🚀 При запуске онлайн-школ необходимо учитывать официальные документы, которые регламентируют форматы, требования к ведению деятельности, порядок отчётности и ответственность перед государством, сотрудниками и клиентами.
Разобраться со всем этим помогут следующие законы и нормативные акты: Гражданский кодекс РФ. Закон РФ «О защите прав потребителей». Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности». Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи“». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“». Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 8.07.2022 №769 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 №АК-608/06 «О направлении методических рекомендаций» (методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 №3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации». Как оформить онлайн-курс с юридической точки зрения? Есть три формата: ✅ Онлайн-курс как образовательный продукт Необходимо подчиняться требованиям ФЗ «Об образовании в РФ». Оформляется лицензия. Если школа будет работать как организация или ИП с педагогическими работниками. Если ИП без работников, то лицензия не нужна. Тогда с клиентами заключается договор на образовательные услуги. Обычное физическое лицо не может получить лицензию — только ИП или юридическое лицо. Необходимо использовать корректную терминологию. Из ФЗ «Об образовании в РФ»: «образовательная программа», «учебный план», «педагог», «преподаватель», «образовательная деятельность», «обучающийся», «ученик». В названии и договоре отражаются соответствующий вид и уровень образования. Каждая программа имеет своё направление. Возьмём дополнительное образование: если у нас ИП с лицензией на дополнительное образование детей и взрослых, то программа будет называться «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Английский язык для начинающих“». Если у нас профессиональное образование, то «Дополнительная профессиональная программа „QA-тестировщик“». Эти названия необходимо указывать в соответствии со статьёй 54 ФЗ «Об образовании в РФ». Иначе могут быть проблемы при проверке. Оформляются паспорта программ. Лицензирующий орган проверяет паспорт программы уже на стадии лицензирования. При создании паспорта программы мы смотрим на ФЗ «Об образовании в РФ» и методические рекомендации Министерства образования. В общих чертах, это документ, где нужно расписать: - для чего предприниматель создаёт программу; - какое у школы или курса направление и тема обучения; - кого будут обучать — детей или взрослых; - количество часов по темам, а также календарный план, то есть учебный график со всеми сроками. Например, в первый месяц проходят первый раздел, а во второй — два следующих; - организационно-педагогические условия — какие педагоги, условия формирования группы, форма обучения, форма проведения занятий и так далее; - материально-техническое обеспечение — либо платформа, либо какие-то информационные ресурсы, которые могут быть использованы. Или требования к компьютерам и программным обеспечениям, которые должны быть у слушателей; - какая литература используется и рекомендуется обучающимся. При лицензировании важно, где зарегистрировано юридическое лицо или где адрес регистрации индивидуального предпринимателя. Именно от адреса зависит порядок лицензирования. При проверках будут приходить на указанный адрес. Аргумент, что есть ещё одно помещение, где находится всё оборудование, не будет работать. Плюсы: Легальная деятельность вызывает у клиентов больше доверия. Если у школы есть лицензия, значит, она прошла процедуру в государственных органах и в глазах клиентов выглядит надёжнее. Возможность оформлять налоговый возврат. Если школа лицензирована и у неё есть соответствующий договор, клиент в конце года может предоставить налоговой службе необходимые документы и получить налоговый вычет 13%. Возможность принимать оплату услуг из средств материнского капитала. Не все родители готовы платить за обучение ребёнка из своего кармана. Для оплаты можно использовать материнский капитал, причём на образование любого из детей в семье, как только ребёнку, на которого выдан сертификат, исполнится три года. На дату начала обучения студенту должно быть не больше 25 лет. Возможность использовать патентную систему налогообложения. Это специальный налоговый льготный режим для ИП, который часто есть в регионах — и именно для сферы образования. В этом случае предприниматель вместо уплаты налогов и сдачи налоговой декларации оплачивает патент — фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из вида и места ведения деятельности. Для информационно-консультационных услуг и лицензионных соглашений патентной системы нет, поэтому все стремятся получить лицензию и оформить школу как образовательный продукт, чтобы сэкономить на налогах. Минусы: Дополнительные обременения по исполнению законодательства. Создание паспортов программ, сайта и специального раздела «Сведения об образовательной организации», локальных нормативных актов по образовательной деятельности. Дополнительные расходы по найму педагогических работников. У этой категории работников особые условия труда. Предпринимателю будет необходимо закладывать расходы времени и финансов, чтобы проводить регулярные медосмотры, повышения квалификации, удлинённые отпуска и прочее. 