Сегодня урок в нашей Школе для родителей проводит медицинский психолог ДГБ №1 Заворотько Елена Евгеньевна. Многих детей, которые проходят лечение в нашем учреждении, можно назвать "особенными". Эти дети отличаются от обычных, нормотипичных детей. Они очень заметны, многие воспринимают их как "невоспитанных" и капризных. Эти дети "неудобны" для педагогов в детских садах и школах. Но это тоже дети, у которых есть любящие мама и папа. Родителям таких "особенных" детей приходится пройти этап принятия своего ребенка. Но пройдя этот этап, родители каждого такого ребенка наконец понимают, что только они могут помочь своему малышу. ALL WE NEED IS LOVE или БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА, ЖИТЬ В МОМЕНТЕ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» ❤ Безусловная любовь к своему особенному ребенку – это способность принимать его таким, какой он есть. Нужно осознать, что рождение в семье особенного малыша означает, что именно вы способны ему помочь, именно в вас находится тот огромный потенциал любви, который ему необходим. Этот ребенок пришел в этот мир со своим индивидуальным предназначением и задачами. Возможно, перед вами будущий талантливый поэт, художник, музыкант, спортсмен или компьютерный гений. А быть может, ему суждено своим примером показать, что быть непохожим на других – это не стыдно, и достичь своих целей может каждый. Для того, чтобы раскрыть потенциальные способности вашего ребенка, вам придется развить в себе особую чуткость и наблюдательность, тонкое восприятие внутреннего мира своего малыша. Важно помнить, что особенный ребенок требует присутствия рядом с собой особенных родителей – мудрых, любящих, понимающих, щедрых на душевное тепло и заботу. В свою очередь, ваш особенный ребенок является для вас учителем, вместе с которым вы преодолеваете сложные препятствия на жизненном пути, становясь лучшей версией самих себя. Такой малыш станет для вас источником трансформации и обретения внутренней силы, бесценного духовного опыта. Безусловная любовь и принятие себя в актуальных жизненных обстоятельствах – это начало осмысленного пути. Перестаньте сравнивать себя и своего ребенка с другими, равняясь на некий стандарт, закрепленный в общественном сознании усредненный идеал. Многие родители хотят только одного – вылечить ребенка, сделать его «нормальным». Поймите: ваша основная цель – помочь малышу стать счастливым настолько, насколько позволяют существующие ограничения здоровья. Делайте акцент на уникальности, а не на нормотипичности. Пусть у ребенка будет детство с простыми радостями, возможность совершать свои первые шаги в жизни и учиться, в том числе, на своих ошибках. Гиперопека со стороны родителей будет только тормозить развитие малыша, препятствуя его становлению как полноценной личности. Важно научить ребенка, как жить с его диагнозом и состоянием, объяснить и показать реалии окружающего мира. Вы не сможете всегда и от всего защищать своего особенного ребенка. Обучение сына или дочери навыкам самообслуживания и умению принимать самостоятельные решения – одна из главных задач, которая стоит перед вами. Другая, не менее важная задача – формирование позитивного внутреннего образа «Я» в психике ребенка. Такое развитие самооценки происходит в значительной степени под влиянием того, как воспринимают его родители. Дать своему особенному ребенку запас уверенности в собственных силах возможно только при условии, если сами родители, особенно мама, находятся в ресурсном состоянии. Эти две важнейшие задачи напрямую связаны с успешностью социальной адаптации вашего ребенка и его самореализацией. ❓ Что «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ» родителям особенного ребенка: 1⃣ ✅ МОЖНО обращаться за помощью к специалистам (профессиональным психологам, психотерапевтам), самостоятельно обучаться методам психологической разгрузки и приемам саморегуляции. Тема принятия особенного ребенка для родителей относится к определенной стадии проживания горя: шок, отрицание, гнев, депрессия, за которыми обычно приходит смирение. Однако родители могут «застрять» на одной из стадий, что крайне негативно влияет и на их жизнь, и на жизнь малыша. Эта боль может выливаться в агрессию, нервные срывы. Поэтому родителям так важно заботиться о себе, гармонизировать свое внутреннее состояние. ⛔ НЕЛЬЗЯ отказываться от профессиональной помощи, забывать о собственных потребностях и саморазвитии. 