Когда малыш привыкнет к несложным упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
«Загибалки» Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например: Этот брат нашел грибок. Это резать стал его. Это братец жарил гриб. Этот только ел и ел, Посмотри, как потолстел! (Счет начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком). Усложняемся, следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям. «Улиточка» Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»), Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец), Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение), Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки). Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки. «Зайчишки» Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек) Под зеленой под сосной. (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево). Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука) Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука). Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой. «Узоры из шнурков» Знаете ли вы, что самые обыденные предметы могут стать материалом для творчества? Возьмите обыкновенные шнурки и научите ребенка выкладывать их в виде контуров разнообразных фигур. Предложите малышу выложить дерево, цветок и т. п. Используйте разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и запоминает цветовую гамму. Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знания о цвете и форме предметов. «Трафареты» Вырежьте из плотного картона трафареты разных предметов. Пусть ребенок обводит их карандашом, переводя на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками. По мере освоения увеличивайте количество деталей в трафаретах, делайте их мельче. «Пинцетом» Подготовьте небольшой пинцет, посуду с узким горлом и какую-либо крупу — фасоль, горох, рис и т. п. Предложите ребенку брать крупу пинцетом и складывать в сосуд. Для придания игре остроты можно устроить соревнование - разделить крупу на 2 части и выяснить, кто быстрее справится с заданием. Победителю вручается символический приз. «Мозаика из бросового материала» Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона - форма (круг, квадрат, треугольник, овал). «Шагаем в пробках» Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы. Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями. Игры-шнуровки (по методике М. Монтессори) Игры-шнуровки были разработаны итальянским педагогом Марией Монтессори, они обрели всемирную популярность и стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук, совершенствования координации движений. В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер, произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, малыш реализует свой творческий потенциал. Игры-шнуровки продаются в специализированных магазинах, однако создавать их можно и самостоятельно, имея под рукой плотный картон и дырокол. Проколите плотный картон дыроколом. Отверстия можно делать как в произвольном, так и в определенном порядке. Подготовьте цветные шнурки или толстые нитки, вдетые в тупую деревянную иглу. Покажите ребенку принцип «вышивания» узоров на проколотом картоне. Пусть малыш сам выберет цвет ниток и направление узора. После того как техника шнуровки будет освоена, создавайте сюжетные картинки - сделайте отверстия по контуру дерева, яблока, какого-либо животного. «Прикрепи яблоко» Вырежьте из картона силуэты дерева и нескольких яблок. Сделайте проколы на ветвях и у основания фруктов. Предложите ребенку создать фруктовый сад, прикрепив яблоки к ветвям дерева. Сделайте, таким образом, несколько деревьев с разнообразными плодами. Для работы потребуются толстые нитки с деревянной иглой. «Дождь пошел» Нарисуйте тучу на плотном картоне, проколите отверстия таким образом, чтобы продетые в них нити имитировали падающие капли дождя. «Грузовик» Сделайте из картона макет грузовика, проколите в кузове несколько отверстий, отдельно вырежьте разнообразные геометрические фигуры, также проколов их дыроколом. Предложите ребенку поиграть в водителя, который везет важный груз. Но перед этим груз должен быть надежно закреплен. С помощью шнура или толстой нитки прикрепите фигурки к кузову грузовика. «Нарядная елка» Вырежьте из плотного картона елку и отдельно игрушки: фигурки животных, шары и т. п. Проделайте дыроколом отверстия в елке и у основания каждой игрушки. Пусть малыш самостоятельно нарядит новогоднее дерево, выбирая цвет ниток на свое усмотрение. «Помоги ежику» Картонный ежик с проколотыми на спине отверстиями собирает грибы и фрукты, они должны быть приготовлены заранее и также иметь отверстия. Пусть малыш поможет ежу собрать урожай, прикрепив его с помощью шнура. «Плетем паутину» На стенках коробки проделайте по несколько отверстий. Поиграйте в паучков, переплетая нити от одной стенки коробки к другой. «Вырезывание ножницами» Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по прямой линии, умение вырезывать различные геометрические формы (четырехугольник, треугольник и т. п.), создание симметричных фигур посредством вырезывания половины формы из сложенного листа. Предлагайте вырезывать не только по прорисованным линиям, но и по образному представлению. Например, очертите в воздухе какую- либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги. На первых занятиях таким образом можно вырезывать простые геометрические фигуры. В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева, домика. Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания определенной фигуры. Для вырезок и последующих аппликаций можно использовать старые журналы, газеты, раскраски, открытки. «Штриховка» Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево. При этом обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров и идти параллельно друг другу. Но не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером: объявите конкурс самого лучшего штриховщика и рисуйте вместе с ребенком. «Лепка из пластилина» Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен». По возможности создавайте сюжетную основу, например, предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т. п.), вылепить посуду для куклы, приготовить подарок для кого- либо из членов семьи. Сопровождайте игру веселыми стихами. Распределив пластилин ровным слоем по твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него фасоль, горох или другую крупу. «Пальчиковый театр» Сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, разыгрывайте вместе с ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывайте свои истории. Привлекайте малыша к созданию бумажных актеров. . «Какой формы предмет (или жмурки на месте)» Завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном - в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов. Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша. Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок. Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах.
Детский сад № 57 г. Томска
Когда малыш привыкнет к несложным упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
«Загибалки»
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например:
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).
Усложняемся, следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.
«Улиточка»
Эй, улиточка, тук-тук
(положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),
Ну-ка, покажи рога
(одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),
Дам тебе за то я хлеба
(обе руки вытягиваются, предлагая угощение),
Ну, а хочешь – молока
(ладони складываются в форме чашечки).
Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.
«Зайчишки»
Прыгал заюшка косой
(правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)
Под зеленой под сосной.
(все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).
Рядом, под другой сосной
(дерево изображает правая рука)
Прыгал заюшка другой
(теперь зайкой становится левая рука).
Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.
«Узоры из шнурков»
Знаете ли вы, что самые обыденные предметы могут стать материалом для творчества?
Возьмите обыкновенные шнурки и научите ребенка выкладывать их в виде контуров разнообразных фигур. Предложите малышу выложить дерево, цветок и т. п.
Используйте разноцветные шнурки, при этом ребенок быстрее осваивает и запоминает цветовую гамму.
Игра развивает усидчивость, воображение, закрепляет знания о цвете и форме предметов.
«Трафареты»
Вырежьте из плотного картона трафареты разных предметов.
Пусть ребенок обводит их карандашом, переводя на чистый лист, либо закрашивает пальчиковыми красками. По мере освоения увеличивайте количество деталей в трафаретах, делайте их мельче.
«Пинцетом»
Подготовьте небольшой пинцет, посуду с узким горлом и какую-либо крупу — фасоль, горох, рис и т. п. Предложите ребенку брать крупу пинцетом и складывать в сосуд.
Для придания игре остроты можно устроить соревнование - разделить крупу на 2 части и выяснить, кто быстрее справится с заданием. Победителю вручается символический приз.
«Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона - форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
«Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игры-шнуровки (по методике М. Монтессори)
Игры-шнуровки были разработаны итальянским педагогом Марией Монтессори, они обрели всемирную популярность и стали эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук, совершенствования координации движений.
В игре у ребенка развивается пространственное ориентирование, глазомер, произвольное внимание, усидчивость. Кроме того, малыш реализует свой творческий потенциал.
Игры-шнуровки продаются в специализированных магазинах, однако создавать их можно и самостоятельно, имея под рукой плотный картон и дырокол.
Проколите плотный картон дыроколом. Отверстия можно делать как в произвольном, так и в определенном порядке. Подготовьте цветные шнурки или толстые нитки, вдетые в тупую деревянную иглу. Покажите ребенку принцип «вышивания» узоров на проколотом картоне. Пусть малыш сам выберет цвет ниток и направление узора. После того как техника шнуровки будет освоена, создавайте сюжетные картинки - сделайте отверстия по контуру дерева, яблока, какого-либо животного.
