Комментарии
- 19 янв 18:56Роза КрыскинаПустеют села,молодёжь уезжает, пожилым без удобст тяжело, грустно
- 19 янв 21:20Григорий Пазов
- 24 янв 12:47Людмила Тюнникова (Оборина)Да ,деревня пустеет ,там навсегда осталось наше детство ,наши школьные года ,наша малая Родина ,наши родители ,которых уже нет))
- 29 янв 22:49Татьяна Волкова - ЧекинаСпасибо автору, много узнала интересного, деревни конечно погибают, жаль очень, так по всей России.
- 5 фев 10:45АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Татьяне Волковой - Чекиной
- 5 фев 10:46АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Людмиле Тюнниковой (Оборине)
- 5 фев 10:47АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Розе Крыскиной
- 5 фев 10:52АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Григорию Пазову
- 22 июн 08:39Евгения Баранова
- 22 июн 08:48Евгения БарановаМой дедушка Колпиков Леонид Васильевич 1900 года рождения родился в Старом Мочиме, отец его был священником.
- 22 июн 15:45АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Евгении БарановойЗдравствуйте, Евгения! Вот сведения о Колпикове М.В., наверное, о родном брате Вашего дедушки: "Михаил Васильевич Колпиков (21 мая 1897 г., с. Старый Мачим, Кузнецкий уезд, Саратовская губерния, Российская империя - 10 декабря 1964, Ленинград, РСФСР, СССР) - советский деятель науки, учёный-лесовод, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Преподаватель Уральского лесотехнического института (1949-1952), преподаватель, декан факультета лесного хозяйства, заведующий кафедрой лесоводства и дендрологии Поволжского лесотехнического института имени М. Горького (1932-1949). Заслуженный деятель науки РСФСР (1946). Кавалер ордена Ленина" (источник - Википедия).
- 22 июн 15:46АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Евгении БарановойА вот сведения о Вашем дедушке Колпикове Леониде Васильевиче. (https://poisk.re/person/officers/13565586).
- АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Евгении БарановойКомментарий удалён.
- АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое!Комментарий удалён.
- 22 июн 16:08АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое! ответила Евгении Барановой"Верность сего экстракта удостоверяем своим подписом Космо-Дамианской церкви села Старого Мачима причт: Священник Василий КОЛПИКОВ. Диакон Николай Раевский. Псаломщик Иоанн Чернавский. 1906 г."
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АРМИЁВО и ШЕМЫШЕЙКА. Не забывай своё прошлое!
НЕ ПОМЕШАЕТ ЗНАТЬ!
ИСТОРИЯ. КРАЕВЕДЕНИЕ.
О селе СТАРЫЙ МАЧИМ Шемышейского района.
ВОЛШЕБНАЯ СОСНА, или НАСЛЕДИЕ ЭРЗИ.
Интересная статья.
Сейчас к деревне Старый Мачим Шемышейского района ни подойти, ни подъехать. Дорога запорошена снегом, среди бескрайней белой равнины едва виднеются домики в два порядка. Нахохлившись под снежными шапками, эти избушки вместе с их немногочисленными обитателями – представителями народа Эрзя – будто вздыхают о лете…
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 24 июня 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 23 января 2013 г.
Автор фото: Николай Андреев.
Автор фото: Николай Андреев.
А летом эта эрзянская деревушка кажется обетованной землей: загадочный ропот дремучего леса, заросшее цветами, давно не знающее пашни поле (а так хотелось бы увидеть на нем аккуратные блоки прессованной соломы согласно передовому опыту сельского хозяйства), одинокая «волшебная сосна» посреди луга.
На стволе могучего старого дерева виднеются почти заросшие корой иконы… Говорят, в прежние времена эрзяни собирались здесь на традиционные моления – озкст. А девушки во время праздничных гуляний украшали волшебную сосну бусами и платками и, принося эти дары, просили послать им хорошего жениха. Тех же, кто пытался срубить дерево, ожидали в скором времени несчастья.
9 августа 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 24 июня 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 28 сентября 2012 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 15 мая 2012 г.