2⃣ ✅ МОЖНО делиться переживаниями с семьей, близкими людьми, единомышленниками, принимать их поддержку и участие. Значительным ресурсом в данном случае могут стать такие же родители особенных детей. Эти люди смогут понять вас, поделиться опытом, посоветовать специалистов для коррекции и развития особенных детей. Рядом с ними вы не будете чувствовать себя одиноко, поймете, как справляться с аналогичными сложностями. ⛔ НЕЛЬЗЯ избегать социальных связей, замыкаться в себе, оставаясь один на один со своей проблемой. 3⃣ ✅ МОЖНО быть терпеливыми по отношению к себе и своим чувствам. Ограничьте свой круг ответственности, поймите, что вы не всесильны. В любом случае вам и вашим близким понадобится время, чтобы свыкнуться с мыслью и осознать, что ребенок - особенный. ⛔ НЕЛЬЗЯ винить во всем себя, считать, что «мы делали что-то не так во время беременности» или «недостаточно хорошо подготовились к родам». 4⃣ ✅ МОЖНО радоваться любому, даже самому маленькому прогрессу в развитии малыша или же одобрять себя за усилия, благодаря которым не наблюдается регресса в состоянии ребенка. Ваша цель – качественный результат, когда ребенок делает что-то уверенно и закрепляет свои достижения. ⛔ НЕЛЬЗЯ формировать нереалистичные ожидания. 5⃣ ✅ МОЖНО жить счастливо в настоящем моменте, «здесь и сейчас», изо дня в день совершенствуясь в великом искусстве и мудрости жизни. Это нелегко, но стремиться к этому необходимо. ⛔ НЕЛЬЗЯ жить в сожалениях о прошлом или в тревогах за будущее. 🎬 Фильмы, рекомендуемые к просмотру: 🔹 «Человек дождя» (1988, США) 🔸 «День восьмой» (1996, Бельгия-Франция-Великобритания) 🔹 «Я – Сэм» (2001, США) 🔸 «Звездочки на небе» (2007, Индия) 🔹 «Я тоже» (2009, Испания) 🔸 «Антон тут рядом» (2012, Россия) 🔹 «Аутизм: Мозг Юго» (2012, Франция) 🔸 «Хороший доктор» (2017, США) 📚 Книга: «Особенные дети: как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» (автор Наталья Керре, 2018)
БУЗОО ДГБ № 1
🔔 Здравствуйте!
Сегодня урок в нашей Школе для родителей проводит медицинский психолог ДГБ №1 Заворотько Елена Евгеньевна.
Многих детей, которые проходят лечение в нашем учреждении, можно назвать "особенными". Эти дети отличаются от обычных, нормотипичных детей. Они очень заметны, многие воспринимают их как "невоспитанных" и капризных. Эти дети "неудобны" для педагогов в детских садах и школах. Но это тоже дети, у которых есть любящие мама и папа. Родителям таких "особенных" детей приходится пройти этап принятия своего ребенка. Но пройдя этот этап, родители каждого такого ребенка наконец понимают, что только они могут помочь своему малышу.
ALL WE NEED IS LOVE или БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА, ЖИТЬ В МОМЕНТЕ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»
❤ Безусловная любовь к своему особенному ребенку – это способность принимать его таким, какой он есть. Нужно осознать, что рождение в семье особенного малыша означает, что именно вы способны ему помочь, именно в вас находится тот огромный потенциал любви, который ему необходим. Этот ребенок пришел в этот мир со своим индивидуальным предназначением и задачами. Возможно, перед вами будущий талантливый поэт, художник, музыкант, спортсмен или компьютерный гений. А быть может, ему суждено своим примером показать, что быть непохожим на других – это не стыдно, и достичь своих целей может каждый. Для того, чтобы раскрыть потенциальные способности вашего ребенка, вам придется развить в себе особую чуткость и наблюдательность, тонкое восприятие внутреннего мира своего малыша. Важно помнить, что особенный ребенок требует присутствия рядом с собой особенных родителей – мудрых, любящих, понимающих, щедрых на душевное тепло и заботу. В свою очередь, ваш особенный ребенок является для вас учителем, вместе с которым вы преодолеваете сложные препятствия на жизненном пути, становясь лучшей версией самих себя. Такой малыш станет для вас источником трансформации и обретения внутренней силы, бесценного духовного опыта.
