся на личных качествах этого удивительного человека. Предлагаем вниманию читателей несколько фактов из архивных документов, которые характеризуют Валентина Михайловича как очень трудолюбивого и, главное, необычайно разностороннего человека. Будучи не совсем здоровым (страдал туберкулезом легких и другими заболеваниями), Валентин Михайлович на любом посту не жалел сил и требовал того же от других, «чтобы налаженная и идущая полным ходом работа не прерывалась бы ни на минуту и чтобы из-за личных интересов отдельных личностей не страдало дело просвещения в крае». 6 декабря 1918 г. в письме в Олонецкий губисполком Валентин Михайлович пишет: «...Я заведую, кроме отдела народного образования, школьным, внешкольным, подотделом искусств, подотделом охраны памятников старины и другими… все члены коллегии переобременены, а дело должно идти вперед, вперед и вперед, несмотря ни на что...». Особое внимание он обращал на дисциплину сотрудников и их ответственность за порученное дело. В приказе № 45 по Олонецкому губернскому комиссариату просвещения от 10 июня 1918 г. от лица его заведующего В.М. Парфенова говорится: «В настоящее время, когда Советская власть, употребляя неимоверные усилия, налаживает государственный механизм, необходимо, чтобы особенно интенсивно и плодотворно велась работа отдельными органами Советской власти: комиссариатами, Советами и т. д., а последнее в значительной степени зависит от работоспособности и желания принести пользу народному делу служащих в этих органах… Предлагаю… принять все меры к тому, чтобы с возможной энергией и должной серьезностью вести поручаемую ими работу… На долю комиссариата просвещения в настоящий момент выпала наисерьезнейшая задача: переустроить всю школу и поднять на значительную высоту культурный уровень народных масс и потому всем служащим предстоит продолжительная и трудная работа, предписываю принять к неуклонному исполнению следующее: «1) В 9 часов утра приступать к положенной работе, оканчивая таковую не ранее 3-х час. дня. Никаких опаздываний, уходов во время занятий и раньше срока (хотя бы на 1 минуту) не допускается. 2) Во время занятий никакими посторонними делами и разговорами не заниматься… 3) Исполнять порученные дела энергично и тщательно...». В других приказах В.М. Парфенов призывает следить за исправностью пишущих машинок, «в виду бумажного кризиса… соблюдать особенную экономию в бумаге», «со всеми обращающимися в отделы и подотделы обращаться вполне вежливо, не позволяя себе тона так называемой «советской бюрократии», и даже намеревается предать суду революционного трибунала сторожа отдела народного образования за сырую воду в графине. В 1922-1931 гг. заведуя Петрозаводским промышленно-экономическим техникумом им. А.В. Луначарского, В.М. Парфенов так же активно воспитывал как учащихся, так и педагогов техникума. Преподавая несколько предметов (физика, механика, основы анализа, хранение товаров, финансовая политика, теория исторического материализма), он успевал посещать уроки других учителей, вел кружки юных коммунистов по изучению марксизма, по изучению промышленности и хозяйства местного края, организовывал обучение учащихся игре на музыкальных инструментах для создания оркестра, устраивал многодневные экскурсии в Ленинград с посещением промышленных предприятий и музеев, работал в комиссии по обследованию физических кабинетов школ и техникумов города, и, конечно, всеми силами налаживал дисциплину. В одном из приказов он не без юмора указывает, что «каждый день наблюдаются опаздывания кого-либо из учащихся на уроки, часто причиной опаздывания являются «домашние обстоятельства». Извещаю учащихся техникума, что такие опаздывания должны быть прекращены, а не могущие «по домашним обстоятельствам» подчиняться трудовой дисциплине техникума должны перенести свое обучение в техникуме на следующий учебный год, когда их «домашние обстоятельства» могут улучшиться настолько, что позволят своевременно являться на занятия». Будучи строгим и требовательным руководителем, Валентин Михайлович всегда высоко ценил своих сотрудников. Когда в 1923 г. встал вопрос о закрытии техникума из-за недостатка финансирования, в письме в комиссию Совнаркома АКССР он пишет: «Я должен сказать Вам, что дело поставлено раз в 10 лучше и серьезнее, чем в мужской гимназии… Состав педагогов — все квалифицированные работники, думаю и по отзывам — лучшие в Карелии; работали и работают не за страх, а за совесть… Пишу все Вам, может быть, нескладно, но моя цель такая: не стремление занять себе должность (надеюсь, Вы мне поверите, что я за деньги никогда не работал), а желание сохранить учебное заведение, могу сказать образцовое в Карелии и может быть ей необходимое...». Бурная деятельность В.