15 фев 2023
Из ИСТОРИИ крестьянской ПЕЧИ в ИЗБЕ.
БИТЬЁ ПЕЧИ.
Что такое битьё печи, как выглядела битая печь?
ОБЪЯСНЕНИЕ с уникальными историческими ФОТО.
Печь в избе. Картина.
Интересная фотография (фото 2), на ней - малознакомый современникам процесс: битье печи в мордовском селе Старые Пичеуры в 1927 году.
"Битой печью" называли глинобитные печи. Причём, существовало мнение, что они даже надёжней кирпичных и лучше держат тепло, потому что представляют по сути единый монолит.
Интересная фотография (фото 2), на ней - малознакомый современникам процесс: битье печи в мордовском селе Старые Пичеуры в 1927 году.
"Битой печью" называли глинобитные печи. Причём, существовало мнение, что они даже надёжней кирпичных и лучше держат тепло, потому что представляют по сути единый монолит.
Битье печи. Мордва. Село Старые Пичеуры, Хвалынский уезд, Саратовская губ. Негатив 1927 г. Из Саратовского областного музея краеведения.
Печь такую строили за один день, но не только потому, что в принципе работали споро и экономили свое время. Бить её приходилось очень быстро, чтобы глина не пересохла. Хотя, деревянные элементы печи, конечно, делались заранее. Тут на фото как раз происходит этот процесс:
Печь такую строили за один день, но не только потому, что в принципе работали споро и экономили свое время. Бить её приходилось очень быстро, чтобы глина не пересохла. Хотя, деревянные элементы печи, конечно, делались заранее. Тут на фото как раз происходит этот процесс:
Подготовка составной формы для создания внутренней полости в глинобитной печи. 1927 год. Ленинградская область, Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение, деревня Казыченская (Ладва).
Распиловка еловых плах и изготовление деревянных молотков для битья печи. 1927 год Ленинградская область, Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение, деревня Казыченская (Ладва).
Глину для печи привозили из ближайших окрестностей. Вот на этом фото 5. видно, как глину привезли в колодах на санях, а потом будут поднимать прямо в этих колодах в дом.
Глину для печи привозили из ближайших окрестностей. Вот на этом фото 5. видно, как глину привезли в колодах на санях, а потом будут поднимать прямо в этих колодах в дом.
Перевозка глины в колодах на санях. Вепсы. 1926 г.
На первом этапе работы бревенчатый сруб, печное основание, подводили до уровня пола или несколько ниже. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, позже — металлический лист. На него насыпали слой глины. Ставили печной столб, делали перевязку. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. Накладывали слой за слоем толщиной 5–10 см, которые били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестиками.
Источник: https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html
Били глину специальным деревянным молотком. На фото 2 и 6 - сняты наглядно молотки:
На первом этапе работы бревенчатый сруб, печное основание, подводили до уровня пола или несколько ниже. На сруб клали половинки бревен небольшого диаметра или толстые плахи, позже — металлический лист. На него насыпали слой глины. Ставили печной столб, делали перевязку. Затем до определенной высоты возводили из бруса или плах опечек так, чтобы удобно было бить глину. Накладывали слой за слоем толщиной 5–10 см, которые били, уплотняя, большими деревянными молотками-чекмарями или пестиками.
Источник: https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html
Били глину специальным деревянным молотком. На фото 2 и 6 - сняты наглядно молотки:
Битье печи. Село Старые Пичеуры, Хвалынский уезд, Саратовская губ. Мордва. Негатив 1927 г. Из Саратовского областного музея краеведения.
Печь строили по росту хозяйки, чтобы ей было удобно доставать до очага.
"Вятские мастера, приходившие с артельным промыслом в Сибирь, определяли размеры печи так. Прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка".
Источник: https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html
Готовые битые печи выглядели по разному. Покажу несколько их фотографий:
Печь строили по росту хозяйки, чтобы ей было удобно доставать до очага.
