Исторические параллели не всегда уместны. Но в нашем случае стоит напомнить о двух, теперь уже европейских событиях, которые можно назвать не случайными. Впрочем, что такое случай? Пунктуальное исполнение небесных планов, обязательный маршрут событий, которые давно предопределены. До начала XVII века Европа и особенно Англия, где возбуждающие напитки были излюбленной темой разговоров, упивалась (в самом прямом и беспробудном смысле) вином сомнительного качества. Что тут скажешь, если законами Шотландии максимально допустимое употребление вина определялось… десятью литрами в день! Мало того, это было вино просто убойной крепости. Шекспир по этому поводу заметил: «Это вино на редкость забористое, и не успеешь спросить: «Что это со мной?», как оно тебе уже всю кровь надушило». Но вот в 60‑годах XVII века вино удивительным образом преобразилось. Что же произошло? Так уж распорядилась судьба, что несколькими годами раньше, в сентябре 1658 года английский торговец Томас Гарвей первым в Лондоне начал торговлю чайной заваркой. Это были 140 фунтов (63,5 кг) китайского чая, которые навсегда изменили мир европейских напитков и дали толчок всей европейской чайной истории. Некоторое время спустя голландская Ост-Индская компания наняла датского врача Корнелиуса Бонтеко написать целую серию статей (из них позже была составлена книга) о целебных свойствах чая. К примеру, при желудочных болезнях Бонтеко советовал пить 50 чашек чая в день. Как утверждает канадский историк Том Стэндидж в начале XVIII века почти никто в Великобритании не пил чая, а в конце этого века его пили почти все. Объём официального импорта вырос с 6 тонн в 1699 году до 11 тысяч тонн в 1799‑м, а цена фунта чая за это время снизилась в 20 раз. Чай стал модным в Англии после 1662 года, после женитьбы Карла II и Екатерины Браганса — дочери португальского короля Иоанна IV. Екатерина была страстной любительницей чая и привезла эту привычку с собой. Чай понравился, он бодрил и придавал силы, поэтому стал отличной альтернативой диковатому и забористому вину, элю и пиву (беспробудное пьянство просто захлестнуло тогда всю Англию). Со временем, не без усилий королевы Екатерины (Катарины Браганcа) потребление алкоголя вошло в берега. Введенная Екатериной мода на чай совершили чудо: нация, еще недавно уверенно идущая к вырождению по алкогольной дорожке, стала первой чайной нацией Европы! Чай стал «стержнем» английского общества. Как утверждает тот же Том Стэндидж на книгах и брошюрах о чае писатели делали состояния, а реклама чая в газетах того времени обеспечивала до 50 % их дохода (можно сказать, что чай способствовали расцвету английской прессы). Чай положил начало и «креативной экономике» — родил на свет дизайнеров. В конце XVIII века чайные торговцы в Англии придумывали, как завлечь покупателя, и знаменитый Твайнинг в 1787 году распорядился разработать не только специальную вывеску над входом в магазин, но и чайные этикетки и логотип такого же дизайна. Этот логотип сегодня — самый старый в мире. Мода на чай имела и другие положительные последствия — в Англии, а затем и во всей Европе пиво и крепкий алкоголь перестали быть главным напитком элиты. Его место заняло благородное вино. В Лондоне был открыт первый ресторан «Голова Понтака», а его владелец начал торговать отборным, тщательно изготовленным и зрелым вином, которое он опять же впервые назвал «коллекционным». Именно во второй половине XVII века было создано большинство вин, ставших классикой. Так китайский чай, приучивший европейцев к умеренности и прививший вкус к культурному сопровождению самого процесса употребления напитков (незабвенный Five o’clock!) незаметно и деликатно помог хорошему вину занять достойное место, которое оно и занимает поныне. #историячая #чайивино
Институт чая Пуэр
КАК ЧАЙ ПРИУЧИЛ ЕВРОПЕЙЦЕВ К УМЕРЕННОСТИ
Исторические параллели не всегда уместны. Но в нашем случае стоит напомнить о двух, теперь уже европейских событиях, которые можно назвать не случайными. Впрочем, что такое случай? Пунктуальное исполнение небесных планов, обязательный маршрут событий, которые давно предопределены.
