ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ).

Язычество восточных славян всегда привлекало внимание исследователей. Одним из самых любопытных и интересных вопросов этой тематики является отражение мифологических сюжетов, образов и мотивов в символах, которые были неотъемлемой частью языческих верований. Они активно использовались в повседневной жизни людей как обереги, поэтому ими украшались практически все бытовые предметы, украшения и одежда.
Многообразие вышитых символических знаков встречается на праздничной, повседневной одежде крестьян, на рушниках, занавесках и скатертях. В современной науке вышивка уже прочно вошла в число вещественных источников по истории древнерусских и древнеславянских верований и рассматривается наряду с археологическими материалами [1, с. 61].
Этнографы установили, что у народов, живущих на разных территориях, существуют свои особенные традиции в орнаментации тканей. Это касается и цвета нитей, и узоров. Например, этнограф Г.С. Маслова отмечает, что для вышивки населения верхней Волги наиболее характерно изображение оленя [3, с. 70]. А на территории Белгородской области популярными в вышивке стали символы плодородия, что связано с аграрной спецификой территории.
В Белгородском государственном историко-краеведческом музее (далее БГИКМ) хранится большая коллекция тканей с разнообразной вышивкой, которую можно поделить на несколько типов орнамента: геометрический (считается наиболее ранним), растительный и несколько образцов с зооморфной вышивкой. Последняя категория представлена изображением птиц (орлов и петухов), которые были распространены на всей территории страны и относится к кон. XVIII - нач. XIX вв. [3, с. 70]

ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578839782
Рис. 1. Фрагмент рушника. Воронежская губерния, Бирюченский уезд. кон. XIX-нач. XX вв.
Самым многочисленным символом геометрического орнамента в вышивке является ромб. При этом ромб может быть простым, лучистым, с продленными сторонами, также часто его дополняли крюки по углам. Рисунок ромба с отростками по бокам известен под названием «Арепей». Перевернутый квадрат встречается в мифологии разных народов, например, в античности квадрат был символом четырех стихий [7, с. 234]. Большинство исследователей считает, что у восточных славян ромб, как и квадрат, символизировал поле. Ромб, расчерченный внутри сеткой, обозначал пашню. Зачастую в ромбиках делали точки или небольшие круги – семена, таким образом, схематично изображали засеянное поле [5, с. 575-576].
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578863334

Рис. 2. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX -нач. XX вв.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578874086

Рис. 3. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Курская губерния, Новооскольский уезд, с. Тростинец. нач. XX в.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578884838

Рис. 4. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578891494

Рис. 5. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.

Нужно отметить, что в славянском язычестве огромное внимание уделялось солярным символам. Сегодня их называют «коловрат», «солнцеворот», «свастика» и пр. Они обозначают движение солнца, цикличность природы, плодородие и возрождение жизни [6, с. 16]. Различают правосторонние и левосторонние коловраты с 4, 6, 8 лучами, при этом от того в какую сторону обращен символ меняется его узкое значение. Солнцеворот изображают не только в круглой форме, но и с прямыми углами и множеством ответвлений.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578901478

Рис. 6. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Ураково. XIX в.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578909158

Рис. 7. Фрагмент рушника. Калининская область. нач. XX в.

Важное место в вышивке занимает изображение Древа жизни. В письменных источниках упоминается, что славяне поклонялись деревьям даже в X в. («Повесть временных лет», «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере», «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу» и др.). Мировое древо в славянской мифологии – это воплощение мироздания. Крона древа достигает небес, а корни уходят в мир мертвых [4, с. 247]. В поздних вышивках растительные элементы вышиты детально. Например, на рушнике изображали ветвь дуба в виде волнистой линии, листья дерева и желуди.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578920678

Рис. 8. Фрагмент рушника. г. Житомир. 1919 г.

В фондах БГИКМ наравне с «Арепеем» самым многочисленным является сюжет хоровода деревьев. Исследователи предполагают, что в схематичном изображении скрывается еще одна значимая фигура из языческой мифологии – женское божество Берегиня (Роженица). Она хранила домашний очаг и способствовала благополучию семьи. В вышивке она предстает в образе ветвистого дерева с поднятыми или опущенными руками, а ее юбка сливается с треугольной формой основания дерева. Вместо лица божества часто вышивали ромб (знак плодородия) или оно сливалось с верхушкой дерева.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578931942

Рис. 9. Фрагмент настольника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Нижние Пены. 2-я пол. XIX в.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578943462

Рис. 10. Фрагмент рушника. Курская губерния, Белгородский уезд, с. Волково. 1860-е гг.

Согласно дошедшим до современности легендам центром мироздания в восточнославянской мифологии был камень «Алатырь» («Бел-горюч камень»). С его помощью Сварог создал других богов, а затем с камнем была поднята твердь земная и с тех пор он находится в Иллирийском саду [2, с. 14-15]. Символ «Алатырь» представлен в виде восьмиконечной звезды. Восьмерка – воплощение гармонии, порядка и стабильности [6, с. 43]. Некоторые исследователи указывают, что это связь с основными восточнославянскими праздниками по солнечному календарю или с количеством сторон света (4 основных и 4 дополнительных). Этот узор встречается повсеместно не только в вышивке, но и на различных изделиях из дерева, металла, керамики. Он часто встречается и на современной одежде.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578952934

Рис. 11. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX в.
Другие устойчивые геометрические элементы в вышивке — крестообразные фигуры разных вариантов. Изображения креста были обнаружены при археологических исследованиях на территории многих народов Азии, Африки, Египта, Древнего Востока и Европы. Крест, в зависимости от региона и религии, символизировал солнце, жизнь, богов, небо. В славянской культуре он прочно вошел в жизнь людей как знак плодородия, единства духа и материи, он олицетворял четыре основных элемента (земля, вода, огонь, воздух).
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578958310

Рис. 12. Фрагмент рушника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Мощеное. нач. XX в.
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578964966

Рис. 13. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Афанасьевка. кон. XIX в.

Таким образом, символика, которая отражалась в орнаментации тканей была тесно связана с религиозными воззрениями восточных славян на природу. В коллекции «Ткани» в фондах БГИКМ самыми распространёнными знаками, которые сохранились в вышивных традициях с архаического периода, являются символы, связанные с земледелием, плодородием, культом предков и представлениями об основах мироздания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Амброз, А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. – 1966. – № 1. – С. 61-76.
2. Асов, А.И. Мифы славян. Большая книга сказаний. Боги, предки, заветы – М.: Амрита-Русь, 2021. – 544 с.
3. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978. – 207 с.
4. Пермиловская, А.Б. Символика мирового дерева и креста в традиционной культуре и христианстве // Верхневолжский филологический вестник. – 2020. – №2. – С. 245-250.
5. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 782 с.
6. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. – М.: Вече, 2008. – 521 с.
7. Энциклопедия символов / Л. С. Баешко, А. Н. Гордиенко, А. Н. Гордиенко; под ред. О. В. Перзашкевича. – М.: Эксмо, 2007. – 302 с.


Суворова Т.Н.
младший научный сотрудник
научно-методического отдела
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ). - 960578973414

Комментарии

Комментариев нет.