Лучшие статьи на популярные темы

Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ.

БИТЬЁ ПЕЧИ.
Что такое битьё печи, как выглядела битая печь?
ОБЪЯСНЕНИЕ с уникальными историческими ФОТО.

Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947980928762
Печь в избе. Картина. 

Интересная фотография (фото 2), на ней - малознакомый современникам процесс: битье печи в мордовском селе Старые Пичеуры в 1927 году.

"Битой печью" называли глинобитные печи. Причём, существовало мнение, что они даже надёжней кирпичных и лучше держат тепло, потому что представляют по сути единый монолит.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978004730
Битье печи. Мордва. Село Старые Пичеуры, Хвалынский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. Из Саратовского областного музея краеведения.

Печь такую строили за один день, но не только потому, что в принципе работали споро и экономили свое время. Бить её приходилось очень быстро, чтобы глина не пересохла. Хотя, деревянные элементы печи, конечно, делались заранее. Тут на фото как раз происходит этот процесс:
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978255354
Подготовка составной формы для создания внутренней полости в глинобитной печи. 1927 год. Ленинградская область, Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение, деревня Казыченская (Ладва).
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978271738
Распиловка еловых плах и изготовление деревянных молотков для битья печи. 1927 год Ленинградская область, Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение, деревня Казыченская (Ладва).

Глину для печи привозили из ближайших окрестностей. Вот на этом фото 5. видно, как глину привезли в колодах на санях, а потом будут поднимать прямо в этих колодах в дом.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978282234
Перевозка глины в колодах на санях. Вепсы. 1926 г.

На первом этапе работы бревенчатый сруб, печное основание, подводили до уровня пола или несколько ниже. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, позже — металлический лист. На него насыпали слой глины. Ставили печной столб, делали перевязку. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. Накладывали слой за слоем толщиной 5–10 см, которые били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестиками.

Источник:
https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html

Били глину специальным деревянным молотком. На фото 2 и 6 - сняты наглядно молотки:
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978096122
Битье печи. Село Старые Пичеуры, Хвалынский уезд, Саратовская губ. Мордва. Негатив 1927 г. Из Саратовского областного музея краеведения.

Печь строили по росту хозяйки, чтобы ей было удобно доставать до очага.

"Вятские мастера, приходившие с артельным промыслом в Сибирь, определяли размеры печи так. Прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка".

Источник:
https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html

Готовые битые печи выглядели по разному. Покажу несколько их фотографий:
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947981627386
Печь в овине Дворнина, с. Губашево (мордва), бывш. Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Август 1928 г. Из Саратовского областного музея краеведения.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978498810
Битая печь с очагом. Мари (черемисы). Не позднее 1909 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978542074
Печь глинобитная с плитой в доме Зянкиной М.В. 1979 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978568698
Фрагмент интерьера избы Колпакова из д. Гольтявино Кежемского района начала XIX века. Глинобитная печь. 1979 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947979503866
Печь глинобитная. 1980 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978628602
Деревня Шантары. Нежилой дом. Печь глинобитная (первая половина ХХ в.). 1987 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947979729658
"Крестьянская изба". Худ. Василий Максимович Максимов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Кто не бьет печь - тот бьёт баклуши? 😊

Автор статьи -  Елена ******
https://my.mail.ru/community/moia/37E46AEC078F90DA.html
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947978641914
Битьё  печи в Ленинградской области. д. Перхинская, 
Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение.
Автор фотографии - антрополог Розов Николай Сергеевич.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947979793146
В.М.Максимов - Крестьянская изба 1869 г.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947979683066
Печь в живописи.

Народные  ПОСЛОВИЦЫ про ПЕЧЬ.

Догадлив крестьянин — на печи избу поставил.
Худо, как печь дымит, худо, как и толсто сложена.
Около печи нельзя не нагреться.
Бабья дорога – от печи до порога.
Печь класть на новолуние — теплее будет.
У холодной печи не согреешься. Печь без дров — гора.
Не хвались печью в нетопленой избе.
Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947982588154
Хозяйка у печи. Художник А.Г. Михеев.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947979704314
Печь в избе. Картина.
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ. - 947981127674

Комментарии

  • 17 фев 2023 11:53
    Русская печь в избе. Картина.
    Фотография
  • 17 фев 2023 12:01
    Крестьянский быт без излишеств.
    ФотографияФотография
  • 24 янв 17:01
    Старый печник выкладывал печку
    С любовью на глину он клал кирпичи
    Уже и работы конец недалечко
    И скоро огонь запылает в печи
    Вот и последний, закончил работу
    Печка в дому, словно сердце в груди
    Дров запасти остается забота
    Осень уже, там зима впереди
    Ласково бок он у печки погладил
    Скрутил самокрутку и вспыхнула спичка
    На робкий огонь, разгоравшийся глядя
    Старый печник закурил по привычке.
    Фотография
  • 24 янв 17:03
    Сизый дымок потянул в поддувало
    И затрещали лучины-дрова
    Сколько так раз возле печек бывало
    Добрые слышал в свой адрес слова
    Сколько за жизнь было сложено печек
    Сколько руками дал людям тепла
    Глянул в окно, там смеркается, вечер
    Так вот и жизнь, будто день вся прошла
    Руки отмыл от присохшей к ней глины
    Сложил инструмент свой в суму с ремешком
    И потихоньку, ведь путь очень длинный
    Дорогой осенней побрёл он пешком (автор: Александр Разуваев).
    Фотография