04.23 "Речевое развитие" Развитие речи Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта. Цель: развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку Живёт на свете зверь смешной. Он фыркает и морщит нос, Он бодрый — летом, спит — зимой. О чём он думает? Вопрос! Он на игольницу похож, Зовут его Колючка..? (Ёж) Правильно, ребята, это ёжик. Ежи зимой впадают в спячку, а что происходит с ними весной? (пробуждается, просыпается от сна) Правильно, ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с писателем Михаилом Пришвиным. Михаил Пришвин, замечательный человек написал очень много познавательных и интересных рассказов о природе и животных. А самое интересное, что все его истории основаны на его наблюдениях в природе. Еще когда он был маленьким, он очень любил гулять по лесу, слушать пенье и замечал даже самых маленьких его обитателей. И сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом "Ёж". Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. – А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой. Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих. Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог. Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул. Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: „Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол. Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну. Я подпустил облака и спрашиваю: – Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался. – Пить хочешь? Я встал. Ёжик не бежит. Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает. – Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода... Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись. – Пей, – говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю: – Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю: – Давай спать. Лёг и задул свечу. Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо. Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест. Беседа по рассказу 1.О чем говорится в рассказе? Чем он вам понравился? Кто его автор? 2.Назовите главных героев этого рассказа? 3.Ребята, вспомните, пожалуйста: с чем автор сравнил звук ежа? (еж затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, если бы вдали шёл автомобиль) 4.Зачем писатель решил взять домой ежа? Для чего? («мышей у меня много. Я слышал – ёжик их ловит и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей») 5.Принес писатель ежика домой, ежик спрятался под кровать, а Пришвин зажег лампу, что случилось дальше? Почему? (ежик выбежал из – под кровати. Он подумал на лампу, что эта луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам) 6.Что еще напоминало ежику лес? (трубка писателя, которая пускала облака и сапоги, которые ежик нюхал) 7.Заснул Михаил Пришвин в кровати и вдруг услышал какой – то шелест.. что это было? (газета) 8.Почему ежик заинтересовался газетой? (ежик шуршал газетой, пытаясь надеть себе на колючки; газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда. 9.Как обратился автор к ежику, когда тот не испугался и начал лакать воду из тарелки? (Хороший ты малый, хороший!) 10.Что за работа у ежика происходила дальше? (ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился (упал)) Ребята, я вам предлагаю нарисовать иллюстрации к этому рассказу. Какие иллюстрации можно нарисовать к этому рассказу? (Можно нарисовать ёжика)
МБДОУ "Ладомировский детский сад"
21.
04.23 "Речевое развитие"
Развитие речи
Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Цель: развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно
Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку
Живёт на свете зверь смешной.
Он фыркает и морщит нос,
Он бодрый — летом, спит — зимой.
О чём он думает? Вопрос!
Он на игольницу похож,
Зовут его Колючка..? (Ёж)
Правильно, ребята, это ёжик.
Ежи зимой впадают в спячку, а что происходит с ними весной? (пробуждается, просыпается от сна)
Правильно, ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с писателем Михаилом Пришвиным. Михаил Пришвин, замечательный человек написал очень много познавательных и интересных рассказов о природе и животных. А самое интересное, что все его истории основаны на его наблюдениях в природе. Еще когда он был маленьким, он очень любил гулять по лесу, слушать пенье и замечал даже самых маленьких его обитателей.
И сегодня мы с вами познакомимся с его рассказом "Ёж".
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
– А, ты так со мной! – сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал – ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу, и – здравствуйте! – ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам.
И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог.
Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу – какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая:
„Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. И, оказалось, правда: в скором времени ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу-луну.
Я подпустил облака и спрашиваю:
– Что тебе ещё надо? Ёжик не испугался.
– Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеёк поплёскивает.
– Ну иди, иди. – говорю. – Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода...
Смотрю: будто двинулся вперёд. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он двинется, и я двину, да так и сошлись.
– Пей, – говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и всё приговариваю:
– Хороший ты малый, хороший! Напился ёж, я говорю:
– Давай спать. Лёг и задул свечу.
Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа.
Зажигаю свечу, и что же вы думаете? Ёжик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит, на колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочки дам – съест.
Беседа по рассказу
1.О чем говорится в рассказе? Чем он вам понравился? Кто его автор?
2.Назовите главных героев этого рассказа?
3.Ребята, вспомните, пожалуйста: с чем автор сравнил звук ежа? (еж затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, если бы вдали шёл автомобиль)
4.Зачем писатель решил взять домой ежа? Для чего? («мышей у меня много. Я слышал – ёжик их ловит и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей»)
5.Принес писатель ежика домой, ежик спрятался под кровать, а Пришвин зажег лампу, что случилось дальше? Почему? (ежик выбежал из – под кровати. Он подумал на лампу, что эта луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам)
6.Что еще напоминало ежику лес? (трубка писателя, которая пускала облака и сапоги, которые ежик нюхал)
7.Заснул Михаил Пришвин в кровати и вдруг услышал какой – то шелест.. что это было? (газета)
8.Почему ежик заинтересовался газетой? (ежик шуршал газетой, пытаясь надеть себе на колючки; газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда.
9.Как обратился автор к ежику, когда тот не испугался и начал лакать воду из тарелки? (Хороший ты малый, хороший!)
10.Что за работа у ежика происходила дальше? (ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился (упал))
Ребята, я вам предлагаю нарисовать иллюстрации к этому рассказу.
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому рассказу? (Можно нарисовать ёжика)