«Появление обсценных слов — особенно при непосредственной адресации собеседнику — может переводить общение на уровень полуживотной агрессии, когда общепринятые нормы вежливости, присущие общению цивилизованных людей, теряют всякий смысл».
Итак, лирика. Ну или назовём это стенаниями миллениалки. Что имеем? Возле моего окна стоит лавка, а вокруг моего дома три (!!!) школы. Каждый рабочий (читай учебный день), в обед, пока я вливаю в себя вторую кружку кофе и пытаюсь работать, я слышу мат. Мат, что произносят детские голоса. Вот эти милые голоса, которых еще не коснулись прелести пубертатных изменений, на все лады рассказывают друг - другу о жизни (к месту и не к месту, используя обсценную лексику). Слушаю и волосы дыбом. Почему у меня такая реакция? Я считаю, что воспитанием детей должны заниматься их родители, сама я замечания юным особам не делаю, да только вот ведь не задача, у меня растет четырехлетка. Однажды притащил из сада матерное слово, прибежал ко мне и с гордым видом, громко и звонко так мне его произнес. Позже еще и объяснил значение, и в каком контексте надо его употреблять. Жизнь к такому меня не готовила. Дамы и господа, всем корвалолу за мой счет, ну будем! На книгу «Запретные слова. Заметки лингвистов о русском мате» Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского я наткнулась случайно. По началу привлекло внимание яркое оформление и дико зацепила концепция, где обесценная лексика стала предметом научного изучения. Подумала дай-ка загляну в издание, авось чего интересного узнаю. Тут всего шесть глав: «Собиратели брани», «Мат в русской литературе», «Дискурсивные практики использования мата», «Новое в обесценном дискурсе», «Право мата» и «Концептуализация нехороших слов». Объем маленький, всего - то 240 страниц, но тут претензий никаких нет, заметки они и в Африке заметки. Очень важно отметить, что книга имеет возрастной ценз 18+, так как содержит в себе анализ матерных слов, примеры их употребления, цитаты для демонстрации производимого ими эффекта. Кому будет интересно? *Лингвистам и филологам, в том числе, исследователям устной речи, фольклористам и т.д. *Всем кто увлекается социологией, культурологией, историей и психологией. В тексте затрагиваются темы социальной стратификации, выстраивание иерархий, препарируются культурные механизмы и общественные табу. *Писателям, редакторам и всем, кто работает со словом. Что можно использовать и что нельзя. Для чего вообще нужно подобного рода лексику использовать и причем здесь приемы языковой игры. *Тем, кто интересует русской литературой. Авторы анализируют проникновение мата в художественные произведения. Начинают с эпиграмм «Солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина и заканчивают романами человека - загадки Виктора Пелевина. Данная книга не осуждает и не оправдывает употребление мата, она просто рассматривает его как языковое явление с нейтральной научной позиции. Прочла ее за пару часов и мне кажется, идеальное издание, чтобы взять его с собой в путешествие, такой забавный получается досуг с налетом просвещения. Вопрос, что делать с матерящимися подростками на лавочке возле моего окна, как вы поняли, остается без ответа. А вы что посоветуете? Как относитесь к обсценной лексике: осуждаете или нет - нет да и да? Хотелось бы вам прочитать такую книгу?
Хани Банни • Книжный блог
«Появление обсценных слов — особенно при непосредственной адресации собеседнику — может переводить общение на уровень полуживотной агрессии, когда общепринятые нормы вежливости, присущие общению цивилизованных людей, теряют всякий смысл».
Итак, лирика. Ну или назовём это стенаниями миллениалки. Что имеем? Возле моего окна стоит лавка, а вокруг моего дома три (!!!) школы. Каждый рабочий (читай учебный день), в обед, пока я вливаю в себя вторую кружку кофе и пытаюсь работать, я слышу мат. Мат, что произносят детские голоса. Вот эти милые голоса, которых еще не коснулись прелести пубертатных изменений, на все лады рассказывают друг - другу о жизни (к месту и не к месту, используя обсценную лексику). Слушаю и волосы дыбом.
Почему у меня такая реакция? Я считаю, что воспитанием детей должны заниматься их родители, сама я замечания юным особам не делаю, да только вот ведь не задача, у меня растет четырехлетка. Однажды притащил из сада матерное слово, прибежал ко мне и с гордым видом, громко и звонко так мне его произнес. Позже еще и объяснил значение, и в каком контексте надо его употреблять. Жизнь к такому меня не готовила. Дамы и господа, всем корвалолу за мой счет, ну будем!
На книгу «Запретные слова. Заметки лингвистов о русском мате» Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского я наткнулась случайно. По началу привлекло внимание яркое оформление и дико зацепила концепция, где обесценная лексика стала предметом научного изучения. Подумала дай-ка загляну в издание, авось чего интересного узнаю. Тут всего шесть глав: «Собиратели брани», «Мат в русской литературе», «Дискурсивные практики использования мата», «Новое в обесценном дискурсе», «Право мата» и «Концептуализация нехороших слов». Объем маленький, всего - то 240 страниц, но тут претензий никаких нет, заметки они и в Африке заметки.
Очень важно отметить, что книга имеет возрастной ценз 18+, так как содержит в себе анализ матерных слов, примеры их употребления, цитаты для демонстрации производимого ими эффекта.
Кому будет интересно?
*Лингвистам и филологам, в том числе, исследователям устной речи, фольклористам и т.д.
*Всем кто увлекается социологией, культурологией, историей и психологией. В тексте затрагиваются темы социальной стратификации, выстраивание иерархий, препарируются культурные механизмы и общественные табу.
*Писателям, редакторам и всем, кто работает со словом. Что можно использовать и что нельзя. Для чего вообще нужно подобного рода лексику использовать и причем здесь приемы языковой игры.
*Тем, кто интересует русской литературой. Авторы анализируют проникновение мата в художественные произведения. Начинают с эпиграмм «Солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина и заканчивают романами человека - загадки Виктора Пелевина.
Данная книга не осуждает и не оправдывает употребление мата, она просто рассматривает его как языковое явление с нейтральной научной позиции. Прочла ее за пару часов и мне кажется, идеальное издание, чтобы взять его с собой в путешествие, такой забавный получается досуг с налетом просвещения.
Вопрос, что делать с матерящимися подростками на лавочке возле моего окна, как вы поняли, остается без ответа. А вы что посоветуете? Как относитесь к обсценной лексике: осуждаете или нет - нет да и да?
Хотелось бы вам прочитать такую книгу?