Бывают машины редкие, а бывают — уникальные. Одна из таких теперь украшает экспозицию Центра истории автотранспорта Ленинграда в Автобусном парке №1 — и это не автобус. Её зовут Раисой, и это — единственный уцелевший образец ЗИЛ-4102, перспективного правительственного ЗИЛа перестроечных лет. Привычные "членовозы" долгое время, с конца 60-х годов и до самого финала их выпуска, развивались степенным эволюционным путём. С приходом каждого нового главы советского государства легковые ЗИЛы понемногу обновляли — но в целом машина суть оставалась прежней. Выпускали легковые ЗИЛы штучно, вручную, в специальном отдельном цехе — поэтому и круг допущенных к телам был достаточно невелик. Но к 80-м годам стала бросаться в глаза их изрядная моральная старость, которую небольшой косметикой было уже не скрыть. Стоять на месте было не то, чтобы интересно: ЗИЛ был предприятием, способным на очень и очень многое. Поэтому в начале 80-х, не дожидаясь приказа свыше, на заводе инициативно начали работы по принципиально новому поколению правительственных автомобилей. Два образца ЗИЛ-4102 построили к 1988 году. Экземпляр №1 был чёрного цвета, его назвали "Мишей", экземпляр №2 — "Раисой". Ей и повезло дожить до наших дней. Как ни странно, "Раиса" — не макет, а вполне полнофункциональный автомобиль, умеющий ездить самостоятельно. На ходу она даже в наши дни. Но вот полного цикла полигонных испытаний эта машина, по совокупности своей трудной судьбы, так и не увидела. Перспективный 4102 был кардинально новой конструкцией для легкового ЗИЛа. Начать следует с того, что впервые за базовую модель взяли короткобазный седан, а не полновесный лимузин: прежние седаны получали путём "укорачивания" длинных моделей, а не наоборот. Из-за Раисы выглядывает корма бронированного лимузина 41052 — а вот передки в экспозиции выстроены по линеечке Кузов 4102 был выполнен несущим (прежние "членовозы" — рамные), а многие кузовные детали — капот, панели пола и крыши — в рамках борьбы с лишним весом выполнили из стеклопластика. Это, вкупе с отказом от рамы и огромных хромированных бамперов, позволило "сбросить" несколько сот лишних килограммов, и сделать 4102 бодрее предшественников. Ходовую часть также выполнили с чистого листа: и передняя, и задняя подвеска — независимые, с дисковыми тормозами. А вот силовой агрегат на этом этапе развития проекта остался прежним: бензиновый V8 и трёхступенчатый "автомат" перспективному ЗИЛу-4102 достались от прежнего ЗИЛ-4104. Но что главное в автомобиле такого класса на самом деле? Конечно же, комфорт. С этим никаких затруднений не испытывалось: салон сделали аккуратным и лаконичным, в светлых тонах, с мягкими пластиками и натуральным шпоном. Главной плюшкой модели 4102 была бортовая информационная система, совмещённая с радиоприёмником и магнитофоном с функцией синтеза голоса: машина умела говорить женским голосом, сообщая о незакрытых дверях или перегреве двигателя. Эту систему разработал Ленинградский институт радиотехники совместно с ЗИЛом. Многие системы в таких машинах продублированы. Здесь два независимых кондиционера, два аккумулятора, и много других особых фишек, которые, по задумке, должны исключить обездвиживание правительственного лимузина под прицелом телекамер. Маленький секрет Раисы таится в её багажнике: внутри накрыт ковролином огромный бензобак. Расход топлива у машины её мощности и массы — соответствующий: 20+ литров на сотню. Два первых образца 4102 должны были дать начало новому большому семейству ЗИЛов. За ними, подобно уже выпускавшимся на тот момент легковым моделям, должны были последовать и лимузин с перегородкой, и броневик, и открытая модель — а седан даже должен был