📖 Юридические требования к образовательной деятельности. Чтобы удостовериться, что при запуске образовательного проекта были соблюдены все требования, государственные органы будут проверять: - сайт — на нём должен быть специальный раздел «Сведения об образовательной организации», который содержит основную информацию, локальные нормативные акты, лицензию, устав и прочее; - паспорта программ; - наличие преподавателей по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, а если в проекте есть программы дополнительного профессионального образования — ещё и наличие научных сотрудников; - договоры об образовании — должны соответствовать Постановлению правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и статье 54 ФЗ «Об образовании в РФ»; - локальные нормативные акты; - образовательную документацию — приказы о зачислении и отчислении, журнал выданных справок и документов о квалификации, протоколы итоговой аттестации. ✅ Онлайн-курс как информационно-консультационная услуга Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ. Оформляется договор на оказание информационно-консультационных услуг. Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг. Однако при отсутствии лицензии важно соблюдать определённые требования, чтобы деятельность не была признана образовательной. Если шифровать образовательную деятельность под информационно-консультационные услуги, прокуратура может обязать получить лицензию или заплатить штраф. Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Чтобы не навлечь на себя проверку и чтобы во время неё деятельность не квалифицировали как образовательную без лицензии, очень важно использовать верную терминологию. Важно максимально избегать терминов из ФЗ «Об образовании в РФ». Здесь допустимы такие: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «раздел курса», «тема занятия», «заказчик», «участник мероприятия». Название может быть, например, «Курс „Введение в 3D-моделирование“» или «Информационный курс „Как заработать первые 100 тысяч рублей на копирайтинге“». Опять же — без всяких образовательных терминов. Плюсы: Меньше требований к деятельности со стороны закона. Меньше внутренней документации — не нужно готовить паспорта программ, локальные нормативные акты и прочее. Меньше вероятности проверок от прокуратуры и Рособрнадзора. Минусы: Много аналогичных конкурентов, сложнее подсветить ценность продукта. При неправильном оформлении курса деятельность могут признать образовательной и привлечь к ответственности. Клиенты не могут оплатить услуги с использованием средств материнского капитала. Клиенты не могут получить налоговый вычет после оплаты курса. Нельзя использовать патентную систему налогообложения. ✅ Онлайн-курс как лицензионное соглашение Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ. Оформляется специальный лицензионный договор. Он предоставляет право использования материалов и контента, то есть в первую очередь речь идёт об интеллектуальных правах. Необходимо обеспечивать хранение материалов курса на серверах. Потому что доступ, как правило, даётся на длительный срок. Поэтому следует сразу оценить, есть ли возможность хранить контент на серверах. Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг. Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Используемая терминология, как в формате информационно-консультационных услуг: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «разделы курса / темы занятий». Только здесь можно добавить новый термин: у нас появляется «лицензиат» — это тот, кто получает лицензию на использование материалов курса или школы. Так же и с названием — уместны «курс / информационный курс», но ещё добавляется «доступ к курсу / контенту / части платформы». Такие названия можно встретить у крупных онлайн-школ. Например: «Курс „Введение в 3D-моделирование“», «Информационный курс „Как заработать первые 100 000 рублей на копирайтинге“». Плюсы и минусы такие же, как во втором способе. Для закрепления официальных отношений с сотрудниками и экспертами есть два типа договоров: Трудовой договор — когда человека оформляют в штат и работают с ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ; Договор гражданско-правового характера — это уже партнёрские отношения, в которых предприниматель выступает заказчиком, а эксперт — исполнителем. Договор ГПХ заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Некоторые выделяют самозанятость, но по факту это не отдельный договор, а специальный налоговый режим. Самозанятый гражданин — это обычное физическое лицо, которое самостоятельно платит налог на профессиональный доход. Больше ничего со статусом самозанятого в отношениях не меняется. Договор — это всегда соглашение двух и более сторон. Каждый экземпляр подписывается каждой стороной. Это очень важно. Если у нас не будет подписи эксперта или сотрудника, юридически это значит, что он не согласился с нашими условиями, и наш договор не заключён. В критической ситуации нам не на что будет ссылаться в суде. Главное, что важно учесть в договоре с экспертом — передача прав на интеллектуальную собственность. Здесь важно