К 100-летию "Собачьего сердца" – эксклюзивное издание
В этом году исполнилось 100 лет повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Это одна из самых известных сатирических и одна из первых фантастических советских повестей прошлого века. В 1925 году автор закончил работу над текстом, и он оказался одновременно актуальным взглядом на советскую действительность и глубоким размышлением о природе человека, науке и революции.
Проект «Книжная Полка» от VK, «Эксмо» и Музея Михаила Булгакова в ознаменование юбилейной даты выпустил эксклюзивное издание повести с прекрасными иллюстрациями (смотрите в галерее в конце статьи).
Немного истории
В 1926 году рукопись изъяли при обыске, и долгое время она выходила только в самиздате. Официально в СССР «Собачье сердце» опубликовали лишь в 1987 году – через 62 года после написания!
Запрещённая к печати при своём рождении, повесть прошла практически не замеченной, пока в 1988 году её не экранизировал Бортко, и фильм стал культовым явлением, помог переосмыслить 70-летнее прошлое советского народа.
Приведу здесь большую цитату из повести, чтобы напомнить суть политических проблем, которые она поднимает:
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? <...> Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. <...> Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны [пролетарии] кричат «бей разруху!» – я смеюсь. <...> Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! <...> Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!» Кадр из фильма "Собачье сердце" Культовый фильм
Да, фильм с прекрасными актёрами явно говорил нам о противостоянии умного и достойного старорежимного профессора и его тупого творения.
Интеллигентный и широко образованный учёный живёт по-царски в большой квартире, сыпет афоризмами и не желает смиряться перед советской властью. Более того, предсказывает совершенно ясно, что наступит момент, и Шариковы уничтожат Швондеров точно так же, как Швондеры уничтожают Преображенских.
Зрители смеялись, узнавали героев в своих соседях и утверждались в мысли, что советская власть достойна уничтожения. Однако это взгляд Бортко, не самого Булгакова. В отличие от литературы прошлого, Булгаков никому не навязывает своё мнение о героях и не рисует их однозначно плохими или хорошими. Он заставляет читателей решить для себя, кто им более симпатичен. И если хорошо разобраться, то симпатичных героев в этой повести просто нет.
Обложка Вэлли – победитель конкурса
Сюжет книги и герои
Профессор Преображенский в качестве научного эксперимента пересаживает гипофиз умершего алкоголика бродячему псу Шарику. В результате пёс превращается в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И из хорошего доброго пса получается грубое, агрессивное и безнравственное существо.
Профессор прямо говорит о том, что Шарикову необходимо учиться (вспомним Ленинские лозунги того времени), но Шариков предпочитает "душить" в подвалах кошек.
Однако и Преображенский – не герой для подражания. Он презирает и ненавидит пролетариев, но сам-то одержим вовсе не великими идеями: он пересаживает яичники обезьяны стареющей даме вовсе не для того, чтобы она стала здоровее или лучше. Он проводит бесчеловечный эксперимент над Шариковым в поисках эликсира молодости, который нужен его богатым и влиятельным клиентам.
Управдом Швондер - при всей его неприятной прямолинейности, при всём его карикатурном желании всех уплотнить, тоже герой неоднозначный. Да, он искренне не понимает, почему один профессор занимает столько комнат, когда простые люди ютятся в подвалах огромными семьями. Вот сейчас мы покупаем жильё, а в советское время трудящийся человек получал его бесплатно. Мои дети не верят, когда я им это рассказываю. Но так было, и именно благодаря таким вот управдомам.
Да и Шариков, на первый взгляд максимально несимпатичный, на самом деле достоин жалости и сочувствия: он не просил Преображенского экспериментировать над собой. Он просто хотел нормальной собачьей жизни и повёлся на кусок колбасы, очевидно не подозревая, что бесплатная колбаса, как и сыр, бывает только в мышеловке.
Философский смысл повести
И если вы отрешитесь от образов культового фильма, то увидите, насколько сложнее и объёмней выглядит эта повесть. Один из главных её философских смыслов — общечеловеческий, гуманистический. Профессор Преображенский в этом свете выглядит тщеславным индивидуалистом, который ставит собственное материальное благополучие выше общечеловеческих ценностей, помещая себя на место бога и «перекраивая» человеческую природу в угоду тем, кто хорошо за это заплатит.
Именно такой – широкий, философский взгляд – позволяет новое издание повести в проекте "Книжная полка".
Обложки финалистов конкурса вы можете помотреть в галерее ниже :
Эксклюзивное издание
К юбилею повести проект «Книжная Полка» от VK, «Эксмо» и Музея Михаила Булгакова решил отметить эту дату по-особенному: переосмыслить классику глазами современных иллюстраторов.
Эксклюзивное издание «Собачьего сердца» — результат национального конкурса иллюстраций, в котором приняли участие художники со всей России. Победители из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова и Екатеринбурга создали уникальные работы, которые украсили книгу.
Смотрите иллюстрации:
Автор иллюстрации: Евгения Химченко
По-моему, очень интересный и своевременный проект, достойный внимания книголюбов и специалистов. А вы как думаете?
Хотели бы иметь такую книгу в своей библиотеке?
Напоминаю: в пятницу, 15, в 18 часов в Книжном клубе пройдёт обсуждение романа Анны Баснер "Парадокс Тесея".