стать чуть более тиражной моделью, чем прежде. Но машине попросту… не повезло. Доподлинно неизвестно, показали ли образцы ЗИЛ-4102 высшему руководству СССР вживую — но перспективный проект нового легкового автомобиля поддержки из Кремля так и не получил. Версии о причинах того расходятся, и придётся обходиться лишь предположениями: самая широко разошедшаяся из таких легенд — то, что живым "Мише" и "Рае" не понравилось, что в их честь практически в открытую прозвали экспериментальные образцы. С одной стороны, перспективный ЗИЛ появился, мягко говоря, невовремя. Союз уже начал испытывать ощутимые экономические трудности, и денег на освоение принципиально новой модели ещё и на ЗИЛе уже не было. Последним, что приговорило проект, стала кампания по борьбе с привилегиями — до нового люксового ЗИЛа советскому руководству уже не было никакого дела. А может, партийные бонзы подумали на пару шагов вперёд, и уже предвкушали скорое освоение иномарок от западных производителей? "Раиса" чудом выжила: её много лет хранили на заводе, и в бытность ЗИЛа она иногда появлялась на выставках. После того, как ЗИЛ прекратил работу, до недавнего времени её можно было увидеть в закрывшемся "Музее ЗИЛа" в Сокольниках. Музей был организован уже после остановки завода, и все годы поддерживался частным коллекционером — пока стоимость аренды помещения не повысили в пять раз, и экспозицию в Москве не пришлось закрыть в мае. С недавних пор "Раиса" перебралась в Санкт-Петербург: теперь она украшает зал Экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда, созданного СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — главным автобусным перевозчиком Северной Столицы. Вместе с "Раисой" в АП-1 Петербурга перебрались и многие другие машины из коллекции как самого завода, так и музея в Сокольниках — от АМО Ф-15 и ЗИЛ-127, и до "Синей Птицы" вместе с последними выпущенными лимузинами ЗИЛа.
PRO АВТО
ЗИЛ-4102 трудная судьба Раисы
Бывают машины редкие, а бывают — уникальные. Одна из таких теперь украшает экспозицию Центра истории автотранспорта Ленинграда в Автобусном парке №1 — и это не автобус. Её зовут Раисой, и это — единственный уцелевший образец ЗИЛ-4102, перспективного правительственного ЗИЛа перестроечных лет.
Привычные "членовозы" долгое время, с конца 60-х годов и до самого финала их выпуска, развивались степенным эволюционным путём. С приходом каждого нового главы советского государства легковые ЗИЛы понемногу обновляли — но в целом машина суть оставалась прежней. Выпускали легковые ЗИЛы штучно, вручную, в специальном отдельном цехе — поэтому и круг допущенных к телам был достаточно невелик. Но к 80-м годам стала бросаться в глаза их изрядная моральная старость, которую небольшой косметикой было уже не скрыть.
Стоять на месте было не то, чтобы интересно: ЗИЛ был предприятием, способным на очень и очень многое. Поэтому в начале 80-х, не дожидаясь приказа свыше, на заводе инициативно начали работы по принципиально новому поколению правительственных автомобилей.
Два образца ЗИЛ-4102 построили к 1988 году. Экземпляр №1 был чёрного цвета, его назвали "Мишей", экземпляр №2 — "Раисой". Ей и повезло дожить до наших дней.
Как ни странно, "Раиса" — не макет, а вполне полнофункциональный автомобиль, умеющий ездить самостоятельно. На ходу она даже в наши дни. Но вот полного цикла полигонных испытаний эта машина, по совокупности своей трудной судьбы, так и не увидела.
Перспективный 4102 был кардинально новой конструкцией для легкового ЗИЛа. Начать следует с того, что впервые за базовую модель взяли короткобазный седан, а не полновесный лимузин: прежние седаны получали путём "укорачивания" длинных моделей, а не наоборот.