предусмотреть, чтобы эксперт отдавал либо исключительные права на контент, либо права использования созданных материалов. Обычно эксперты боятся, что не смогут потом использовать свои материалы в другом месте. Важно объяснить, что если нам отдают исключительные права, то мы становимся их владельцем, можем потом продать кому-то этот контент или разрешить его использовать — в общем, делать с ним всё, что захотим, без согласия эксперта. Но если эксперт даёт права использования, то обычно прописывается срок использования этих прав, территория, способы и цели. Если эксперт даёт неисключительную лицензию на использование контента по курсу «QA-тестировщик», это значит, что можно использовать контент только в соответствии с прописанными условиями. Но при этом эксперт может продолжить использовать и перерабатывать свои материалы — и даже дать право использования этих же материалов другой компании. Мы согласуем это с экспертом и прописываем в договоре. Если эксперт говорит «я предоставляю вам этот контент, и вы не можете его править», значит, править его нельзя. Можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что вносить изменения в контент разрешается. Заключение договора со студентами При составлении договора со студентами в первую очередь мы руководствуемся Гражданским кодексом РФ. Если речь о договоре об образовании, мы также заглядываем в статью 54 ФЗ «Об образовании в РФ» и в пункт 13 Постановления Правительства №1441. Именно в этих нормах содержится перечисление требований, которые предъявляются к договору об образовании. У каждого проекта могут быть свои особенности, которые важно зафиксировать в договоре. Во избежание недопониманий и претензий со стороны обучающегося, в договоре с клиентом особенно важно чётко зафиксировать порядок оказания услуг, а также стоимость и порядок оплаты, учтя при этом все нюансы образовательной программы и рабочих процессов онлайн-школы. Поставьте лайк, если дочитали, может когда-нибудь эта информация вам пригодится 💟
Запуск онлайн школ...
🚀 При запуске онлайн-школ необходимо учитывать официальные документы, которые регламентируют форматы, требования к ведению деятельности, порядок отчётности и ответственность перед государством, сотрудниками и клиентами.
Разобраться со всем этим помогут следующие законы и нормативные акты:
Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителей».
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 „Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи“».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 „Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания“».
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 8.07.2022 №769 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 №АК-608/06 «О направлении методических рекомендаций» (методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 №3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».
Как оформить онлайн-курс с юридической точки зрения? Есть три формата:
✅ Онлайн-курс как образовательный продукт
Необходимо подчиняться требованиям ФЗ «Об образовании в РФ».
Оформляется лицензия. Если школа будет работать как организация или ИП с педагогическими работниками. Если ИП без работников, то лицензия не нужна. Тогда с клиентами заключается договор на образовательные услуги. Обычное физическое лицо не может получить лицензию — только ИП или юридическое лицо.
Необходимо использовать корректную терминологию. Из ФЗ «Об образовании в РФ»: «образовательная программа», «учебный план», «педагог», «преподаватель», «образовательная деятельность», «обучающийся», «ученик».
В названии и договоре отражаются соответствующий вид и уровень образования. Каждая программа имеет своё направление. Возьмём дополнительное образование: если у нас ИП с лицензией на дополнительное образование детей и взрослых, то программа будет называться «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Английский язык для начинающих“». Если у нас профессиональное образование, то «Дополнительная профессиональная программа „QA-тестировщик“».
Эти названия необходимо указывать в соответствии со статьёй 54 ФЗ «Об образовании в РФ». Иначе могут быть проблемы при проверке.
Оформляются паспорта программ. Лицензирующий орган проверяет паспорт программы уже на стадии лицензирования. При создании паспорта программы мы смотрим на ФЗ «Об образовании в РФ» и методические рекомендации Министерства образования.
В общих чертах, это документ, где нужно расписать:
- для чего предприниматель создаёт программу;
- какое у школы или курса направление и тема обучения;
- кого будут обучать — детей или взрослых;
- количество часов по темам, а также календарный план, то есть учебный график со всеми сроками. Например, в первый месяц проходят первый раздел, а во второй — два следующих;
- организационно-педагогические условия — какие педагоги, условия формирования группы, форма обучения, форма проведения занятий и так далее;
- материально-техническое обеспечение — либо платформа, либо какие-то информационные ресурсы, которые могут быть использованы. Или требования к компьютерам и программным обеспечениям, которые должны быть у слушателей;
- какая литература используется и рекомендуется обучающимся.