М. Парфенова, особенно на посту комиссара народного просвещения, вызывала недовольство во враждебных кругах. Особенно активизировались контрреволюционные элементы в городе после исключения в июле 1918 г. из состава Олонецкого губернского совета левых эсеров. На Парфенова готовились покушения, он не раз получал записки с угрозами, некоторые из них сохранились в архиве. Такую же активность и целеустремленность проявлял В.М. Парфенов и в деятельности по своей основной специальности — астрономии. Он преподавал ее в учебных заведениях, читал публичные лекции (об одной из них мы писали в заметке от 2 апреля), написал несколько научных работ. В плане научно-исследовательской работы Карельского пединститута на 1935/1936 учебный год значится работа Парфенова «Элементарный способ выяснения кометных орбит»; заочно обучаясь в Ленинградском университете, он готовился защищать кандидатскую диссертацию «Окончательное вычисление кометы орбиты «1930-VI (альфа)». Коллеги по пединституту называли его «одним из лучших людей» кафедры физики, показавшего «отличную и примерную работу». Карельские архивы также многим обязаны В.М. Парфенову. В начале 1918 г. Олонецкий губисполком принял ряд постановлений об уничтожении архивов, «не имеющих общественного или исторического значения», например, архивов Управления земледелия и Переписной комиссии. Комиссар просвещения губернии В.М. Парфенов выступил против, считая, что необходимо «сохранить «старое» и не потерять «новое». Именно благодаря Парфенову постановлением Олонецкого губернского Совета по народному образованию «на работы по исследованию архивов» был назначен Александр Федотович Кириков, возглавивший подотдел архивов при Наркомпросе. В 1934 г. и сам Валентин Михайлович работал в читальном зале архива по теме «Контрреволюция в Карелии», изучал материалы Ревтрибунала, что явствует из его анкеты исследователя. О многообразии интересов Валентина Михайловича говорят и такие документы, как, например, список книг, переданных им в губернскую библиотеку-читальню в 1919 году: «Теоретическая астрономия» Д.Н. Дубяго, «Русская история» Н.И. Костомарова в 3 т., полное собрание сочинений А.С. Грибоедова, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.» М.Н. Загоскина, сочинения В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, «Война в воздухе» Г. Уэллса, «Свиньи и бегемоты» А. Брэма и др. Или программа траурного вечера в промышленно-экономическом техникуме 23 января 1924 г. по случаю смерти В.И. Ленина: 1. Речь, скажет заведующий техникумом В.М. Парфенов. 2. «Вы жертвою пали», исполнит хоровой коллектив техникума (гармонизация В.М. Парфенова)… 6. «Смерть беспощадна», исп. уч-ся 1-го курса Л. Куняева (слова и музыка В.М. Парфенова)»... Одно время под руководством В.М. Парфенова работал известный в будущем поэт, писатель, переводчик С.Я. Маршак — в 1918 г. он был инструктором губернского отдела дошкольного воспитания. В анкетах В.М. Парфенов указывал, что он «убежденный материалист». Хотя атеистические взгляды не являлись чем-то необычным в советское время, в архиве сохранился интересный документ - протокол общего собрания учащихся техникума от 21 апреля 1924 г., на котором он совместно с комсомольской ячейкой предложил перенести праздник Пасхи с 27 апреля на 1 мая: «Обсудив этот вопрос, постановили дни празднования пасхи перенести на 1 мая единогласно за исключением 6 голосов. Резолюция: Считая своим долгом борьбу с религиозным дурманом, мы, комсомольцы ячейки № 15 совместно с учащимися техникума на общем собрании от 21 апреля 1924 года постановляем: в дни так называемой пасхи работу в техникуме производить обычным путем и как дни отдыха считать 1, 2 и 3 мая. Никаких упущений и упадка в работе в дни пасхи не должно наблюдаться. В эти дни особенно должен перед нами встать этот карикатурный призрак христианской религии и борьбы, беспощадной борьбы с неуместными религиозными предрассудками, окончательно воскресить их к новой жизни и новой религии — труду».
Приказ председателя Коллегии отдела народного образования Олонецкого губисполкома В.М. Парфенова от 20 июля 1918 г. о необходимости в помещении канцелярии иметь графин с кипяченой водой.
Записка с угрозами В.М. Парфенову. 1918 г.
Записка с угрозами В.М. Парфенову. 1918 г.
Заявление С.Я. Маршака комиссару народного просвещения В.М. Парфенову об освобождении от занимаемой должности. 29 августа 1918 г.
Письмо заведующего Промышленно-экономическим техникумом В.М. Парфенова в ячейку ВКП(б) Онежского металлургического и механического завода с просьбой объяснить наличие икон в цехах завода. 1923 г.
Квитанция В.М. Парфенова на уплату налога на улучшение дорог в губернии. Начало 1920-х гг.
