К 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Никанор Григорьевич Чернецов родился 2 августа 1804 года в старинном городке Лух Костромской губернии. Он был третьим из четырех сыновей в семье иконописца. Первые навыки в иконописи Никанор получил под руководством старшего брата Евграфа, затем вслед за братом Григорием отправился в Санкт-Петербург, чтобы покорить вершины изобразительного искусства. С 1823 по 1827 год Никанор Чернецов обучался в Академии художеств в классе академика, профессора перспективной живописи и мариниста М.Н. Воробьева. Обучение стало возможным благодаря поддержке Общества поощрения художников. По завершении академического курса он был удостоен звания художника 14-го класса и большой золотой медали. Творческий путь Чернецова был отмечен многочисленными путешествиями. Он побывал на Кавказе, в Крыму, странах Африки и Ближнего Востока. В 1837 году, совместно с братьями Григорием и Поликарпом, предпринимает грандиозную поездку по Волге. На специально оборудованной лодке братья спускаются от Рыбинска до Астрахани, «снимая» по пути подробную, документально точную панораму волжских берегов. Общий объем проделанной работы составил 1981 лист!
Слева направо Григорий и Никанор Чернецовы. 1850-е гг.
В 1831 году художник получил звание «назначенного» в академики, а в следующем, 1832 году был утвержден в этом звании за свою панорамную картину «Вид Тифлиса».
Кавказ и Крым: южные мотивы Никанора Чернецова
В 1829 году Н. Чернецов отправился в путешествие по Кавказу, получив от Академии художеств не только разрешение на поездку, но и специальное задание «на снятие тамошних видов». Путешествуя по Кавказу, художник сделал множество точных, тщательно исполненных набросков и рисунков с изображением природных и архитектурных пейзажей, быта, типов жителей. В этой поездке Н. Чернецов посетил Кавказские Минеральные Воды и Ставрополь. Известны несколько его графических листов 1829–1830-х годов с изображением нашего города. Открывающийся с Крепостной горы вид на Эльбрус: акварель «Ставрополь. Вид на Эльбрус» (Пушкинский музей, СПб), карандашные наброски и рисунки сепией «Вид города Ставрополя. Набросок» (Музей АХ, СПб), «Ставрополь. Казачья станица» и «Ставрополь. Вид Ново-Троицкого собора» (последние два в Музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова, Пятигорск).
В 1833 году художник поступил на службу в штаб новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова. Обследует побережье Черного моря от Поти до Анапы, вновь посещает Тифлис, Кахетию, Абхазию. Только с видами Крыма Чернецов создал более 300 рисунков, сепий и акварелей! Вернувшись в Петербург, Никанор Чернецов на основе своих натурных работ выполнил картины и большие акварели. Кавказские и крымские пейзажи пользовались большим успехом у современников. А за две картины 1836 года – «Вид у подножия Аю-Дага» и «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря» художник был удостоен бриллиантового перстня из рук императора Николая I.
Чернецов Н.Г. Вид на Аю-Даг. 1868 г. Холст, масло, 41х59
В Ставропольском собрании находится картина Н.Г. Чернецова, написанная им в 1868 году по крымским впечатлениям – морской пейзаж «Вид на Аю-Даг» (холст, масло; 41х59). Ночной пейзаж художника, написанный уже в последней трети XIX века, сохраняет традицию романтической трактовки в изображении моря, с лунной дорожкой, где загадочным силуэтом высится знаменитая гора Аю-Даг (Гора-Медведь): гора на Южном берегу Крыма, напоминающая лежащего мохнатого медведя, который словно потягивается в Черное море. Скальные выступы по бокам горы напоминают когтистые лапы, а густой лес покрывает ее хребет, словно пушистая шерсть. В море гора выступает в виде мыса на 2,5 км, благодаря чему ее хорошо видно особенно со стороны Гурзуфа – живописный вид называют «открыточным».
Никанор Григорьевич Чернецов скончался в Петербурге 23 января 1879 года. Несмотря на признание, в нищете и забвении, как и его брат Григорий. Известный критик, искусствовед А.М. Эфрос, ценивший в работах художественное начало, считал, что «документалисты» братья Чернецовы «могут быть названы отцами русского пейзажа», а «...путешествие Н. Чернецова 1829–1831 годов по Кавказу, и, главным образом, путешествие обоих братьев по Волге 1838 года, стало для русского искусства первым широко распахнутым окном на облик родной страны...».
Сегодня зритель может увидеть картину из Крымского путешествия художника на выставке «За други своя и Отечество. От Руси к России» в залах «Золотая коллекция».