При лицензировании важно, где зарегистрировано юридическое лицо или где адрес регистрации индивидуального предпринимателя. Именно от адреса зависит порядок лицензирования.
При проверках будут приходить на указанный адрес. Аргумент, что есть ещё одно помещение, где находится всё оборудование, не будет работать.
Плюсы:
Легальная деятельность вызывает у клиентов больше доверия. Если у школы есть лицензия, значит, она прошла процедуру в государственных органах и в глазах клиентов выглядит надёжнее.
Возможность оформлять налоговый возврат. Если школа лицензирована и у неё есть соответствующий договор, клиент в конце года может предоставить налоговой службе необходимые документы и получить налоговый вычет 13%.
Возможность принимать оплату услуг из средств материнского капитала. Не все родители готовы платить за обучение ребёнка из своего кармана. Для оплаты можно использовать материнский капитал, причём на образование любого из детей в семье, как только ребёнку, на которого выдан сертификат, исполнится три года. На дату начала обучения студенту должно быть не больше 25 лет.
Возможность использовать патентную систему налогообложения. Это специальный налоговый льготный режим для ИП, который часто есть в регионах — и именно для сферы образования. В этом случае предприниматель вместо уплаты налогов и сдачи налоговой декларации оплачивает патент — фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из вида и места ведения деятельности. Для информационно-консультационных услуг и лицензионных соглашений патентной системы нет, поэтому все стремятся получить лицензию и оформить школу как образовательный продукт, чтобы сэкономить на налогах.
Минусы:
Дополнительные обременения по исполнению законодательства. Создание паспортов программ, сайта и специального раздела «Сведения об образовательной организации», локальных нормативных актов по образовательной деятельности.
Дополнительные расходы по найму педагогических работников. У этой категории работников особые условия труда. Предпринимателю будет необходимо закладывать расходы времени и финансов, чтобы проводить регулярные медосмотры, повышения квалификации, удлинённые отпуска и прочее.
📖 Юридические требования к образовательной деятельности.
Чтобы удостовериться, что при запуске образовательного проекта были соблюдены все требования, государственные органы будут проверять:
- сайт — на нём должен быть специальный раздел «Сведения об образовательной организации», который содержит основную информацию, локальные нормативные акты, лицензию, устав и прочее;
- паспорта программ;
- наличие преподавателей по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, а если в проекте есть программы дополнительного профессионального образования — ещё и наличие научных сотрудников;
- договоры об образовании — должны соответствовать Постановлению правительства РФ от 15.09.2020 №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» и статье 54 ФЗ «Об образовании в РФ»;
- локальные нормативные акты;
- образовательную документацию — приказы о зачислении и отчислении, журнал выданных справок и документов о квалификации, протоколы итоговой аттестации.
✅ Онлайн-курс как информационно-консультационная услуга
Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Оформляется договор на оказание информационно-консультационных услуг.
Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг. Однако при отсутствии лицензии важно соблюдать определённые требования, чтобы деятельность не была признана образовательной. Если шифровать образовательную деятельность под информационно-консультационные услуги, прокуратура может обязать получить лицензию или заплатить штраф.
Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Чтобы не навлечь на себя проверку и чтобы во время неё деятельность не квалифицировали как образовательную без лицензии, очень важно использовать верную терминологию.
Важно максимально избегать терминов из ФЗ «Об образовании в РФ». Здесь допустимы такие: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «раздел курса», «тема занятия», «заказчик», «участник мероприятия».
Название может быть, например, «Курс „Введение в 3D-моделирование“» или «Информационный курс „Как заработать первые 100 тысяч рублей на копирайтинге“». Опять же — без всяких образовательных терминов.
Плюсы:
Меньше требований к деятельности со стороны закона.
Меньше внутренней документации — не нужно готовить паспорта программ, локальные нормативные акты и прочее.
Меньше вероятности проверок от прокуратуры и Рособрнадзора.
Минусы:
Много аналогичных конкурентов, сложнее подсветить ценность продукта.
При неправильном оформлении курса деятельность могут признать образовательной и привлечь к ответственности.