Многогранность личности В.М. Парфенова поражала всех, кто был знаком с ним лично или знакомился с его биографией. Директор Центрального государственного архива КАССР Н.М. Минин так написал о нем в своей статье: «Как комета, которую изучал Парфенов, оставила свой след в глубинах Вселенной, так и он, комиссар по народному образованию, оставил заметный след в общественной жизни тех славных лет».
Национальный архив Республики Карелия
«Дело должно идти вперед, вперед и вперед, несмотря ни на что...
»
В продолжение наших публикаций к 140-летию В.М. Парфенова, в которых мы рассказывали о его жизненном пути, в этой публикации остановимся на личных качествах этого удивительного человека. Предлагаем вниманию читателей несколько фактов из архивных документов, которые характеризуют Валентина Михайловича как очень трудолюбивого и, главное, необычайно разностороннего человека.
Будучи не совсем здоровым (страдал туберкулезом легких и другими заболеваниями), Валентин Михайлович на любом посту не жалел сил и требовал того же от других, «чтобы налаженная и идущая полным ходом работа не прерывалась бы ни на минуту и чтобы из-за личных интересов отдельных личностей не страдало дело просвещения в крае».
6 декабря 1918 г. в письме в Олонецкий губисполком Валентин Михайлович пишет: «...Я заведую, кроме отдела народного образования, школьным, внешкольным, подотделом искусств, подотделом охраны памятников старины и другими… все члены коллегии переобременены, а дело должно идти вперед, вперед и вперед, несмотря ни на что...».
Особое внимание он обращал на дисциплину сотрудников и их ответственность за порученное дело. В приказе № 45 по Олонецкому губернскому комиссариату просвещения от 10 июня 1918 г. от лица его заведующего В.М. Парфенова говорится: «В настоящее время, когда Советская власть, употребляя неимоверные усилия, налаживает государственный механизм, необходимо, чтобы особенно интенсивно и плодотворно велась работа отдельными органами Советской власти: комиссариатами, Советами и т. д., а последнее в значительной степени зависит от работоспособности и желания принести пользу народному делу служащих в этих органах… Предлагаю… принять все меры к тому, чтобы с возможной энергией и должной серьезностью вести поручаемую ими работу… На долю комиссариата просвещения в настоящий момент выпала наисерьезнейшая задача: переустроить всю школу и поднять на значительную высоту культурный уровень народных масс и потому всем служащим предстоит продолжительная и трудная работа, предписываю принять к неуклонному исполнению следующее: «1) В 9 часов утра приступать к положенной работе, оканчивая таковую не ранее 3-х час. дня. Никаких опаздываний, уходов во время занятий и раньше срока (хотя бы на 1 минуту) не допускается. 2) Во время занятий никакими посторонними делами и разговорами не заниматься… 3) Исполнять порученные дела энергично и тщательно...».
В других приказах В.М. Парфенов призывает следить за исправностью пишущих машинок, «в виду бумажного кризиса… соблюдать особенную экономию в бумаге», «со всеми обращающимися в отделы и подотделы обращаться вполне вежливо, не позволяя себе тона так называемой «советской бюрократии», и даже намеревается предать суду революционного трибунала сторожа отдела народного образования за сырую воду в графине.
В 1922-1931 гг. заведуя Петрозаводским промышленно-экономическим техникумом им. А.В. Луначарского, В.М. Парфенов так же активно воспитывал как учащихся, так и педагогов техникума. Преподавая несколько предметов (физика, механика, основы анализа, хранение товаров, финансовая политика, теория исторического материализма), он успевал посещать уроки других учителей, вел кружки юных коммунистов по изучению марксизма, по изучению промышленности и хозяйства местного края, организовывал обучение учащихся игре на музыкальных инструментах для создания оркестра, устраивал многодневные экскурсии в Ленинград с посещением промышленных предприятий и музеев, работал в комиссии по обследованию физических кабинетов школ и техникумов города, и, конечно, всеми силами налаживал дисциплину.
В одном из приказов он не без юмора указывает, что «каждый день наблюдаются опаздывания кого-либо из учащихся на уроки, часто причиной опаздывания являются «домашние обстоятельства». Извещаю учащихся техникума, что такие опаздывания должны быть прекращены, а не могущие «по домашним обстоятельствам» подчиняться трудовой дисциплине техникума должны перенести свое обучение в техникуме на следующий учебный год, когда их «домашние обстоятельства» могут улучшиться настолько, что позволят своевременно являться на занятия».
