6 июля 2025 года для всех историков, знатоков и ценителей искусства знаменателен датой рождения выдающегося русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), младшего брата Виктора Михайловича, известного создателя картин на темы русских былин и сказок.
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)
Аполлинарий Васнецов был одарённым художником широкого диапазона: живописец, график, театральный декоратор, иллюстратор. Автор эпических пейзажей. Работал как археолог, создал большое количество исторических произведений на темы древней Москвы, совмещающих археологическую точность с поэтичностью. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был экспонентом, а затем и членом Товарищества передвижных художественных выставок. Позднее – член-учредитель Союза русских художников.
Участвовал в выставках и других творческих объединений. С 1900 г. – академик.
Работы Аполлинария Васнецова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, музеях различных городов нашей страны.
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств два произведения мастера.
Большое живописное полотно в авторском обрамлении «Крым. Байдарские ворота» 1890 г. переносит зрителя к горному перевалу через главную гряду Крымских гор, ведущему из Байдарской долины, называемой «Крымской Швейцарией», на Южный берег Крыма. Непосредственное впечатление художника необычно передано. С высоты птичьего полёта мы обозреваем местность среди скалистых уступов, плывущими внизу лёгкими облаками, морем вдали. Выбор точки зрения придаёт пейзажу эпический характер. Точность в передаче ландшафта сочетается с поэтичностью восприятия природы. Вместе с художником мы оказываемся свидетелями изменения красок при утреннем освещении. Мрачными исполинами кажутся затенённые береговые скалы, горящие, сияющие тёплыми оттенками – небо и море вдали.
При встрече с подлинником можно заметить разнофактурное письмо: пастозное первого плана, гладкое – дальнего, что усиливает впечатление.
Другое творение Аполлинария Васнецова не менее удивительно. Это маленький графический лист, в котором запечатлён Дом А.С. Пушкина в с. Михайловском Псковской губернии в состоянии сумерек. Кисть в работе тушью, избранная художником, смягчает тоновые отношения, перенося нас в «приют спокойствия трудов и вдохновенья» поэта. Бережно и трогательно передана каждая деталь изображения: свет в окошках, птицы, заснувшие на ветках деревьев, последние отсветы на небе.
По всей видимости, место дорого для художника, как и всем, кто хоть однажды побывал там, соприкоснулся с атмосферой, в которой жил Пушкин, с тем, что питало его воображение, рождало художественные образы.
Встретившись с произведениями А.М. Васнецова в нашем музее, вам станут ближе описанные им места и откровения талантливого художника.
Ставропольский краевой музей изо
АПОЛЛИНАРИЙ ВАСНЕЦОВ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ
6 июля 2025 года для всех историков, знатоков и ценителей искусства знаменателен датой рождения выдающегося русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), младшего брата Виктора Михайловича, известного создателя картин на темы русских былин и сказок.
Аполлинарий Васнецов был одарённым художником широкого диапазона: живописец, график, театральный декоратор, иллюстратор. Автор эпических пейзажей. Работал как археолог, создал большое количество исторических произведений на темы древней Москвы, совмещающих археологическую точность с поэтичностью. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Был экспонентом, а затем и членом Товарищества передвижных художественных выставок. Позднее – член-учредитель Союза русских художников.
Участвовал в выставках и других творческих объединений. С 1900 г. – академик.
Работы Аполлинария Васнецова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, музеях различных городов нашей страны.
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств два произведения мастера.
Большое живописное полотно в авторском обрамлении «Крым. Байдарские ворота» 1890 г. переносит зрителя к горному перевалу через главную гряду Крымских гор, ведущему из Байдарской долины, называемой «Крымской Швейцарией», на Южный берег Крыма. Непосредственное впечатление художника необычно передано. С высоты птичьего полёта мы обозреваем местность среди скалистых уступов, плывущими внизу лёгкими облаками, морем вдали. Выбор точки зрения придаёт пейзажу эпический характер. Точность в передаче ландшафта сочетается с поэтичностью восприятия природы. Вместе с художником мы оказываемся свидетелями изменения красок при утреннем освещении. Мрачными исполинами кажутся затенённые береговые скалы, горящие, сияющие тёплыми оттенками – небо и море вдали.
При встрече с подлинником можно заметить разнофактурное письмо: пастозное первого плана, гладкое – дальнего, что усиливает впечатление.
Другое творение Аполлинария Васнецова не менее удивительно. Это маленький графический лист, в котором запечатлён Дом А.С. Пушкина в с. Михайловском Псковской губернии в состоянии сумерек. Кисть в работе тушью, избранная художником, смягчает тоновые отношения, перенося нас в «приют спокойствия трудов и вдохновенья» поэта. Бережно и трогательно передана каждая деталь изображения: свет в окошках, птицы, заснувшие на ветках деревьев, последние отсветы на небе.
По всей видимости, место дорого для художника, как и всем, кто хоть однажды побывал там, соприкоснулся с атмосферой, в которой жил Пушкин, с тем, что питало его воображение, рождало художественные образы.
Встретившись с произведениями А.М. Васнецова в нашем музее, вам станут ближе описанные им места и откровения талантливого художника.
Работу «Крым. Байдарские ворота» зрители могут увидеть сегодня на выставке «За други своя и Отечество. От Руси к России» в залах Золотой коллекции.
#Аполлинарий_Васнецов #Золотая_Коллекция #artmuseum26