Клиенты не могут оплатить услуги с использованием средств материнского капитала.
Клиенты не могут получить налоговый вычет после оплаты курса.
Нельзя использовать патентную систему налогообложения.
✅ Онлайн-курс как лицензионное соглашение
Применяются общие требования Гражданского кодекса РФ.
Оформляется специальный лицензионный договор. Он предоставляет право использования материалов и контента, то есть в первую очередь речь идёт об интеллектуальных правах.
Необходимо обеспечивать хранение материалов курса на серверах. Потому что доступ, как правило, даётся на длительный срок. Поэтому следует сразу оценить, есть ли возможность хранить контент на серверах.
Не нужно получать лицензию на оказание образовательных услуг.
Запрещено использовать терминологию из ФЗ «Об образовании в РФ». Используемая терминология, как в формате информационно-консультационных услуг: «курс / информационный курс», «мероприятие», «наставник / ментор / куратор», «разделы курса / темы занятий». Только здесь можно добавить новый термин: у нас появляется «лицензиат» — это тот, кто получает лицензию на использование материалов курса или школы.
Так же и с названием — уместны «курс / информационный курс», но ещё добавляется «доступ к курсу / контенту / части платформы». Такие названия можно встретить у крупных онлайн-школ. Например: «Курс „Введение в 3D-моделирование“», «Информационный курс „Как заработать первые 100 000 рублей на копирайтинге“».
Плюсы и минусы такие же, как во втором способе.
Для закрепления официальных отношений с сотрудниками и экспертами есть два типа договоров:
Трудовой договор — когда человека оформляют в штат и работают с ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ;
Договор гражданско-правового характера — это уже партнёрские отношения, в которых предприниматель выступает заказчиком, а эксперт — исполнителем. Договор ГПХ заключается в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Некоторые выделяют самозанятость, но по факту это не отдельный договор, а специальный налоговый режим. Самозанятый гражданин — это обычное физическое лицо, которое самостоятельно платит налог на профессиональный доход. Больше ничего со статусом самозанятого в отношениях не меняется.
Договор — это всегда соглашение двух и более сторон. Каждый экземпляр подписывается каждой стороной. Это очень важно. Если у нас не будет подписи эксперта или сотрудника, юридически это значит, что он не согласился с нашими условиями, и наш договор не заключён. В критической ситуации нам не на что будет ссылаться в суде.
Главное, что важно учесть в договоре с экспертом — передача прав на интеллектуальную собственность. Здесь важно предусмотреть, чтобы эксперт отдавал либо исключительные права на контент, либо права использования созданных материалов. Обычно эксперты боятся, что не смогут потом использовать свои материалы в другом месте. Важно объяснить, что если нам отдают исключительные права, то мы становимся их владельцем, можем потом продать кому-то этот контент или разрешить его использовать — в общем, делать с ним всё, что захотим, без согласия эксперта.
Но если эксперт даёт права использования, то обычно прописывается срок использования этих прав, территория, способы и цели. Если эксперт даёт неисключительную лицензию на использование контента по курсу «QA-тестировщик», это значит, что можно использовать контент только в соответствии с прописанными условиями. Но при этом эксперт может продолжить использовать и перерабатывать свои материалы — и даже дать право использования этих же материалов другой компании.
Мы согласуем это с экспертом и прописываем в договоре. Если эксперт говорит «я предоставляю вам этот контент, и вы не можете его править», значит, править его нельзя. Можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что вносить изменения в контент разрешается.
Заключение договора со студентами
При составлении договора со студентами в первую очередь мы руководствуемся Гражданским кодексом РФ. Если речь о договоре об образовании, мы также заглядываем в статью 54 ФЗ «Об образовании в РФ» и в пункт 13 Постановления Правительства №1441. Именно в этих нормах содержится перечисление требований, которые предъявляются к договору об образовании.
У каждого проекта могут быть свои особенности, которые важно зафиксировать в договоре. Во избежание недопониманий и претензий со стороны обучающегося, в договоре с клиентом особенно важно чётко зафиксировать порядок оказания услуг, а также стоимость и порядок оплаты, учтя при этом все нюансы образовательной программы и рабочих процессов онлайн-школы.
Поставьте лайк, если дочитали, может когда-нибудь эта информация вам пригодится 💟