Будучи строгим и требовательным руководителем, Валентин Михайлович всегда высоко ценил своих сотрудников. Когда в 1923 г. встал вопрос о закрытии техникума из-за недостатка финансирования, в письме в комиссию Совнаркома АКССР он пишет: «Я должен сказать Вам, что дело поставлено раз в 10 лучше и серьезнее, чем в мужской гимназии… Состав педагогов — все квалифицированные работники, думаю и по отзывам — лучшие в Карелии; работали и работают не за страх, а за совесть… Пишу все Вам, может быть, нескладно, но моя цель такая: не стремление занять себе должность (надеюсь, Вы мне поверите, что я за деньги никогда не работал), а желание сохранить учебное заведение, могу сказать образцовое в Карелии и может быть ей необходимое...».
Бурная деятельность В.М. Парфенова, особенно на посту комиссара народного просвещения, вызывала недовольство во враждебных кругах. Особенно активизировались контрреволюционные элементы в городе после исключения в июле 1918 г. из состава Олонецкого губернского совета левых эсеров. На Парфенова готовились покушения, он не раз получал записки с угрозами, некоторые из них сохранились в архиве.
Такую же активность и целеустремленность проявлял В.М. Парфенов и в деятельности по своей основной специальности — астрономии. Он преподавал ее в учебных заведениях, читал публичные лекции (об одной из них мы писали в заметке от 2 апреля), написал несколько научных работ. В плане научно-исследовательской работы Карельского пединститута на 1935/1936 учебный год значится работа Парфенова «Элементарный способ выяснения кометных орбит»; заочно обучаясь в Ленинградском университете, он готовился защищать кандидатскую диссертацию «Окончательное вычисление кометы орбиты «1930-VI (альфа)». Коллеги по пединституту называли его «одним из лучших людей» кафедры физики, показавшего «отличную и примерную работу».
Карельские архивы также многим обязаны В.М. Парфенову. В начале 1918 г. Олонецкий губисполком принял ряд постановлений об уничтожении архивов, «не имеющих общественного или исторического значения», например, архивов Управления земледелия и Переписной комиссии. Комиссар просвещения губернии В.М. Парфенов выступил против, считая, что необходимо «сохранить «старое» и не потерять «новое». Именно благодаря Парфенову постановлением Олонецкого губернского Совета по народному образованию «на работы по исследованию архивов» был назначен Александр Федотович Кириков, возглавивший подотдел архивов при Наркомпросе.
В 1934 г. и сам Валентин Михайлович работал в читальном зале архива по теме «Контрреволюция в Карелии», изучал материалы Ревтрибунала, что явствует из его анкеты исследователя.
О многообразии интересов Валентина Михайловича говорят и такие документы, как, например, список книг, переданных им в губернскую библиотеку-читальню в 1919 году: «Теоретическая астрономия» Д.Н. Дубяго, «Русская история» Н.И. Костомарова в 3 т., полное собрание сочинений А.С. Грибоедова, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 г.» М.Н. Загоскина, сочинения В.А. Жуковского, А.А. Бестужева-Марлинского, «Война в воздухе» Г. Уэллса, «Свиньи и бегемоты» А. Брэма и др. Или программа траурного вечера в промышленно-экономическом техникуме 23 января 1924 г. по случаю смерти В.И. Ленина: 1. Речь, скажет заведующий техникумом В.М. Парфенов. 2. «Вы жертвою пали», исполнит хоровой коллектив техникума (гармонизация В.М. Парфенова)… 6. «Смерть беспощадна», исп. уч-ся 1-го курса Л. Куняева (слова и музыка В.М. Парфенова)»...
Одно время под руководством В.М. Парфенова работал известный в будущем поэт, писатель, переводчик С.Я. Маршак — в 1918 г. он был инструктором губернского отдела дошкольного воспитания.
В анкетах В.М. Парфенов указывал, что он «убежденный материалист». Хотя атеистические взгляды не являлись чем-то необычным в советское время, в архиве сохранился интересный документ - протокол общего собрания учащихся техникума от 21 апреля 1924 г., на котором он совместно с комсомольской ячейкой предложил перенести праздник Пасхи с 27 апреля на 1 мая: «Обсудив этот вопрос, постановили дни празднования пасхи перенести на 1 мая единогласно за исключением 6 голосов. Резолюция: Считая своим долгом борьбу с религиозным дурманом, мы, комсомольцы ячейки № 15 совместно с учащимися техникума на общем собрании от 21 апреля 1924 года постановляем: в дни так называемой пасхи работу в техникуме производить обычным путем и как дни отдыха считать 1, 2 и 3 мая. Никаких упущений и упадка в работе в дни пасхи не должно наблюдаться. В эти дни особенно должен перед нами встать этот карикатурный призрак христианской религии и борьбы, беспощадной борьбы с неуместными религиозными предрассудками, окончательно воскресить их к новой жизни и новой религии — труду».