ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ).
Язычество восточных славян всегда привлекало внимание исследователей. Одним из самых любопытных и интересных вопросов этой тематики является отражение мифологических сюжетов, образов и мотивов в символах, которые были неотъемлемой частью языческих верований. Они активно использовались в повседневной жизни людей как обереги, поэтому ими украшались практически все бытовые предметы, украшения и одежда. Многообразие вышитых символических знаков встречается на праздничной, повседневной одежде крестьян, на рушниках, занавесках и скатертях. В современной науке вышивка уже прочно вошла в число вещественных источников по истории древнерусских и древнеславянских верований и рассматривается наряду с археологическими материалами [1, с. 61]. Этнографы установили, что у народов, живущих на разных территориях, существуют свои особенные традиции в орнаментации тканей. Это касается и цвета нитей, и узоров. Например, этнограф Г.С. Маслова отмечает, что для вышивки населения верхней Волги наиболее характерно изображение оленя [3, с. 70]. А на территории Белгородской области популярными в вышивке стали символы плодородия, что связано с аграрной спецификой территории. В Белгородском государственном историко-краеведческом музее (далее БГИКМ) хранится большая коллекция тканей с разнообразной вышивкой, которую можно поделить на несколько типов орнамента: геометрический (считается наиболее ранним), растительный и несколько образцов с зооморфной вышивкой. Последняя категория представлена изображением птиц (орлов и петухов), которые были распространены на всей территории страны и относится к кон. XVIII - нач. XIX вв. [3, с. 70]
Рис. 1. Фрагмент рушника. Воронежская губерния, Бирюченский уезд. кон. XIX-нач. XX вв. Самым многочисленным символом геометрического орнамента в вышивке является ромб. При этом ромб может быть простым, лучистым, с продленными сторонами, также часто его дополняли крюки по углам. Рисунок ромба с отростками по бокам известен под названием «Арепей». Перевернутый квадрат встречается в мифологии разных народов, например, в античности квадрат был символом четырех стихий [7, с. 234]. Большинство исследователей считает, что у восточных славян ромб, как и квадрат, символизировал поле. Ромб, расчерченный внутри сеткой, обозначал пашню. Зачастую в ромбиках делали точки или небольшие круги – семена, таким образом, схематично изображали засеянное поле [5, с. 575-576].
Рис. 2. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX -нач. XX вв.
Рис. 3. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Курская губерния, Новооскольский уезд, с. Тростинец. нач. XX в.
Рис. 4. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.
Рис. 5. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.
Нужно отметить, что в славянском язычестве огромное внимание уделялось солярным символам. Сегодня их называют «коловрат», «солнцеворот», «свастика» и пр. Они обозначают движение солнца, цикличность природы, плодородие и возрождение жизни [6, с. 16]. Различают правосторонние и левосторонние коловраты с 4, 6, 8 лучами, при этом от того в какую сторону обращен символ меняется его узкое значение. Солнцеворот изображают не только в круглой форме, но и с прямыми углами и множеством ответвлений.
Рис. 6. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Ураково. XIX в.
Рис. 7. Фрагмент рушника. Калининская область. нач. XX в.
Важное место в вышивке занимает изображение Древа жизни. В письменных источниках упоминается, что славяне поклонялись деревьям даже в X в. («Повесть временных лет», «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере», «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу» и др.). Мировое древо в славянской мифологии – это воплощение мироздания. Крона древа достигает небес, а корни уходят в мир мертвых [4, с. 247]. В поздних вышивках растительные элементы вышиты детально. Например, на рушнике изображали ветвь дуба в виде волнистой линии, листья дерева и желуди.
Рис. 8. Фрагмент рушника. г. Житомир. 1919 г.
В фондах БГИКМ наравне с «Арепеем» самым многочисленным является сюжет хоровода деревьев. Исследователи предполагают, что в схематичном изображении скрывается еще одна значимая фигура из языческой мифологии – женское божество Берегиня (Роженица). Она хранила домашний очаг и способствовала благополучию семьи. В вышивке она предстает в образе ветвистого дерева с поднятыми или опущенными руками, а ее юбка сливается с треугольной формой основания дерева. Вместо лица божества часто вышивали ромб (знак плодородия) или оно сливалось с верхушкой дерева.
Рис. 9. Фрагмент настольника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Нижние Пены. 2-я пол. XIX в.
Рис. 10. Фрагмент рушника. Курская губерния, Белгородский уезд, с. Волково. 1860-е гг.
