Непотопляемый "Старый большевик". Как спасали русский теплоход
"Старый большевик" в свое время являлось весьма знаковым именем, которое ассоциировалось со стойкостью, железной волей и силой духа. Этакий аналог Брестской крепости, только на воде. "Старый большевик" - это корабль, который отказались покидать члены экипажа, даже несмотря на прямое попадание в него авиабомбы. И это даже несмотря на то, что огонь от возникшего пожара подбирался уже к трюму с боеприпасами...
"Старый большевик" был приписан к Мурманскому пароходству как обычный лесовоз. Спущен на воду задолго до Великой Отечественной войны, еще в 1933 году. Корабль довольно массивный и вместительный, с крепкой палубой, но при этом и высокой маневренностью. Однако, как и у большинства собратьев, в годы войны его предназначение резко изменилось - он вошел в состав конвоев, которые должны были перевозить грузы по ленд-лизу. Но просто так выпускать в рейс его было нельзя, поэтому на палубе установили два зенитных орудия. Это было необходимо для отражения атак фашистов в случае налета вражеской авиации.
Весной 1942 года кораблю предстоял длительный и утомительный переход к берегам США, а затем обратно. Перевозить ему предстояло 15 самолетов и около 4 тысяч тонн вооружения. После того, как в марте корабль был загружен в Нью-Йорке, он направился в сторону Рейкьявика (Исландия). Там формировался целый конвой из 17-ти кораблей эскорта, который далее должен был направиться в Мурманск. Кстати, очень знаковой является фигура капитана "Старого большевика". Иван Афанасьев - опытный моряк, который в свое время еще штурмовал Зимний дворец, чем вызывал огромное уважение среди членов экипажа.
"Старый большевик" шел в самом хвосте конвоя, чем очень сильно рисковал, потому как именно замыкающие чаще всего подвергались бомбардировкам. Тем не менее, практически неделю пути конвой продвигался без каких-либо происшествий. Спокойствие было нарушено 25 мая, когда конвой был атакован фашистами. Целых 20-ть бомбардировщиков и несколько торпедоносцев обрушили на корабли всю свою мощь. Причем больше всего досталось именно "Старому большевику". Благо, что на кораблях были установлены зенитки, которые отбивали атаки врага с воздуха. От торпедоносцев удавалось уходить удачным маневрированием.
Атаки беспрерывно продолжались почти двое суток. Одни бомбардировщики уходили с курса, и на их место приходили другие. Как ни старался экипаж "Старого большевика", но силы были не равны. Одна из бомб все же достигла цели, причем попала точно в зенитное орудие. На судне стал разгораться пожар. Подоспевший на помощь эсминец из состава конвоя забрал на борт тяжелораненых, но другие члены экипажа наотрез отказались эвакуироваться и остались тушить пожар. Корабль был забит под завязку боеприпасами и просто так бросать его экипаж не желал. Эти боеприпасы нужны были фронту, их нужно было спасать. Тем не менее, и помощи ждать было неоткуда, конвой ушел в Мурманск, согласно поставленной боевой задаче.
Пока одни члены экипажа носили ящики с оружием в безопасное место, другие пытались тушить пожар. Но что самое интересное, фашисты тоже заметили, что жизнь на корабле продолжается и с новой силой бросились его атаковать. Собственно поэтому тем бойцам, которые носили ящики с боеприпасами, необходимо было еще успевать подносить их на корму к орудию, отбивать новые атаки. В ходе отражения атак на корабль удалось даже подбить торпедоносец прямо из зенитки. Сделал это рулевой корабля, моряк-балтиец Борис Аказёнок. В таком безумном темпе морякам все же удалось не просто отбить все атаки врага, но еще потушить пожар, а после так и вовсе догнать конвой.
Как и было указано в боевой задаче, "Старый большевик" встал в хвосте конвоя, после чего к его охране присоединились три Советских эсминца. 30 мая 1942 года изрядно потрепанное судно "Старый большевик" было встречено в Кольском заливе салютом в дань уважения к его подвигу. Капитану, первому помощнику и рулевому были вручены золотые звезды Героев Советского Союза. "Старый большевик" не был отправлен на покой, его направили в Тихий океан, где он продолжил доставлять военные грузы из США вплоть до 1945 года. Подвиг экипажа корабля навсегда вошел в историю как образец мужества и героизма.
История с Андреем Журавлевым
Непотопляемый "Старый большевик". Как спасали русский теплоход
"Старый большевик" в свое время являлось весьма знаковым именем, которое ассоциировалось со стойкостью, железной волей и силой духа. Этакий аналог Брестской крепости, только на воде. "Старый большевик" - это корабль, который отказались покидать члены экипажа, даже несмотря на прямое попадание в него авиабомбы. И это даже несмотря на то, что огонь от возникшего пожара подбирался уже к трюму с боеприпасами...Весной 1942 года кораблю предстоял длительный и утомительный переход к берегам США, а затем обратно. Перевозить ему предстояло 15 самолетов и около 4 тысяч тонн вооружения. После того, как в марте корабль был загружен в Нью-Йорке, он направился в сторону Рейкьявика (Исландия). Там формировался целый конвой из 17-ти кораблей эскорта, который далее должен был направиться в Мурманск. Кстати, очень знаковой является фигура капитана "Старого большевика". Иван Афанасьев - опытный моряк, который в свое время еще штурмовал Зимний дворец, чем вызывал огромное уважение среди членов экипажа.
Атаки беспрерывно продолжались почти двое суток. Одни бомбардировщики уходили с курса, и на их место приходили другие. Как ни старался экипаж "Старого большевика", но силы были не равны. Одна из бомб все же достигла цели, причем попала точно в зенитное орудие. На судне стал разгораться пожар. Подоспевший на помощь эсминец из состава конвоя забрал на борт тяжелораненых, но другие члены экипажа наотрез отказались эвакуироваться и остались тушить пожар. Корабль был забит под завязку боеприпасами и просто так бросать его экипаж не желал. Эти боеприпасы нужны были фронту, их нужно было спасать. Тем не менее, и помощи ждать было неоткуда, конвой ушел в Мурманск, согласно поставленной боевой задаче.
Как и было указано в боевой задаче, "Старый большевик" встал в хвосте конвоя, после чего к его охране присоединились три Советских эсминца. 30 мая 1942 года изрядно потрепанное судно "Старый большевик" было встречено в Кольском заливе салютом в дань уважения к его подвигу. Капитану, первому помощнику и рулевому были вручены золотые звезды Героев Советского Союза. "Старый большевик" не был отправлен на покой, его направили в Тихий океан, где он продолжил доставлять военные грузы из США вплоть до 1945 года. Подвиг экипажа корабля навсегда вошел в историю как образец мужества и героизма.
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов