Автор Алексеева Светлана Ивановна, учитель-логопед
ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ Тема: ЛЕТО цель: сформировать представления детей 5-7 лет о времени года - лето Задачи: -учить образовывать о подбирать слова признаки по теме - лето -развивать связную речь, мелкую моторику Ход занятия Дети, отгадайте загадку: В чистом небе солнце светит ярко, можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это. Угадали? Ну, конечно – это … лето. -Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом? Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август) 2. Упражнение «Подбери признаки». - Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое). Небо – голубое, высокое, светлое …, Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …, Птицы – сытые, веселые, радостные, проворные … , Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … . Почему вода в реке теплая? 3.Выделение первого звука в слове. -Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово. Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река. -Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий? 4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ). -Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов». -У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое? 5.Упражнение «Составь предложение». - Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом. У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!» 6.Физ. минутка. «Речка». -Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг. К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один плывем как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой. 7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов). - Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Комар маленький, а бабочка … ( большая). У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие. У осы крылья узкие, а у шмеля широкие. Муха вредное насекомое, а пчела полезное. Стрекоза большая, а мошка маленькая. Муравей полезное насекомое, а комар вредное. У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая. У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая. У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая. - Какие вы молодцы! Давайте поиграем. 8. Упражнение «Один – много» ( с мячом ). - Я вам называю одно насекомое, а вы мне много. Оса – много ос, жук – много жуков … (пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель). 9.Игра «Тут, конечно, каждый знает …». -Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч ( футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.). - Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов. - Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые, В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые. - Какие полевые и луговые цветы вы знаете? Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш). 10. Звуковой анализ слова МАК. - А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем. Дети выкладывают схему слова - МАК. -Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим? Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук? -Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Молодцы! Справились с трудным заданием! 11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза. Выучить Я рисую лето – а какого цвета? Красной краской - солнце, на газонах розы. А зеленой – поле, на лугах покосы. Синей краской – небо и ручей певучий. А какую краску я оставлю туче? Я рисую лето – очень трудно это … . - А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.) -Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!
МБДОУ детский сад №56 "Солнышко" г.Белгород
Автор Алексеева Светлана Ивановна, учитель-логопед
ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Тема: ЛЕТО
цель: сформировать представления детей 5-7 лет о времени года - лето
Задачи:
-учить образовывать о подбирать слова признаки по теме - лето
-развивать связную речь, мелкую моторику
Ход занятия
Дети, отгадайте загадку:
В чистом небе солнце светит ярко,
можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну, конечно – это … лето.
-Давайте мы сегодня поговорим о лете. Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Какой месяц перед июлем? А какой между июнем и августом?
Какое лишнее слово в этом ряду? (июнь, июль, лето, август)
2. Упражнение «Подбери признаки».
- Лето прекрасное время года. А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).
Небо – голубое, высокое, светлое …,
Трава – мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая …,
Птицы – сытые, веселые, радостные, проворные … ,
Вода в реке – голубая, прозрачная, теплая, приятная … .
Почему вода в реке теплая?
3.Выделение первого звука в слове.
-Послушайте слово, назовите первый звук в этом слове, запомните свое слово.
Солнце, небо, облако, дождь, трава, цветы, бабочки, птицы, радуга, самокат, велосипед, река.
-Вспомните свое слово и первый звук в слове. У кого был первый звук в слове гласный? Согласный твердый? Согласный мягкий?
4.Упражнение «Телеграф» (слоговой анализ).
-Разделите свое слово на слоги (отхлопали ). Вспомним правило: «Ск. в слове гласных звуков, столько и слогов».
-У кого из вас было самое длинное слово? Самое короткое?
5.Упражнение «Составь предложение».
- Вспомните свое слово и придумайте предложение со своим словом.
У нас получился рассказ о лете. А я закончу рассказ: «Как хорошо летом!»
6.Физ. минутка. «Речка».
-Вы сказали, что летом солнце яркое, жаркое. Кто хочет искупаться в реке? Выходите в круг.
К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
7. Упражнение «Наоборот» (подбор антонимов).
- Летом много насекомых и паучков и они все такие разные.
Комар маленький, а бабочка … ( большая).
У бабочки усики длинные, а у пчелы короткие.
У осы крылья узкие, а у шмеля широкие.
Муха вредное насекомое, а пчела полезное.
Стрекоза большая, а мошка маленькая.
Муравей полезное насекомое, а комар вредное.
У шмеля спинка мохнатая, а у осы гладкая.
У комара спинка тонкая, а у шмеля толстая.
У стрекозы спинка узкая, а у жука широкая.
- Какие вы молодцы! Давайте поиграем.
8. Упражнение «Один – много» ( с мячом ).
- Я вам называю одно насекомое, а вы мне много.
Оса – много ос, жук – много жуков …
(пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, комар, муха, муравей, шмель).
9.Игра «Тут, конечно, каждый знает …».
-Летом много развлечений для детей. Какие летние игры вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч ( футбол, теннис, бадминтон, игры с песком, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание и т. д.).
- Чем еще нас радует лето? Летом вокруг много цветов.
- Если они растут на лугу – они (какие ?) …луговые,
В поле – полевые, в лесу – лесные, в саду – садовые.
- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?
Дети отвечают и по кругу передают мяч (медуница, одуванчик, мак, колокольчик, василек, лютик, ромашка, ветреница, незабудка, ландыш).
10. Звуковой анализ слова МАК.
- А этот цветок как называется? Давайте мы это слово зашифруем.
Дети выкладывают схему слова - МАК.
-Какой первый звук в слове? (согласный твердый). Звонкий он или глухой? Проверим. Какой домик ставим?
Какой второй звук? (гласный). Проверим есть ли преграда для воздуха. Какой домик ставим? Какой третий звук?
-Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных?
Молодцы! Справились с трудным заданием!
11.Стихотворение «Я рисую лето» П. Прануза.
Выучить
Я рисую лето – а какого цвета?
Красной краской - солнце, на газонах розы.
А зеленой – поле, на лугах покосы.
Синей краской – небо и ручей певучий.
А какую краску я оставлю туче?
Я рисую лето – очень трудно это … .
- А нам лето нарисовать совсем не трудно. Я вас превращаю в художников. Какую краску вы выбираете? Почему? (Я возьму зеленую краску, потому что летом зеленая трава. А я возьму красную, потому что летом цветут красные маки. Я возьму белую краску, потому что летом белые облака и т. д.)
-Какая у нас красивая картина получилась! Вы просто молодцы!