До начала XVII века Европа и особенно Англия, где возбуждающие напитки были излюбленной темой разговоров, упивалась (в самом прямом и беспробудном смысле) вином сомнительного качества. Что тут скажешь, если законами Шотландии максимально допустимое употребление вина определялось… десятью литрами в день! Мало того, это было вино просто убойной крепости.
Шекспир по этому поводу заметил: «Это вино на редкость забористое, и не успеешь спросить: «Что это со мной?», как оно тебе уже всю кровь надушило». Но вот в 60‑годах XVII века вино удивительным образом преобразилось. Что же произошло?
Так уж распорядилась судьба, что несколькими годами раньше, в сентябре 1658 года английский торговец Томас Гарвей первым в Лондоне начал торговлю чайной заваркой. Это были 140 фунтов (63,5 кг) китайского чая, которые навсегда изменили мир европейских напитков и дали толчок всей европейской чайной истории.
Некоторое время спустя голландская Ост-Индская компания наняла датского врача Корнелиуса Бонтеко написать целую серию статей (из них позже была составлена книга) о целебных свойствах чая. К примеру, при желудочных болезнях Бонтеко советовал пить 50 чашек чая в день. Как утверждает канадский историк Том Стэндидж в начале XVIII века почти никто в Великобритании не пил чая, а в конце этого века его пили почти все. Объём официального импорта вырос с 6 тонн в 1699 году до 11 тысяч тонн в 1799‑м, а цена фунта чая за это время снизилась в 20 раз.
Чай стал модным в Англии после 1662 года, после женитьбы Карла II и Екатерины Браганса — дочери португальского короля Иоанна IV. Екатерина была страстной любительницей чая и привезла эту привычку с собой.
Чай понравился, он бодрил и придавал силы, поэтому стал отличной альтернативой диковатому и забористому вину, элю и пиву (беспробудное пьянство просто захлестнуло тогда всю Англию). Со временем, не без усилий королевы Екатерины (Катарины Браганcа) потребление алкоголя вошло в берега.
Введенная Екатериной мода на чай совершили чудо: нация, еще недавно уверенно идущая к вырождению по алкогольной дорожке, стала первой чайной нацией Европы! Чай стал «стержнем» английского общества.
Как утверждает тот же Том Стэндидж на книгах и брошюрах о чае писатели делали состояния, а реклама чая в газетах того времени обеспечивала до 50 % их дохода (можно сказать, что чай способствовали расцвету английской прессы).
Чай положил начало и «креативной экономике» — родил на свет дизайнеров. В конце XVIII века чайные торговцы в Англии придумывали, как завлечь покупателя, и знаменитый Твайнинг в 1787 году распорядился разработать не только специальную вывеску над входом в магазин, но и чайные этикетки и логотип такого же дизайна. Этот логотип сегодня — самый старый в мире.
Мода на чай имела и другие положительные последствия — в Англии, а затем и во всей Европе пиво и крепкий алкоголь перестали быть главным напитком элиты. Его место заняло благородное вино. В Лондоне был открыт первый ресторан «Голова Понтака», а его владелец начал торговать отборным, тщательно изготовленным и зрелым вином, которое он опять же впервые назвал «коллекционным».
Именно во второй половине XVII века было создано большинство вин, ставших классикой. Так китайский чай, приучивший европейцев к умеренности и прививший вкус к культурному сопровождению самого процесса употребления напитков (незабвенный Five o’clock!) незаметно и деликатно помог хорошему вину занять достойное место, которое оно и занимает поныне.
#историячая #чайивино