Открытая шина данных АСУ ТП

Открытая шина данных АСУ ТП - 983433688044
Назначение и требования к открытой шине данных
Открытая шина данных (в терминологии стандартов OPAS – Open Connectivity Foundation) или OCF-шина обеспечивает совместимость и интеграцию различного ПО, протоколов и данных в единой системе АСУ ТП. Основное назначение OCF-шины: обеспечение взаимозаменяемости с эквивалентными компонентами других поставщиков (производителей) без внесения изменений в архитектуру системы управления.

Открытая шина данных должна удовлетворять следующим требованиям:
- Совместимость. Шина должна обеспечивать непрерывный поток данных между различными аппаратными устройствами и верхним уровнем – уровнем приложений, т.е. обеспечить “всеядность” в области передачи данных.
- Быстродействие. Необходимо обеспечить как можно быструю передачу данных в реальном режиме времени от датчиков и программируемых логических контроллеров (ПЛК) на верхний уровень для реализации логики и возврат решения снова на нижний уровень.
- Инструменты разработки. Требуется создать инструменты для самостоятельной разработки пользователями дата-провайдеров (протоколов) для подключения аппаратных устройств. В этой связи нужно отметить, что уже готовые стандартизированные протоколы существенно облегчают решение задачи интеграции оборудования.
- Разметка данных. Шина должна позволять разметить данные и организовать очередь этих данных.
- Безопасность. Необходимо обеспечить безопасность передачи данных, которые собираются с полевых устройств.

Таким образом, шина OCF должна обеспечивает связь полевых устройств, датчиков, оборудования с верхним уровнем приложений. Шина состоит из DCN-шлюзов, обеспечивающих подключение к шине, разметку данных, трансфер данных. На уровне самой шины используется стек OPC UA. DCN-шлюзы обеспечивают конвертацию протоколов в стек OPC UA и разметку данных для технологии TSN over OPC UA. DCN-шлюз может быть реализован программно в самой шине. Шина имеет внутри себя устройство для создания шлюзов.

Сильные стороны и недостатки классической структуры АСУ ТП

Передача данных в классической АСУ проходит следующий путь:

А) Нижний (полевой) уровень – датчики, приводы, исполнительные механизмы, напрямую взаимодействующие с производственным оборудованием.
Б) Средний уровень – контроллеры (ПЛК), обрабатывающие сигналы с полевого уровня.
В) Верхний уровень – SCADA, отвечающий за сбор, анализ и визуализацию данных, необходимых для диспетчеризации системы и управления процессами.
Г) Уровень MES – системы, необходимые для контроля, управления и оптимизации производственных операций.
Д) Уровень ERP – платформы управления ресурсами предприятия, собирающие все бизнес-процессы в единую систему.

Преимущества и недостатки классической АСУ

Плюсы: централизованный контроль, высокая надежность системы, безопасность передачи данных.

Минусы: сложность внедрения, высокая стоимость поддержки, проприетарность системы, ограниченная специализация компонентов, затрудненная интеграция с другими системами, сложность модернизацию, сложная адаптация к меняющимся требованиями техпроцессов.

Структура открытой шины данных АСУ ТП
Структура открытой шины данных АСУ ТП
Преимущества и цели единой шины данных
Единая шина данных создает открытую и стандартизированную платформу обмена данными между различными уровнями и системами, предлагая следующие преимущества:

- Упрощенная интеграция новых устройств
- Гибкость при внесении изменений без необходимости замены элементов
- Снижение затрат на разработку интерфейсов
- Увеличение производительности за счет снижения задержек передачи сигналов и использования стандартизированных интерфейсов.

Целью OCF является обеспечение функциональной совместимости между экземплярами распределенных управляющих узлов O-PAS (DCN). Данная платформа определяет механизмы обработки информационных потоков между экземплярами ВСТ O-PAS с помощью стандартной коммуникационной модели (интерфейса) OPC Unified Architecture (OPC UA). OCF определяет среды выполнения, используемые для передачи данных. А также обеспечивает возможность взаимодействия данных, связанных с экземплярами DCNS.

Работа рабочей группы по созданию открытой шины данных в рамках консорциума «Отрытая АСУ ТП»

В рабочую группу по созданию открытой шины входят ПАО «Ростелеком», Госкорпорация «Росатом» в лице структурного подразделения АО НПО «КИС» и АО "МХК "ЕвроХим".

Цели и задачи группы:

- Разработка технических требований к открытой интеграционной шине (OCF-шине), позволяющей обеспечивать коммутационной обмен между устройствами в рамках организации систем управления предприятием, установкой (узлом) и техпроцессом
- Обеспечение взаимозаменяемости компонентов эквивалентными компонентами других поставщиков (производителей) без внесения изменений в архитектуру системы управления.
- Функциональные исследования и унификация промышленных сетевых протоколов, интерфейсов и технологий для применения на объектах КИИ
- Исследование информационной защищенности промышленных протоколов и интерфейсов, а также сетей АСУ ТП (IIoT)
- Исследование доступности актуальных протокольных спецификаций, программных библиотек и интерфейсных микросхем
- Разработка технических требований для протокольных спецификаций, программных библиотек и интерфейсных микросхем полевого уровня
- Формирование интегрированного плана перехода на доверенные отечественные промышленные протоколы и интерфейсы, а также сети АСУ ТП (IIoT)
Дорожная карта разработки открытой шины АСУ ТП
Дорожная карта разработки открытой шины АСУ ТП
Дорожная карта разработки открытой шины АСУ ТП
Работы по созданию открытой АСУ ТП, включая создание OCF-шины курирует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг).

Уже в этом году предполагается разработать не только технические требования к единой шине, но и собрать стенд и протестировать возможности технологий и компонентов.

---
Материал подготовлен Московским заводом тепловой автоматики (МЗТА)

Комментарии

Комментариев нет.