Как военкор смог одновременно подбить вражеский самолет и после снять его падение
В годы Великой Отечественной войны фронтовые корреспонденты, или, как их еще называют в народе - военкоры, совершили немалое количество подвигов, при этом успевая еще и делать отличные репортажи, дошедшие до наших дней. Как они могли совершать какие-то подвиги, являясь обычными журналистами? Дело в том, что они не были просто журналистами, а официально числились на этих должностях при воинских частях. Соответственно, за ними также было закреплено оружие, а при необходимости они ходили в атаки вместе со всеми, копали окопы, оборонялись и выходили из окружения. Бывало даже и такое, что заменяли в бою павшего командира. Причем заменяли весьма успешно, и я об этом уже писал ранее. Дело в том, что военкор - это был своего рода замполит, только пишущий и снимающий, который в нужный момент должен был уметь приободрить бойцов и повести их за собой. Не менее умело они уничтожали и вражескую технику. Причем порой это случалось просто во время обычных журналистских заданий. Об одном из таких случаев как раз и хочу вам сегодня рассказать. Случай, когда военный корреспондент направился снимать очередной репортаж, а в итоге сбил вражеский самолет.
Героя нашей сегодняшней статьи зовут Борис Ильич Шер. Шера все считали одним из самых талантливых операторов документального кино. Его отличало то, что он старался снимать вообще все подряд - от обычного быта рядовых солдат и вплоть до самых горячих столкновений на фронте. Причем он сам всегда без сомнений выдвигался с бойцами на передовую, несмотря даже на то, что участок фронта мог быть довольно опасным и командование запрещало это делать. Благодаря ему потомки получили множество действительно уникальных документальных кадров. Если перечислять все его работы, то список получится очень длинным, проще всего искать в сети именно по фамилии.
Кстати, здесь стоит сделать отступление и сказать о том, что Борис Ильич не просто был прикомандирован к одной из воинских частей, но еще и являлся сотрудником фронтовой киностудии. Наверняка вы все видели документальные кадры, на которых бойцы идут в атаку под крики "Ура!", вокруг рвутся снаряды, грохочут гусеницами танки, где-то вдалеке стреляет артиллерия, а голос за кадром рассказывает о том, что освобождают такой-то город, мужественно сражаясь и не отступая ни на шаг. Так вот, такие кадры никогда не были постановочными. Это реальные документальные кадры, снятые во время реального наступления. Снимать такое как раз и входило в обязанности фронтовой киностудии.
В самом начале войны Шер оказался возле станции Борковичи, что в Витебской области. Это место было уникально тем, что в начале июля 1941 года наши войска стремительным ударом смогли отбить станцию и заставить немцев отступать. И это при том, что немцы по всему фронту в это время довольно оперативно наступали. Да, станцию затем пришлось все же оставить, но тогда этот локальный успех очень хорошо сыграл на руку нашим бойцам. Затем Шер был направлен в составе киногруппы в один из партизанских отрядов, орудовавших в окрестностях блокадного Ленинграда. Партизаны позже вспоминали о том, что Шер совершенно ничем от них не отличался. Такое чувство, будто сам всю жизнь партизанил. К тому же, был совершенно непривередлив к условиям пребывания в партизанском лагере.
Помимо партизанского отряда, Шер снимал также кадры на знаменитой "дороге жизни". Как затем он сам вспоминал, колесили с самого утра и до поздней ночи, туда и обратно, пока совсем не заканчивалась пленка. Также в военной карьере Шера был еще и Сталинград. Кстати, Шер был одним из тех, кто снимал кадры сдачи в плен фельдмаршала Паулюса в рамках документального фильма с одноименным названием "Сталинград". В общем, горячих участков фронта на его веку хватало, и случалось с ним много чего интересного. Но об одном случае стоит рассказать отдельно.
Дело было в июне 1943 года, когда Борис Ильич, который, к слову сказать, ужасно боялся летать, отправился вместе с летчиками снимать их боевое задание. Это была группа самолетов ИЛ-2 из 224-й штурмовой дивизии. В его задачи входило просто снять то, как наши самолеты успешно отбомбятся по противнику и вернутся назад, не более того. Эти кадры должны были войти в какую-то новостную хронику. Изначально ничего не предвещало беды. Самолеты задачу выполнили, Шер все отснял и они возвращались спокойно назад. Однако, на обратном пути на хвост нашим летчикам сели немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Казалось-бы, причем тут оператор? Нюанс всей сложившейся ситуации заключался в том, что Шер занимал в этой операции место стрелка, обязанности которого ему и пришлось экстренно исполнять. То есть, ему предстояло отложить камеру в сторону и стрелять из пулемета по немецким истребителям.