«Прикрепи яблоко»
Вырежьте из картона силуэты дерева и нескольких яблок. Сделайте проколы на ветвях и у основания фруктов. Предложите ребенку создать фруктовый сад, прикрепив яблоки к ветвям дерева. Сделайте, таким образом, несколько деревьев с разнообразными плодами. Для работы потребуются толстые нитки с деревянной иглой.
«Дождь пошел»
Нарисуйте тучу на плотном картоне, проколите отверстия таким образом, чтобы продетые в них нити имитировали падающие капли дождя.
«Грузовик»
Сделайте из картона макет грузовика, проколите в кузове несколько отверстий, отдельно вырежьте разнообразные геометрические фигуры, также проколов их дыроколом.
Предложите ребенку поиграть в водителя, который везет важный груз. Но перед этим груз должен быть надежно закреплен. С помощью шнура или толстой нитки прикрепите фигурки к кузову грузовика.
«Нарядная елка»
Вырежьте из плотного картона елку и отдельно игрушки: фигурки животных, шары и т. п. Проделайте дыроколом отверстия в елке и у основания каждой игрушки. Пусть малыш самостоятельно нарядит новогоднее дерево, выбирая цвет ниток на свое усмотрение.
«Помоги ежику»
Картонный ежик с проколотыми на спине отверстиями собирает грибы и фрукты, они должны быть приготовлены заранее и также иметь отверстия.
Пусть малыш поможет ежу собрать урожай, прикрепив его с помощью шнура.
«Плетем паутину»
На стенках коробки проделайте по несколько отверстий. Поиграйте в паучков, переплетая нити от одной стенки коробки к другой.
«Вырезывание ножницами»
Обучая ребенка вырезыванию, следует развивать следующие навыки: резание по прямой линии, умение вырезывать различные геометрические формы (четырехугольник, треугольник и т. п.), создание симметричных фигур посредством вырезывания половины формы из сложенного листа. Предлагайте вырезывать не только по прорисованным линиям, но и по образному представлению. Например, очертите в воздухе какую- либо фигуру и попросите ребенка вырезать ее из бумаги. На первых занятиях таким образом можно вырезывать простые геометрические фигуры. В дальнейшем усложняйте задание, описывая силуэт человека, дерева, домика. Учите малыша планировать свои действия: находить самое удобное положение и направление ножниц, определять место начала процесса вырезывания определенной фигуры.
Для вырезок и последующих аппликаций можно использовать старые журналы, газеты, раскраски, открытки.
«Штриховка»
Рисуя контуры различных предметов, предлагайте ребенку их заштриховывать, причем делать это в определенном порядке, например, крышу домика заштриховать линиями с наклоном вправо, а сам домик — линиями с наклоном влево. При этом обращайте внимание малыша на то, что линии не должны выходить за края контуров и идти параллельно друг другу. Но не настаивайте на этом, а убедите его собственным примером: объявите конкурс самого лучшего штриховщика и рисуйте вместе с ребенком.
«Лепка из пластилина»
Упражнением на развитие мелкой моторики и одновременно занятием, развивающим воображение, формирующим творческое начало, является лепка из пластилина или глины. В этом возрасте ребенок может самостоятельно лепить фигурки животных, людей, складывать домики из «кирпича» или «бревен».
По возможности создавайте сюжетную основу, например, предложите слепить героев какой-либо сказки («Колобок», «Репка» и т. п.), вылепить посуду для куклы, приготовить подарок для кого- либо из членов семьи. Сопровождайте игру веселыми стихами. Распределив пластилин ровным слоем по твердой поверхности, можно сделать его основой для мозаики, вдавливая в него фасоль, горох или другую крупу.
«Пальчиковый театр»
Сделайте из бумаги фигурки, надевающиеся на пальцы, разыгрывайте вместе с ребенком сюжеты знакомых сказок, придумывайте свои истории.
Привлекайте малыша к созданию бумажных актеров.
.
«Какой формы предмет (или жмурки на месте)»
Завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном - в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов.
Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша.
Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.
Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах.