"...

Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!..
А не прошли вы, никуда не прошли!"
Из истории фильма "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ..."
Ко Дню Великой Победы...
Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." была опубликована в 1969 году. А в 1971 году за экранизацию повести Б.Васильева взялся режиссёр Станислав Ростоцкий.
Станислав Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знал не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. По личным признаниям С.Ростоцкого, он посвятил эту ленту всем героическим женщинам, в частности медсестре Анне Чегуновой, которая пронесла его раненого несколько километров на руках. Во время боя взрывом снаряда Станислава Иосифовича отбросило под движущийся танк, из-за чего была повреждена рука, раздроблена нога и грудная клетка. К сожалению, Анна Чегунова не смогла увидеть фильм, ей посвященный, - к тому времени она ослепла. Но однажды Ростоцкий привез ее на студию и рассказывал о том, что происходит на экране.
..
В 2001 году режиссера не стало. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, не дожив всего год до 30-летнего юбилея своего фильма.
Режиссёр был не единственным фронтовиком в съёмочной группе, повоевать довелось многим участникам съёмок. Они знали, как сделать фильм более реалистичным. Фронтовиков из своей команды Ростоцкий привлёк к утверждению девушек на роли.
..
До Ольги Остроумовой на роль Жени Камельковой пробовались много актрис. Но Ростоцкий остановил свой выбор именно на ней. Примечательно, что Остроумова была единственной для кого «А зори здесь тихие...» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживём до понедельника» у того же режиссера.
Ольга Остроумова
Однако некоторые сложности возникли. Остроумовой сделали химическую завивку и покрасили в рыжий цвет. Это оказалось совсем не тем, что хотело видеть в фильме начальство и на режиссёра начали давить, требуя заменить актрису.
Ростоцкий поступил максимально благоразумно. Он распорядился ничего не делать с волосами Остроумовой, а дать ей погулять недельку. Солнце и ветер своё дело сделали и внешний вид актрисы пришел в норму.
..
На роль Лизы Бричкиной утвердили Елену Драпеко. В какой-то момент у нее возникли неприятности с Ростоцким, и он даже хотел уволить ее с картины. В конце концов конфликт был улажен. В реальной жизни Драпеко была, по признанию влюбленного в нее Федота (Андрея Мартынова), ослепительным «наливным яблочком», красавицей, дочерью офицера, а ей выпало играть рыжую деревенскую Лизу.
..
При каждой съемке на лицо актрисы накладывался грим, который «высвечивал» скулы и «проявлял» веснушки. И хотя сама актриса полагала, что у нее достаточно героический характер, в кадре ей приходилось быть очень романтичной. Зато сегодня боец Бричкина-Драпеко заседает в Госдуме - она депутат, заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре и туризму.
..
Практически у каждой из девушек это была первая роль в кино. Разумеется, никто и не предполагал, что на них обрушится многомиллионная армия поклонников. Так Ирина Шевчук стала известна благодаря роли Риты Осяниной. Самой запоминающейся для Ирины осталась сцена, где она умирала, получив ранение в живот. Актриса настолько реально ощущала предсмертные муки героини, что после съемок ее приходилось «оживлять».
Екатерина Маркова полюбилась зрителям в качестве Гали Четвертак. Мало кто знает, что эта актриса в настоящее время успешно работает над созданием детективных романов. Соню Гурвич великолепно сыграла Ирина Долганова, которой мэр Нижнего Новгорода, восхищенный её работой, подарил «Волгу».
..
Роль Васкова блестяще воплотил замыкающий член команды Мартынов Андрей. Вначале режиссер сомневался в выборе актера, но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены. Для съемок Мартынов даже отрастил усы. С режиссером они условились, что у Васкова в фильме будет своеобразный говорок - местный диалект, а поскольку Андрей родом из Иваново, ему было достаточно просто говорить на окающем языке. Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие...» стала для него звездным дебютом - 26-летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно.
Снимали фильм в Карелии, в не самых благоприятных климатических условиях. Но это опять таки прибавляло картине реализма.
..
Режиссёр стал настоящим старшиной для своих актёров и проходил все трудности вместе с ними. Даже при съёмке сцены с пересечением болота, Ростоцкий погружался в жижу вместе со всеми. Режиссёр заставлял актрис поверить, что всё происходит на самом деле, что смерть - это реальность.
В многочисленных интервью позже актеры признавались, что подвергались смертельной опасности. Так, при съемках сцены, где Галя Четвертак получает пулю в спину, режиссер захотел сделать крупный план спины с дырками от пуль, поэтому актрисе Екатерине Марковой к спине прикрепили доску с отверстиями и емкостями с красной жидкостью и электрическим шнуром. Когда его замыкали, гимнастерка прорывалась изнутри, и со стороны казалось, что течет кровь. Но пиротехники просчитались, и гимнастерку разорвало в клочья. К счастью, актриса не пострадала.
А Ирина Шевчук так вжилась в образ своей героини Риты Осяниной, что, когда снимали сцену ее смерти в кадре, потеряла создание: настолько ярко и в деталях представила, как задыхается и мучительно умирает. Съемочная группа тогда пережила просто шок.
..
Эпизод, когда Лиза Бричкина тонет в болоте - один из самых страшных. Актриса Елена Драпеко позже рассказала: когда трясина затянула глубоко, она сильно испугалась. Ее вовремя успели вытащить, еще мгновение, и актриса захлебнулась бы в этой жиже.
Девушкам было тяжело. Представьте, каково это - идти по пояс в воде, да в юбке (у женщин такая была военная форма), спотыкаясь о коряги на дне, тащить на плече винтовку и скатку в несколько килограммов. На площадке дежурил врач с успокоительным, но никому оно не понадобилось. Девушки вынесли все трудности достойно.
Тяжелый сценарий, непростые климатические условия, порой вполне реальный риск... Однако члены съёмочной группы находили в себе силы на песни, танцы и встречи рассветов.
Говоря об этом фильме, нельзя не упомянуть сцену, которая оказалась очень сложной как для актрис, так и для цензоров. Речь, конечно, о сцене в бане.
Начинающих актрис было нужно убедить раздеться перед камерами. А цензуре нужно было объяснить, что ничего непотребного в этих кадрах нет. И для тех, и для других у режиссёра были схожие объяснения.
Идея Ростоцкого заключалась в том, чтобы показать зрителю, что это не обычные солдаты. Что за их военной формой скрываются женские тела. Что в эти тела будут лететь осколки и пули. Что эти девушки-солдаты могли бы дарить жизнь, но вместо этого идут на смерть.
..
Фильм не мог оставить зрителей равнодушными, и в СССР его посмотрели 66 миллионов человек. "А зори здесь тихие..." стали одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. В 2002 году во время социологического опроса фильм был признан самой популярной картиной о Великой Отечественной войне.
..
Первый показ фильма за рубежом в Венеции и Сорренто произвел настоящий фурор. Картина стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американской академией киноискусства она была признана одной из пяти лучших мировых картин года. Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскар».
Многие страны закупили фильм "А зори здесь тихие...". Огромный успех фильм имел в Китае, там ходили слухи, что его посмотрел миллиард человек...
**

Комментарии

Комментариев нет.