БиблиоЮлия
Что читать? Что смотреть? Я помогу! Рецензии, подборки и беседы для кино- и библиофилов всех мастей. Делюсь лучшим!
БиблиоЮлия
:Юлия Комарова (Федирко)
К 100-летию "Собачьего сердца" – эксклюзивное издание
В этом году исполнилось 100 лет повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Это одна из самых известных сатирических и одна из первых фантастических советских повестей прошлого века. В 1925 году автор закончил работу над текстом, и он оказался одновременно актуальным взглядом на советскую действительность и глубоким размышлением о природе человека, науке и революции.
Проект «Книжная Полка» от VK, «Эксмо» и Музея Михаила Булгакова в ознаменование юбилейной даты выпустил эксклюзивное издание повести с прекрасными иллюстрациями (смотрите в галерее в конце статьи).
Немного истории
В 1926 году рукопись изъяли при обыске, и долгое время она выходила только в самиздате. Официально в СССР «Собачье сердце» опубликовали лишь в 1987 году – через 62 года после написания!
Запрещённая к печати при своём рождении, повесть прошла практически не замеченной, пока в 1988 году её не экранизировал Бортко, и фильм стал культовым явлением, помог переосмыслить 70-летнее прошлое советского народа.
Приведу здесь большую цитату из повести, чтобы напомнить суть политических проблем, которые она поднимает:
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? <...> Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. <...> Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны [пролетарии] кричат «бей разруху!» – я смеюсь. <...> Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! <...> Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на двести, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!»
Кадр из фильма "Собачье сердце"
Культовый фильм
Да, фильм с прекрасными актёрами явно говорил нам о противостоянии умного и достойного старорежимного профессора и его тупого творения.
Интеллигентный и широко образованный учёный живёт по-царски в большой квартире, сыпет афоризмами и не желает смиряться перед советской властью. Более того, предсказывает совершенно ясно, что наступит момент, и Шариковы уничтожат Швондеров точно так же, как Швондеры уничтожают Преображенских.
Зрители смеялись, узнавали героев в своих соседях и утверждались в мысли, что советская власть достойна уничтожения. Однако это взгляд Бортко, не самого Булгакова. В отличие от литературы прошлого, Булгаков никому не навязывает своё мнение о героях и не рисует их однозначно плохими или хорошими. Он заставляет читателей решить для себя, кто им более симпатичен. И если хорошо разобраться, то симпатичных героев в этой повести просто нет.
Сюжет книги и герои
Профессор Преображенский в качестве научного эксперимента пересаживает гипофиз умершего алкоголика бродячему псу Шарику. В результате пёс превращается в человека – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. И из хорошего доброго пса получается грубое, агрессивное и безнравственное существо.
Профессор прямо говорит о том, что Шарикову необходимо учиться (вспомним Ленинские лозунги того времени), но Шариков предпочитает "душить" в подвалах кошек.
Однако и Преображенский – не герой для подражания. Он презирает и ненавидит пролетариев, но сам-то одержим вовсе не великими идеями: он пересаживает яичники обезьяны стареющей даме вовсе не для того, чтобы она стала здоровее или лучше. Он проводит бесчеловечный эксперимент над Шариковым в поисках эликсира молодости, который нужен его богатым и влиятельным клиентам.
Управдом Швондер - при всей его неприятной прямолинейности, при всём его карикатурном желании всех уплотнить, тоже герой неоднозначный. Да, он искренне не понимает, почему один профессор занимает столько комнат, когда простые люди ютятся в подвалах огромными семьями. Вот сейчас мы покупаем жильё, а в советское время трудящийся человек получал его бесплатно. Мои дети не верят, когда я им это рассказываю. Но так было, и именно благодаря таким вот управдомам.
Да и Шариков, на первый взгляд максимально несимпатичный, на самом деле достоин жалости и сочувствия: он не просил Преображенского экспериментировать над собой. Он просто хотел нормальной собачьей жизни и повёлся на кусок колбасы, очевидно не подозревая, что бесплатная колбаса, как и сыр, бывает только в мышеловке.
Философский смысл повести
И если вы отрешитесь от образов культового фильма, то увидите, насколько сложнее и объёмней выглядит эта повесть. Один из главных её философских смыслов — общечеловеческий, гуманистический. Профессор Преображенский в этом свете выглядит тщеславным индивидуалистом, который ставит собственное материальное благополучие выше общечеловеческих ценностей, помещая себя на место бога и «перекраивая» человеческую природу в угоду тем, кто хорошо за это заплатит.
Именно такой – широкий, философский взгляд – позволяет новое издание повести в проекте "Книжная полка".
Обложки финалистов конкурса вы можете помотреть в галерее ниже :
Эксклюзивное издание
К юбилею повести проект «Книжная Полка» от VK, «Эксмо» и Музея Михаила Булгакова решил отметить эту дату по-особенному: переосмыслить классику глазами современных иллюстраторов.
Эксклюзивное издание «Собачьего сердца» — результат национального конкурса иллюстраций, в котором приняли участие художники со всей России. Победители из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова и Екатеринбурга создали уникальные работы, которые украсили книгу.
Смотрите иллюстрации:
По-моему, очень интересный и своевременный проект, достойный внимания книголюбов и специалистов. А вы как думаете?
Хотели бы иметь такую книгу в своей библиотеке?
Напоминаю: в пятницу, 15, в 18 часов в Книжном клубе пройдёт обсуждение романа Анны Баснер "Парадокс Тесея".