Да, деревня Старый Мачим – всё еще оплот язычества. Практически все местные жители на полном серьезе рассказывают о своих встречах с лесовичками и русалками. Углубляясь в звенящую птичьим щебетом чащу, любуясь резвым ручьем, действительно начинаешь верить, что здесь можно встретить лесное божество Вирь-аву или покровительницу водоемов Ведь-аву.
Автор фото: Владимир Калинин, фото размещено 3 декабря 2017 г.
"Мужчина с гармонью - Андреев Валентин, рядом его жена Антонина, мужчина с девочкой на руках - Ледяев Егор, а девочка Андреева Люда (2 года. Фото 1967 г.)
Автор фото: Владимир Калинин, фото размещено 3 декабря 2017 г.
Автор фото: Владимир Калинин, фото размещено 1 февраля 2018 г.
Автор фото: Владимир Калинин, фото размещено 1 февраля 2018 г.
"У дома Резаева Николая Семеновича в День Победы".
"Дом Бориса Максимовича и учительницы Марии Герасимовны".
Автор фото: Татьяна Баженова.
"У дома Резаева Николая Семеновича в День Победы".
"Дом Бориса Максимовича и учительницы Марии Герасимовны".
Автор фото: Татьяна Баженова.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено в 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено в 2012 г.
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено в мае 2012 г.
8 августа 2019 г. Фото из интернета.
И все же здесь отнюдь не идиллия…
Маленький Святослав чертами лица удивительно напоминает не только характерных представителей угро-финской группы, но и наследников английского престола. Смышленый и приветливый мальчик до семи лет вообще не знал ни слова по-русски, а сейчас уже третий раз остается в школе на второй год. Ничего удивительного – дети из Старого Мачима ездят заниматься в ближайшую школу в селе Наскафтым, где классы переполнены, а об индивидуальном внимании не приходится и говорить. Местная школа закрылась еще три года назад.
О модном нынче «бизнесе на селе» в деревне Старый Мачим и не слыхали, разве что процветает торговля самогоном. Грустно видеть развалины оставшихся с советских времен дома культуры, колхозных ангаров.
А что это за мужичок с мешком на спине украдкой выбегает из полуразрушенного амбара и спешит домой? Да-да, со времен колхоза в закромах сохранились кое-какие продовольственные запасы…
«Не всегда можно добиться справедливости», - вздыхает ветеран войны дядя Гриша. Его сын погиб на стройке в Москве при странных обстоятельствах, а внука убили вскоре после того, как он заступился за незнакомую девушку…
Плачет, жалуется соседям одинокая женщина Лидия Е.: приезжал из города свояк, регулярно отбирающий у нее пенсию по инвалидности, в очередной раз избил и ограбил… Простодушной беззащитной женщине, которая всю жизнь проработала на традиционных для Шемышейки посадках хмеля, не на что купить хлеба. Положенная ей пенсия достается алчной родне.
А блаженный дед Леня Ведяев добровольно отдает свою пенсию родственникам, сам же ночует в заброшенной избушке. Глядя в его хитро прижмуренные глаза, понимаешь, что старичок, которого здесь считает блаженным, совсем не глуп и имеет свою точку зрения на все. Много раз ему предлагали поселиться в доме инвалидов, но Леша ценит свободу превыше теплой комнаты, телевизора и трехразового питания. На больных ногах он ковыляет на все поминки в ближайшие села, рад и предложенным кружке молока и ломтю хлеба.
Улица полностью безлюдная. Дома в хорошем состоянии.
Фото 2019 г. https://wikimapia.org/38817128/ru
Улица полностью безлюдная. Дома в хорошем состоянии.
Фото 2019 г. https://wikimapia.org/38817128/ru
Улица полностью безлюдная. Дома в хорошем состоянии.
Фото 2019 г. https://wikimapia.org/38817128/ru
Улица полностью безлюдная. Дома в хорошем состоянии.
Фото 2019 г. https://wikimapia.org/38817128/ru
Автор фото: Татьяна Баженова, фото размещено 24 июня 2013 г.
И все же в этой удивительной местности не хочется думать только о беспросветности. И с приходом весны всё здесь дышит чудесами. Вековые деревья помнят ещё обычаи наших предков.