Согласно дошедшим до современности легендам центром мироздания в восточнославянской мифологии был камень «Алатырь» («Бел-горюч камень»). С его помощью Сварог создал других богов, а затем с камнем была поднята твердь земная и с тех пор он находится в Иллирийском саду [2, с. 14-15]. Символ «Алатырь» представлен в виде восьмиконечной звезды. Восьмерка – воплощение гармонии, порядка и стабильности [6, с. 43]. Некоторые исследователи указывают, что это связь с основными восточнославянскими праздниками по солнечному календарю или с количеством сторон света (4 основных и 4 дополнительных). Этот узор встречается повсеместно не только в вышивке, но и на различных изделиях из дерева, металла, керамики. Он часто встречается и на современной одежде.
Рис. 11. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX в. Другие устойчивые геометрические элементы в вышивке — крестообразные фигуры разных вариантов. Изображения креста были обнаружены при археологических исследованиях на территории многих народов Азии, Африки, Египта, Древнего Востока и Европы. Крест, в зависимости от региона и религии, символизировал солнце, жизнь, богов, небо. В славянской культуре он прочно вошел в жизнь людей как знак плодородия, единства духа и материи, он олицетворял четыре основных элемента (земля, вода, огонь, воздух).
Рис. 12. Фрагмент рушника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Мощеное. нач. XX в.
Рис. 13. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Афанасьевка. кон. XIX в.
Таким образом, символика, которая отражалась в орнаментации тканей была тесно связана с религиозными воззрениями восточных славян на природу. В коллекции «Ткани» в фондах БГИКМ самыми распространёнными знаками, которые сохранились в вышивных традициях с архаического периода, являются символы, связанные с земледелием, плодородием, культом предков и представлениями об основах мироздания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Амброз, А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. – 1966. – № 1. – С. 61-76. 2. Асов, А.И. Мифы славян. Большая книга сказаний. Боги, предки, заветы – М.: Амрита-Русь, 2021. – 544 с. 3. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978. – 207 с. 4. Пермиловская, А.Б. Символика мирового дерева и креста в традиционной культуре и христианстве // Верхневолжский филологический вестник. – 2020. – №2. – С. 245-250. 5. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 782 с. 6. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. – М.: Вече, 2008. – 521 с. 7. Энциклопедия символов / Л. С. Баешко, А. Н. Гордиенко, А. Н. Гордиенко; под ред. О. В. Перзашкевича. – М.: Эксмо, 2007. – 302 с.
Суворова Т.Н. младший научный сотрудник научно-методического отдела
Белгородский историко-краеведческий музей
ОТРАЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СИМВОЛОВ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В ДОМАШНЕЙ ВЫШИВКЕ (НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИИ «ТКАНИ» ИЗ ФОНДОВ БГИКМ).
Язычество восточных славян всегда привлекало внимание исследователей. Одним из самых любопытных и интересных вопросов этой тематики является отражение мифологических сюжетов, образов и мотивов в символах, которые были неотъемлемой частью языческих верований. Они активно использовались в повседневной жизни людей как обереги, поэтому ими украшались практически все бытовые предметы, украшения и одежда.
Многообразие вышитых символических знаков встречается на праздничной, повседневной одежде крестьян, на рушниках, занавесках и скатертях. В современной науке вышивка уже прочно вошла в число вещественных источников по истории древнерусских и древнеславянских верований и рассматривается наряду с археологическими материалами [1, с. 61].
Этнографы установили, что у народов, живущих на разных территориях, существуют свои особенные традиции в орнаментации тканей. Это касается и цвета нитей, и узоров. Например, этнограф Г.С. Маслова отмечает, что для вышивки населения верхней Волги наиболее характерно изображение оленя [3, с. 70]. А на территории Белгородской области популярными в вышивке стали символы плодородия, что связано с аграрной спецификой территории.
В Белгородском государственном историко-краеведческом музее (далее БГИКМ) хранится большая коллекция тканей с разнообразной вышивкой, которую можно поделить на несколько типов орнамента: геометрический (считается наиболее ранним), растительный и несколько образцов с зооморфной вышивкой. Последняя категория представлена изображением птиц (орлов и петухов), которые были распространены на всей территории страны и относится к кон. XVIII - нач. XIX вв. [3, с. 70]
Самым многочисленным символом геометрического орнамента в вышивке является ромб. При этом ромб может быть простым, лучистым, с продленными сторонами, также часто его дополняли крюки по углам. Рисунок ромба с отростками по бокам известен под названием «Арепей». Перевернутый квадрат встречается в мифологии разных народов, например, в античности квадрат был символом четырех стихий [7, с. 234]. Большинство исследователей считает, что у восточных славян ромб, как и квадрат, символизировал поле. Ромб, расчерченный внутри сеткой, обозначал пашню. Зачастую в ромбиках делали точки или небольшие круги – семена, таким образом, схематично изображали засеянное поле [5, с. 575-576].
Рис. 2. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX -нач. XX вв.
Рис. 3. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Курская губерния, Новооскольский уезд, с. Тростинец. нач. XX в.
Рис. 4. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.