Безусловная любовь и принятие себя в актуальных жизненных обстоятельствах – это начало осмысленного пути. Перестаньте сравнивать себя и своего ребенка с другими, равняясь на некий стандарт, закрепленный в общественном сознании усредненный идеал. Многие родители хотят только одного – вылечить ребенка, сделать его «нормальным». Поймите: ваша основная цель – помочь малышу стать счастливым настолько, насколько позволяют существующие ограничения здоровья. Делайте акцент на уникальности, а не на нормотипичности. Пусть у ребенка будет детство с простыми радостями, возможность совершать свои первые шаги в жизни и учиться, в том числе, на своих ошибках. Гиперопека со стороны родителей будет только тормозить развитие малыша, препятствуя его становлению как полноценной личности. Важно научить ребенка, как жить с его диагнозом и состоянием, объяснить и показать реалии окружающего мира. Вы не сможете всегда и от всего защищать своего особенного ребенка. Обучение сына или дочери навыкам самообслуживания и умению принимать самостоятельные решения – одна из главных задач, которая стоит перед вами. Другая, не менее важная задача – формирование позитивного внутреннего образа «Я» в психике ребенка. Такое развитие самооценки происходит в значительной степени под влиянием того, как воспринимают его родители. Дать своему особенному ребенку запас уверенности в собственных силах возможно только при условии, если сами родители, особенно мама, находятся в ресурсном состоянии. Эти две важнейшие задачи напрямую связаны с успешностью социальной адаптации вашего ребенка и его самореализацией.
❓ Что «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ» родителям особенного ребенка:
1⃣ ✅ МОЖНО обращаться за помощью к специалистам (профессиональным психологам, психотерапевтам), самостоятельно обучаться методам психологической разгрузки и приемам саморегуляции. Тема принятия особенного ребенка для родителей относится к определенной стадии проживания горя: шок, отрицание, гнев, депрессия, за которыми обычно приходит смирение. Однако родители могут «застрять» на одной из стадий, что крайне негативно влияет и на их жизнь, и на жизнь малыша. Эта боль может выливаться в агрессию, нервные срывы. Поэтому родителям так важно заботиться о себе, гармонизировать свое внутреннее состояние.
⛔ НЕЛЬЗЯ отказываться от профессиональной помощи, забывать о собственных потребностях и саморазвитии.
2⃣ ✅ МОЖНО делиться переживаниями с семьей, близкими людьми, единомышленниками, принимать их поддержку и участие. Значительным ресурсом в данном случае могут стать такие же родители особенных детей. Эти люди смогут понять вас, поделиться опытом, посоветовать специалистов для коррекции и развития особенных детей. Рядом с ними вы не будете чувствовать себя одиноко, поймете, как справляться с аналогичными сложностями.
⛔ НЕЛЬЗЯ избегать социальных связей, замыкаться в себе, оставаясь один на один со своей проблемой.
3⃣ ✅ МОЖНО быть терпеливыми по отношению к себе и своим чувствам. Ограничьте свой круг ответственности, поймите, что вы не всесильны. В любом случае вам и вашим близким понадобится время, чтобы свыкнуться с мыслью и осознать, что ребенок - особенный.
⛔ НЕЛЬЗЯ винить во всем себя, считать, что «мы делали что-то не так во время беременности» или «недостаточно хорошо подготовились к родам».
4⃣ ✅ МОЖНО радоваться любому, даже самому маленькому прогрессу в развитии малыша или же одобрять себя за усилия, благодаря которым не наблюдается регресса в состоянии ребенка. Ваша цель – качественный результат, когда ребенок делает что-то уверенно и закрепляет свои достижения.
⛔ НЕЛЬЗЯ формировать нереалистичные ожидания.
5⃣ ✅ МОЖНО жить счастливо в настоящем моменте, «здесь и сейчас», изо дня в день совершенствуясь в великом искусстве и мудрости жизни. Это нелегко, но стремиться к этому необходимо.
⛔ НЕЛЬЗЯ жить в сожалениях о прошлом или в тревогах за будущее.
🎬 Фильмы, рекомендуемые к просмотру:
🔹 «Человек дождя» (1988, США)
🔸 «День восьмой» (1996, Бельгия-Франция-Великобритания)
🔹 «Я – Сэм» (2001, США)
🔸 «Звездочки на небе» (2007, Индия)
🔹 «Я тоже» (2009, Испания)
🔸 «Антон тут рядом» (2012, Россия)
🔹 «Аутизм: Мозг Юго» (2012, Франция)
🔸 «Хороший доктор» (2017, США)
📚 Книга:
«Особенные дети: как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» (автор Наталья Керре, 2018)