Ставропольский краевой музей изо
НИКАНОР ЧЕРНЕЦОВ: ХУДОЖНИК-ПУТЕШЕСТВЕННИК.
К 220-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Никанор Григорьевич Чернецов родился 2 августа 1804 года в старинном городке Лух Костромской губернии. Он был третьим из четырех сыновей в семье иконописца. Первые навыки в иконописи Никанор получил под руководством старшего брата Евграфа, затем вслед за братом Григорием отправился в Санкт-Петербург, чтобы покорить вершины изобразительного искусства.
С 1823 по 1827 год Никанор Чернецов обучался в Академии художеств в классе академика, профессора перспективной живописи и мариниста М.Н. Воробьева. Обучение стало возможным благодаря поддержке Общества поощрения художников. По завершении академического курса он был удостоен звания художника 14-го класса и большой золотой медали.
Творческий путь Чернецова был отмечен многочисленными путешествиями. Он побывал на Кавказе, в Крыму, странах Африки и Ближнего Востока. В 1837 году, совместно с братьями Григорием и Поликарпом, предпринимает грандиозную поездку по Волге. На специально оборудованной лодке братья спускаются от Рыбинска до Астрахани, «снимая» по пути подробную, документально точную панораму волжских берегов. Общий объем проделанной работы составил 1981 лист!
В 1831 году художник получил звание «назначенного» в академики, а в следующем, 1832 году был утвержден в этом звании за свою панорамную картину «Вид Тифлиса».
Кавказ и Крым: южные мотивы Никанора Чернецова
В 1829 году Н. Чернецов отправился в путешествие по Кавказу, получив от Академии художеств не только разрешение на поездку, но и специальное задание «на снятие тамошних видов». Путешествуя по Кавказу, художник сделал множество точных, тщательно исполненных набросков и рисунков с изображением природных и архитектурных пейзажей, быта, типов жителей. В этой поездке Н. Чернецов посетил Кавказские Минеральные Воды и Ставрополь. Известны несколько его графических листов 1829–1830-х годов с изображением нашего города. Открывающийся с Крепостной горы вид на Эльбрус: акварель «Ставрополь. Вид на Эльбрус» (Пушкинский музей, СПб), карандашные наброски и рисунки сепией «Вид города Ставрополя. Набросок» (Музей АХ, СПб), «Ставрополь. Казачья станица» и «Ставрополь. Вид Ново-Троицкого собора» (последние два в Музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова, Пятигорск).
В 1833 году художник поступил на службу в штаб новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова. Обследует побережье Черного моря от Поти до Анапы, вновь посещает Тифлис, Кахетию, Абхазию. Только с видами Крыма Чернецов создал более 300 рисунков, сепий и акварелей! Вернувшись в Петербург, Никанор Чернецов на основе своих натурных работ выполнил картины и большие акварели. Кавказские и крымские пейзажи пользовались большим успехом у современников. А за две картины 1836 года – «Вид у подножия Аю-Дага» и «Вид на Аю-Даг в Крыму со стороны моря» художник был удостоен бриллиантового перстня из рук императора Николая I.
В Ставропольском собрании находится картина Н.Г. Чернецова, написанная им в 1868 году по крымским впечатлениям – морской пейзаж «Вид на Аю-Даг» (холст, масло; 41х59). Ночной пейзаж художника, написанный уже в последней трети XIX века, сохраняет традицию романтической трактовки в изображении моря, с лунной дорожкой, где загадочным силуэтом высится знаменитая гора Аю-Даг (Гора-Медведь): гора на Южном берегу Крыма, напоминающая лежащего мохнатого медведя, который словно потягивается в Черное море. Скальные выступы по бокам горы напоминают когтистые лапы, а густой лес покрывает ее хребет, словно пушистая шерсть. В море гора выступает в виде мыса на 2,5 км, благодаря чему ее хорошо видно особенно со стороны Гурзуфа – живописный вид называют «открыточным».
Никанор Григорьевич Чернецов скончался в Петербурге 23 января 1879 года. Несмотря на признание, в нищете и забвении, как и его брат Григорий. Известный критик, искусствовед А.М. Эфрос, ценивший в работах художественное начало, считал, что «документалисты» братья Чернецовы «могут быть названы отцами русского пейзажа», а «...путешествие Н. Чернецова 1829–1831 годов по Кавказу, и, главным образом, путешествие обоих братьев по Волге 1838 года, стало для русского искусства первым широко распахнутым окном на облик родной страны...».
Сегодня зритель может увидеть картину из Крымского путешествия художника на выставке «За други своя и Отечество. От Руси к России» в залах «Золотая коллекция».
#Никанор_Чернецов #Золотая_Коллекция #artmuseum26