Во всероссийский день гурмана, который отмечается 6 марта, немного расскажем о том, как и чем питались декабристы, находясь в Сибири на каторге и поселении.

«Бывало, пред тобой поставят
Уху стерляжью, соус, крем,
Лимоном, бланманже приправят,
Сижу и ничего не ем.
Теперь похлебкою дурною
С мякинным хлебом – очень сыт.
Дадут капусты мне с водою –
Ем, за ушами лишь пищит».
Это слова популярной в середине XIX века в Сибири песни, авторство которой приписывают декабристу Александру Одоевскому, перекликаются с воспоминаниями еще одного декабриста, Андрея Розена: «Пища у нас была простая и здоровая, часто удивлялся я умеренности и довольству тех товарищей, которые привыкли всю жизнь свою иметь лучших поваров и никогда без шампанского вина не обедали, а теперь без сожаления о прошлом довольствовались щами, кашею, запивали квасом или водою».
В тюремных казематах Читы и Петровского завода декабристы организовали артель, чтобы обеспечивать едой всех узников в равной степени. Общий стол содержался за счет взносов состоятельных ссыльных. На поселении рассчитывать приходилось или на помощь родственников, либо друзей, или на собственные силы.
В 1842 г. в письме к дочери из Красноярска декабрист Василий Давыдов дал краткое описание семейного меню. «В прошлом году наш обед состоял из трех блюд и ужин из двух. В этом году мы ограничили обед двумя, включая суп, а ужин одним. Мы можем позволить себе одну бутылку вина в неделю; в этот день на ужин у нас два блюда. Вот уже полгода, как я отказался от пива».
Продукты, которые получали Волконские, Трубецкие, Муравьевы, Фонвизины в этот период в достаточно полном объеме, отражают разнообразие их стола. Это рис, перловая крупа, пармезанский и швейцарский сыры, чечевица, макароны, вермишель, прованское масло, кофе, изюм, чернослив, анчоусы, каперсы, французские вина – медок, сотерн, испанские – мадера, малага.
В списках вещей, отправленных Волконским в Сибирь, видим не только такие редкие для Сибири кухонные предметы, как кофейная машинка, но и разнообразные столовые приборы: «чашки для шампанского», бокалы и водочные приборы. Посуда и приборы из столового серебра, скатерти, салфетки, светильники со свечами, сервировка стола, количество блюд – все эти элементы застолья имели важный социокультурный смысл и неукоснительно соблюдались хозяевами при приеме гостей.
Текст цитируется по статье А.В. Саковича «Ели мы прескверно…» (о питании декабристов в Сибири), опубликованной в 6 выпуске Вестника «Декабристское кольцо».
Полностью статью можно прочитать здесь: https://clck.ru/39EwkU На фото:
Тарелка из сервиза «Ордена Святого Равноапостольного князя Владимира».
Россия, фабрика Ф.Я. Гарднера, конец XVIII в.
Фарфор, роспись, золочение.

Комментарии

Комментариев нет.