Шер оказался не только талантливым кинооператором, но еще и довольно метким стрелком. После длинной очереди в сторону вражеского самолета он заметил, что мотор у того задымился, а после и вовсе вырвались языки пламени. Немецкий самолет был сбит. Но и на этом история не закончилась. Сбив вражеский самолет, Шер потянулся уже к камере и успел оперативно снять то, как этот самый самолет падает. Таким образом, благодаря этому подвигу Шер стал единственным оператором, который успел одновременно подбить фашистский самолет и затем еще запечатлеть кадры его падения. К слову, не стоит забывать о том, что в те времена не существовало никаких нагрудных камер или тех, которые крепятся к каске. Нет, это были довольно большие аппараты, которые порой приходилось держать двумя руками. Впрочем как и пулемет. Но Шер успел отлично справиться и с первым, и со вторым.
История с Андреем Журавлевым
Как военкор смог одновременно подбить вражеский самолет и после снять его падение
В годы Великой Отечественной войны фронтовые корреспонденты, или, как их еще называют в народе - военкоры, совершили немалое количество подвигов, при этом успевая еще и делать отличные репортажи, дошедшие до наших дней. Как они могли совершать какие-то подвиги, являясь обычными журналистами? Дело в том, что они не были просто журналистами, а официально числились на этих должностях при воинских частях. Соответственно, за ними также было закреплено оружие, а при необходимости они ходили в атаки вместе со всеми, копали окопы, оборонялись и выходили из окружения. Бывало даже и такое, что заменяли в бою павшего командира. Причем заменяли весьма успешно, и я об этом уже писал ранее. Дело в том, что военкор - это был своего рода замполит, только пишущий и снимающий, который в нужный момент должен был уметь приободрить бойцов и повести их за собой. Не менее умело они уничтожали и вражескую технику. Причем порой это случалось просто во время обычных журналистских заданий. Об одном из таких случаев как раз и хочу вам сегодня рассказать. Случай, когда военный корреспондент направился снимать очередной репортаж, а в итоге сбил вражеский самолет.Кстати, здесь стоит сделать отступление и сказать о том, что Борис Ильич не просто был прикомандирован к одной из воинских частей, но еще и являлся сотрудником фронтовой киностудии. Наверняка вы все видели документальные кадры, на которых бойцы идут в атаку под крики "Ура!", вокруг рвутся снаряды, грохочут гусеницами танки, где-то вдалеке стреляет артиллерия, а голос за кадром рассказывает о том, что освобождают такой-то город, мужественно сражаясь и не отступая ни на шаг. Так вот, такие кадры никогда не были постановочными. Это реальные документальные кадры, снятые во время реального наступления. Снимать такое как раз и входило в обязанности фронтовой киностудии.
Помимо партизанского отряда, Шер снимал также кадры на знаменитой "дороге жизни". Как затем он сам вспоминал, колесили с самого утра и до поздней ночи, туда и обратно, пока совсем не заканчивалась пленка. Также в военной карьере Шера был еще и Сталинград. Кстати, Шер был одним из тех, кто снимал кадры сдачи в плен фельдмаршала Паулюса в рамках документального фильма с одноименным названием "Сталинград". В общем, горячих участков фронта на его веку хватало, и случалось с ним много чего интересного. Но об одном случае стоит рассказать отдельно.
Шер оказался не только талантливым кинооператором, но еще и довольно метким стрелком. После длинной очереди в сторону вражеского самолета он заметил, что мотор у того задымился, а после и вовсе вырвались языки пламени. Немецкий самолет был сбит. Но и на этом история не закончилась. Сбив вражеский самолет, Шер потянулся уже к камере и успел оперативно снять то, как этот самый самолет падает. Таким образом, благодаря этому подвигу Шер стал единственным оператором, который успел одновременно подбить фашистский самолет и затем еще запечатлеть кадры его падения. К слову, не стоит забывать о том, что в те времена не существовало никаких нагрудных камер или тех, которые крепятся к каске. Нет, это были довольно большие аппараты, которые порой приходилось держать двумя руками. Впрочем как и пулемет. Но Шер успел отлично справиться и с первым, и со вторым.
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов