Память является одним из основных свойств личности и одним из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют три типа памяти: - наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.; - словесно - логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины; - эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства. Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: - кратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго; - долговременная память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная. Есть люди, быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше. Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какого-то фильма. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели. Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память, художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения (двигательная). Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Поэтому развивать и тренировать память дошкольников нужно в игровой форме, что поможет поддержать их интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания. «Каскад слов» Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти. Содержание: взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза. 1. огонь; 2. дом, молоко; 3. конь, гриб, игла; 4. петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5. крыша, пень, вода, свеча, школа; 6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб; 7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын; 8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел. «Каскад цифр» Цель: развивать кратковременную зрительную память. Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и т. п.) 6 2 2 8 3 1 7 4 3 6 3 5 9 1 4 6 8 2 «У оленя дом большой» Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста. Содержание: взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями. У оленя Дом большой, Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит. Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! Скрещивают руки над головой, Изображают крышу. Руки перед лицом изображают окно. Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо Показывают, что сзади охотник. Дети вытягивают руки вперёд. Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста. «Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти. Содержание: ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания. «Кто не на месте?» Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Содержание: десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз. «Запомни рассказ» Цель: развивать словесно - логическую память. Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ». Кто как одет. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится! Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы: Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде? У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят? «Запомни фразы» Цель: развивать смысловую память. Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать: 1. Мальчик устал. 2. Девочка плачет. 3. Папа отдыхает. 4. Мама готовит. 5. Бабушка читает.
Каргасокский центр помощи семье и детям
Память является одним из основных свойств личности и одним из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют три типа памяти:
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.;
- словесно - логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременная память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
- долговременная память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Скорость заучивания у людей также разная. Есть люди, быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию.
Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какого-то фильма. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память, художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения (двигательная).
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Поэтому развивать и тренировать память дошкольников нужно в игровой форме, что поможет поддержать их интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.
«Каскад слов»
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.
Содержание: взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.
1. огонь;
2. дом, молоко;
3. конь, гриб, игла;
4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5. крыша, пень, вода, свеча, школа;
6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
«Каскад цифр»
Цель: развивать кратковременную зрительную память.
Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и т. п.)
6 2
2 8 3
1 7 4 3
6 3 5 9
1 4 6 8 2
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста.
Содержание: взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя
Дом большой,
Он глядит в свое окошко:
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Стук, стук.
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Скрещивают руки над головой,
Изображают крышу.
Руки перед лицом изображают окно.
Производят движения руками, как при беге.
Кулаками имитируют стук в дверь.
Большим пальцем через плечо
Показывают, что сзади охотник.
Дети вытягивают руки вперёд.
Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста.
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание: ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый
показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Содержание: десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.
«Запомни рассказ»
Цель: развивать словесно - логическую память.
Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.
Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».
Кто как одет.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!
Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы.
Вопросы:
Когда убирают овощи?
Какие овощи убрали с огорода?
Что осталось в огороде?
У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?
«Запомни фразы»
Цель: развивать смысловую память.
Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:
1. Мальчик устал.
2. Девочка плачет.
3. Папа отдыхает.
4. Мама готовит.
5. Бабушка читает.