"Вятские мастера, приходившие с артельным промыслом в Сибирь, определяли размеры печи так. Прежде всего усаживали хозяйку дома на табурет. Расстояние от верхней пуговки на воротнике хозяйки до сиденья табуретки давало высоту свода внутренней части печи, которая, однако, не должна была превышать 60 см. Устье печи должно было быть на 10 см шире плеч хозяйки, а высота его равна их ширине. Шесток в глубину должен быть равен размеру от локтя до кончиков вытянутых пальцев. Высота печи делалась равной росту хозяйки плюс два спичечных коробка".
Источник: https://www.perunica.ru/istoria/679-istoriya-russkoj-pechi.html
Готовые битые печи выглядели по разному. Покажу несколько их фотографий:
Печь в овине Дворнина, с. Губашево (мордва), бывш. Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Август 1928 г. Из Саратовского областного музея краеведения.
Битая печь с очагом. Мари (черемисы). Не позднее 1909 г.
Печь глинобитная с плитой в доме Зянкиной М.В. 1979 г.
Фрагмент интерьера избы Колпакова из д. Гольтявино Кежемского района начала XIX века. Глинобитная печь. 1979 г.
Печь глинобитная. 1980 г.
Деревня Шантары. Нежилой дом. Печь глинобитная (первая половина ХХ в.). 1987 г.
"Крестьянская изба". Худ. Василий Максимович Максимов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Кто не бьет печь - тот бьёт баклуши? 😊
Автор статьи - Елена ******
https://my.mail.ru/community/moia/37E46AEC078F90DA.html
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Кто не бьет печь - тот бьёт баклуши? 😊
Автор статьи - Елена ******
https://my.mail.ru/community/moia/37E46AEC078F90DA.html
Битьё печи в Ленинградской области. д. Перхинская,
Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение.
Автор фотографии - антрополог Розов Николай Сергеевич.
Подпорожский р-он, Винницкое сельское поселение.
Автор фотографии - антрополог Розов Николай Сергеевич.
В.М.Максимов - Крестьянская изба 1869 г.
Печь в живописи.
Народные ПОСЛОВИЦЫ про ПЕЧЬ.
Догадлив крестьянин — на печи избу поставил.
Худо, как печь дымит, худо, как и толсто сложена.
Около печи нельзя не нагреться.
Бабья дорога – от печи до порога.
Печь класть на новолуние — теплее будет.
У холодной печи не согреешься. Печь без дров — гора.
Не хвались печью в нетопленой избе.
Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи.
Народные ПОСЛОВИЦЫ про ПЕЧЬ.
Догадлив крестьянин — на печи избу поставил.
Худо, как печь дымит, худо, как и толсто сложена.
Около печи нельзя не нагреться.
Бабья дорога – от печи до порога.
Печь класть на новолуние — теплее будет.
У холодной печи не согреешься. Печь без дров — гора.
Не хвались печью в нетопленой избе.
Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи.
Хозяйка у печи. Художник А.Г. Михеев.
Печь в избе. Картина.
"Утро в деревне". Картина Нестерова Василия.
#ПечьВИзбе #БитьеПечи #печник
#мастерство #история #краеведение
#КрестьянскаяИзба #изба
#ХвалынскийУезд #СтарыеПичеуры
#ПечьВИзбе #БитьеПечи #печник
#мастерство #история #краеведение
#КрестьянскаяИзба #изба
#ХвалынскийУезд #СтарыеПичеуры
С любовью на глину он клал кирпичи
Уже и работы конец недалечко
И скоро огонь запылает в печи
Вот и последний, закончил работу
Печка в дому, словно сердце в груди
Дров запасти остается забота
Осень уже, там зима впереди
Ласково бок он у печки погладил
Скрутил самокрутку и вспыхнула спичка
На робкий огонь, разгоравшийся глядя
Старый печник закурил по привычке.
И затрещали лучины-дрова
Сколько так раз возле печек бывало
Добрые слышал в свой адрес слова
Сколько за жизнь было сложено печек
Сколько руками дал людям тепла
Глянул в окно, там смеркается, вечер
Так вот и жизнь, будто день вся прошла
Руки отмыл от присохшей к ней глины
Сложил инструмент свой в суму с ремешком
И потихоньку, ведь путь очень длинный
Дорогой осенней побрёл он пешком (автор: Александр Разуваев).