Рис. 5. Фрагмент рушника. Курская губерния, Корочанский уезд. нач. XX в.
Нужно отметить, что в славянском язычестве огромное внимание уделялось солярным символам. Сегодня их называют «коловрат», «солнцеворот», «свастика» и пр. Они обозначают движение солнца, цикличность природы, плодородие и возрождение жизни [6, с. 16]. Различают правосторонние и левосторонние коловраты с 4, 6, 8 лучами, при этом от того в какую сторону обращен символ меняется его узкое значение. Солнцеворот изображают не только в круглой форме, но и с прямыми углами и множеством ответвлений.
Рис. 6. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Ураково. XIX в.
Рис. 7. Фрагмент рушника. Калининская область. нач. XX в.
Важное место в вышивке занимает изображение Древа жизни. В письменных источниках упоминается, что славяне поклонялись деревьям даже в X в. («Повесть временных лет», «Слово некоего Христолюбца и ревнителя по правой вере», «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу» и др.). Мировое древо в славянской мифологии – это воплощение мироздания. Крона древа достигает небес, а корни уходят в мир мертвых [4, с. 247]. В поздних вышивках растительные элементы вышиты детально. Например, на рушнике изображали ветвь дуба в виде волнистой линии, листья дерева и желуди.
Рис. 8. Фрагмент рушника. г. Житомир. 1919 г.
В фондах БГИКМ наравне с «Арепеем» самым многочисленным является сюжет хоровода деревьев. Исследователи предполагают, что в схематичном изображении скрывается еще одна значимая фигура из языческой мифологии – женское божество Берегиня (Роженица). Она хранила домашний очаг и способствовала благополучию семьи. В вышивке она предстает в образе ветвистого дерева с поднятыми или опущенными руками, а ее юбка сливается с треугольной формой основания дерева. Вместо лица божества часто вышивали ромб (знак плодородия) или оно сливалось с верхушкой дерева.
Рис. 9. Фрагмент настольника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Нижние Пены. 2-я пол. XIX в.
Рис. 10. Фрагмент рушника. Курская губерния, Белгородский уезд, с. Волково. 1860-е гг.
Согласно дошедшим до современности легендам центром мироздания в восточнославянской мифологии был камень «Алатырь» («Бел-горюч камень»). С его помощью Сварог создал других богов, а затем с камнем была поднята твердь земная и с тех пор он находится в Иллирийском саду [2, с. 14-15]. Символ «Алатырь» представлен в виде восьмиконечной звезды. Восьмерка – воплощение гармонии, порядка и стабильности [6, с. 43]. Некоторые исследователи указывают, что это связь с основными восточнославянскими праздниками по солнечному календарю или с количеством сторон света (4 основных и 4 дополнительных). Этот узор встречается повсеместно не только в вышивке, но и на различных изделиях из дерева, металла, керамики. Он часто встречается и на современной одежде.
Рис. 11. Фрагмент рушника. Курская губерния. кон. XIX в.
Другие устойчивые геометрические элементы в вышивке — крестообразные фигуры разных вариантов. Изображения креста были обнаружены при археологических исследованиях на территории многих народов Азии, Африки, Египта, Древнего Востока и Европы. Крест, в зависимости от региона и религии, символизировал солнце, жизнь, богов, небо. В славянской культуре он прочно вошел в жизнь людей как знак плодородия, единства духа и материи, он олицетворял четыре основных элемента (земля, вода, огонь, воздух).
Рис. 12. Фрагмент рушника. Курская губерния, Грайворонский уезд, с. Мощеное. нач. XX в.
Рис. 13. Орнаментация плечевой части женской рубахи. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Афанасьевка. кон. XIX в.
Таким образом, символика, которая отражалась в орнаментации тканей была тесно связана с религиозными воззрениями восточных славян на природу. В коллекции «Ткани» в фондах БГИКМ самыми распространёнными знаками, которые сохранились в вышивных традициях с архаического периода, являются символы, связанные с земледелием, плодородием, культом предков и представлениями об основах мироздания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Амброз, А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. – 1966. – № 1. – С. 61-76.
2. Асов, А.И. Мифы славян. Большая книга сказаний. Боги, предки, заветы – М.: Амрита-Русь, 2021. – 544 с.
3. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Наука, 1978. – 207 с.
4. Пермиловская, А.Б. Символика мирового дерева и креста в традиционной культуре и христианстве // Верхневолжский филологический вестник. – 2020. – №2. – С. 245-250.
5. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 782 с.
6. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. – М.: Вече, 2008. – 521 с.
7. Энциклопедия символов / Л. С. Баешко, А. Н. Гордиенко, А. Н. Гордиенко; под ред. О. В. Перзашкевича. – М.: Эксмо, 2007. – 302 с.
Суворова Т.Н.
младший научный сотрудник
научно-методического отдела