Из-за Раисы выглядывает корма бронированного лимузина 41052 — а вот передки в экспозиции выстроены по линеечке
Кузов 4102 был выполнен несущим (прежние "членовозы" — рамные), а многие кузовные детали — капот, панели пола и крыши — в рамках борьбы с лишним весом выполнили из стеклопластика. Это, вкупе с отказом от рамы и огромных хромированных бамперов, позволило "сбросить" несколько сот лишних килограммов, и сделать 4102 бодрее предшественников.
Ходовую часть также выполнили с чистого листа: и передняя, и задняя подвеска — независимые, с дисковыми тормозами. А вот силовой агрегат на этом этапе развития проекта остался прежним: бензиновый V8 и трёхступенчатый "автомат" перспективному ЗИЛу-4102 достались от прежнего ЗИЛ-4104.
Но что главное в автомобиле такого класса на самом деле? Конечно же, комфорт. С этим никаких затруднений не испытывалось: салон сделали аккуратным и лаконичным, в светлых тонах, с мягкими пластиками и натуральным шпоном.
Главной плюшкой модели 4102 была бортовая информационная система, совмещённая с радиоприёмником и магнитофоном с функцией синтеза голоса: машина умела говорить женским голосом, сообщая о незакрытых дверях или перегреве двигателя. Эту систему разработал Ленинградский институт радиотехники совместно с ЗИЛом.
Многие системы в таких машинах продублированы. Здесь два независимых кондиционера, два аккумулятора, и много других особых фишек, которые, по задумке, должны исключить обездвиживание правительственного лимузина под прицелом телекамер.
Маленький секрет Раисы таится в её багажнике: внутри накрыт ковролином огромный бензобак. Расход топлива у машины её мощности и массы — соответствующий: 20+ литров на сотню.
Два первых образца 4102 должны были дать начало новому большому семейству ЗИЛов. За ними, подобно уже выпускавшимся на тот момент легковым моделям, должны были последовать и лимузин с перегородкой, и броневик, и открытая модель — а седан даже должен был стать чуть более тиражной моделью, чем прежде. Но машине попросту… не повезло.
Доподлинно неизвестно, показали ли образцы ЗИЛ-4102 высшему руководству СССР вживую — но перспективный проект нового легкового автомобиля поддержки из Кремля так и не получил. Версии о причинах того расходятся, и придётся обходиться лишь предположениями: самая широко разошедшаяся из таких легенд — то, что живым "Мише" и "Рае" не понравилось, что в их честь практически в открытую прозвали экспериментальные образцы.
С одной стороны, перспективный ЗИЛ появился, мягко говоря, невовремя. Союз уже начал испытывать ощутимые экономические трудности, и денег на освоение принципиально новой модели ещё и на ЗИЛе уже не было.
Последним, что приговорило проект, стала кампания по борьбе с привилегиями — до нового люксового ЗИЛа советскому руководству уже не было никакого дела. А может, партийные бонзы подумали на пару шагов вперёд, и уже предвкушали скорое освоение иномарок от западных производителей?
"Раиса" чудом выжила: её много лет хранили на заводе, и в бытность ЗИЛа она иногда появлялась на выставках. После того, как ЗИЛ прекратил работу, до недавнего времени её можно было увидеть в закрывшемся "Музее ЗИЛа" в Сокольниках. Музей был организован уже после остановки завода, и все годы поддерживался частным коллекционером — пока стоимость аренды помещения не повысили в пять раз, и экспозицию в Москве не пришлось закрыть в мае.
С недавних пор "Раиса" перебралась в Санкт-Петербург: теперь она украшает зал Экспозиционно-просветительского центра истории автотранспорта Ленинграда, созданного СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — главным автобусным перевозчиком Северной Столицы. Вместе с "Раисой" в АП-1 Петербурга перебрались и многие другие машины из коллекции как самого завода, так и музея в Сокольниках — от АМО Ф-15 и ЗИЛ-127, и до "Синей Птицы" вместе с последними выпущенными лимузинами ЗИЛа.