Автор фото Антонина Шаронова (Истрашкина)
Фото размещено 28 февраля 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова. Размещено 27 мая 2013 г.
Автор фото: Татьяна Баженова. Размещено 27 мая 2013 г.
Конечно, в пензенской области проводятся традиционные фестивали эрзянской культуры, но хотелось бы уделять еще большее внимание изучению традиций.
Что мы знаем сейчас об Эрзе? Не так много – что это трудолюбивый, гордый (и, конечно, упрямый) народ, отстоявший свою независимость от татаро-монгольского ига. К сожалению, забываются постепенно эрзянский язык и культура, наша задача сегодня – сохранить их.
Оказавшись в Шемышейке, где просторы с многокилометровыми лесами – наследие эрзян, мы будто слышим голос крови, возвращаемся к истокам.
И каждый может подойти к волшебной сосне и загадать что-то свое…
Статья из группы ВК Kudoras'ke | ЭРЗЯ |
https://vk.com/wall-192743979_338
Фото автора статьи из группы ВК Kudoras'ke | ЭРЗЯ |
https://vk.com/wall-192743979_338
*******************
Из ИСТОРИИ села СТАРЫЙ МАЧИМ.
СТАРЫЙ МАЧИМ (Козьмодемьянское, Мочим), мордовское-эрзя село Новомачимского сельсовета, в 1,5 км к северу от него, расположено в основном на правом берегу р. Чемирлейки. На 1.1.2004 г. – 58 хозяйств, 128 жителей. Названо по р. Мачим и в отличие от своего выселка Нового Мачима. Гидроним Мачим (левый приток Колдаиса, бассейн Суры) восходит к личному мордовскому имени. В писцовой книге под 1635 г. по р. Колдаис упоминаются владения бортников-судеревщиков, среди них мордвин Василий Мочкудеев, то есть сын Мочки, Мачи. Суффикс -им, – топоформант, имеющий смысл уменьшительности. Деревня Мачим ясачной мордвы упоминается под 1692 г. (Гераклитов, 1927, с. 15). В 1709 г. в д. Мочим Узинского стана Пензенского уезда 113 дворов, ясачной мордвы, платили подати с 59-ти без полчетверти ясаков; в 1718 г. – 102 двора, 270 душ мужского пола и 241 – женского; в дни августовского 1717 г. «кубанского погрома» взято в полон 8 мужчин и 1 женщина (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е. хр. 306, лл. 518-537 об.). В 1748 г. – д. Старый Мачим Узинского стана Пензенского уезда ясачной некрещеной мордвы (крестился только 1 чел.), 142 ревизских души (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2545, лл. 319-326 об.).
С 1780 г. – селение Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1795 г. – село Козмодемьянское, Старый Мачим тож, казенных крестьян, 62 двора, 186 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Кузн. у., №58). В 1877 г. – Дубровской волости, 133 двора, церковь, школа, водяная мельница. В 1911 г. – Наскафтымской волости, 204 двора, церковь, земская школа. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза «Великий перелом». Родина Григория Петровича Яшкина (1922–2003), участника Великой Отечественной войны, генерала-полковника Советской Армии, заместителя начальника Гражданской обороны СССР, в 1988 г. – начальника оперативной группы Министерства обороны СССР и члена правительственной комиссии по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, автора мемуаров «Эту жизнь не перепишешь заново».
Численность населения (по годам): в 1709 – 573, 1718 – 511, 1748 – около 284, 1795 – около 372, 1859 – 912, 1877 – 1070, 1897 – 1468, 1911 – 1377, 1926 – 1760, 1930 – 1777, 1939 – 1109, 1959 – 727, 1979 – 436, 1989 – 262, 1996 – 202 жителя.
https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/saratovskaya-guberniya/naselennye-mesta-gubernii11/kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii/staryj-machim-d.-naskaftymskaya-volost-kuzneckij-uezd-saratovskoj-gubernii.html
#история #краеведение
#СелоСтарыМачим #СтарыйМачим
#СтараяСосна #СоснаВСеле
#НеПомешаетЗнать
#ИнтереснаяСтатья