ПЕОНЫ.

Размер, который, как мы раньше думали, нам не понадобится.
Мы были уверены, что пеоны и пентоны нам не нужны.
Может пентоны и не понадобятся, но сталкиваемся с ПЕОНАМИ.
Сначала была одна встреча с пеоном в стихе участницы, но мы приняли это за исключение и случайность.
А потом... как говаривал незабвенный В. С. Черномырдин «Никогда такого не было и вот опять...»
Были у нас сомнения выставлять тему о пеонах или подождать, но столкнулись с пеоном в стихе одного из наших участников. Там был порожек, но его нельзя обнаружить не зная про пеоны. Пеоны редко используются, но, чтобы вы понимали, в чём дело, если столкнётесь с ними, постарайтесь разобраться.
Итак ... ПЕОН - это ЧЕТЫРЁХсложный размер, в котором ритм идёт через три слога на четвёртый.
Всего пеонов четыре.
Расцифровка:
Пеон1 1-5-9...
Пеон2 2-6-10..
Пеон3 3-7-12...
Пеон4 4-8-12...
Хотелось бы уточнить, что пеоны не всеми стиховедами признаются в русском стихосложении.
Дело в том, что, как ни крути, а в расцифровке они всё же могут являтся хореями и ямбами. Мы можем разобрать пример из классики.
Мы возьмём то, что точно знаем, является вторым пеоном:
Не дУмай о секУндах свысокА. 2-6-10
НастУпит время, сАм поймешь, навЕрное,- 2-6-10
СвистЯт они,
как пУли у вискА, 2-6-10
МгновЕния, мгновЕния, мгновЕния.2-6-10
То есть это второй пеон.
Но ведь цифрами это и так можно записать:
Не дУмай О секУндах свЫсокА. 2-4-6-8-10
НастУпит врЕмя, сАм поймЁшь, навЕрноЕ 2-4-6-8-10-12
СвистЯт онИ,
как пУли У вискА, 2-4-6-8-10
МгновЕниЯ, мгновЕниЯ, мгновЕниЯ. 2-4-6-8-10-12
Получается, что он и ямбом является.
Надо сказать о том, что не все признают пеон размером. Процитирую:
«В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедами.»
Наверное, если специалисты не могут придти к одному выводу о том, признавать ли пеон отдельным размером, то и у нас мнения могут разойтись.
Но некоторые обстоятельства заставляют считать пеон отдельным размером.
Возьмём строфу стихотворения "Русалка" одного из самодеятельных авторов.
(До редактирования)
За тихой рощей, я ловила счастье.
Всё для меня, как в дивной сказке было.
Я отдалась ему, сгорая в жаркой страсти...
Я повторюсь - я так его любила!
(После редактирования)
За рощицей своё ловила счастье.
Как в дивной сказке всё происходило!
Ему я отдалась, сгорая страстью...
Любила я его... Я так любила!
Кому-то видна разница в звучании?
Слова почти не изменились, рифма везде одна и та же - женская.
А звучание разное потому, что пеонный ритм разный.
Если допускаем пеоны, то получаем вот что:
За тихой рОщей, я ловИла счастье. П4
Всё для менЯ, как в дивной скАзке было. П4
Я отдалАсь ему, сгорАя в жаркой стрАсти... П4
Я повторЮсь - я так его любИла! П4
( Никак не сходилась по звучанию с первой строфой:
А я парней давно тащила пОд воду
Из омута притягивая взглядом.
Отдельного не нужно было повода,
Инстинкт уже, я мщу, мне это надо.)
И другое дело строфа переделанная.
За рОщицей своЁ ловила счАстье. 2-6-10 П2
Как в дИвной сказке всЁ происходИло! П2
ЕмУ я отдалАсь, сгорая стрАстью...П2
ЛюбИла я егО... Я так любИла!П2
Вам не кажется, что есть отличие?
Теперь примеры других пеонов. Так, как мы пеонами не пишем, то возьмём примеры из интернет-источников.
Пеон1:
Спите, полу|мёртвые у|вядшие цве|ты,
Так и не уз|навшие рас|цвета красо|ты,
Близ путей за|езженных взро|щённые. Твор|цом,
Смятые не|видевшим тя|жёлым коле|сом.
В час, когда все |празднуют рож|дение вес|ны,
В час, когда сбы|ваются не|сбыточные| сны,
Всем дано бе|зумствовать, лишь |вам одним нель|зя,
Возле вас рас|кинулась за|клятая сте|зя.
(Бальмонт)
Пеон2 мы рассмотрели в Русалке
Пеон3:
Не грустИ мой /свет! Мне грУстно и /самой,
Что давно я /не видала/ся с тобой, -
Муж ревнивый/ не пускает/ никуда;
Отвернусь лишь,так/ и он идет/ туда.
А.П.Сумароков,1770
Пеон4:
Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, а в 20 веке у А.С.Кушнера:
Одну минУ/точку, я что/ хотел спросить:
Легко ли ГОф/ману три И/мени носИть?
О, горевАть/ и уставАть/ за трех людЕй
Тому, кто Эрнст/,и ТеодОр/, и АмадЕй.
...
"Гофман"
******
P.S.
Позже, когда тема была уже готова, попался пеон у участника группы "Опусы" Михаила Сборщика и мы решили этот пример добавить в тему:
Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой,
Изящной туфелькой ступила на крыльцо,
Вы были в этот миг, так грациозно гибкой,
И он,смеясь,надел на палец вам кольцо.
Никак не получалось понять, почему слышится ошибка в «туфелькой».
Вроде всё верно по иктам.
Только позже поняли, что это не ямб, а пеон и ударение должно быть туфелькОй в этом случае.
Это случай, когда ямб точно не проходил.
окИнув, всё вокрУг загадочнОй улыбкой, 2-6-10
изЯщной туфелькОй ступИла на крыльцО
Но должно быть тУфелькой
Автор Михаил Сборщик скорректировал строфу под пеон и она стала звучать хорошо.
Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой,
ИЗЯЩНО И ЛЕГКО СТУПИЛИ НА КРЫЛЬЦО...
Видите, как хорошо зазвучало в этом варианте?!
***
Потому придётся нам и пеоны учитывать.
Кажется, что пеон нам надо признать.
Вот только отдельный размер он или подразмер хорея и ямба?!
Пусть в этом спецы разбираются, на то они и спецы. Нам, скорее всего, надо учитывать пеоны, просто не ставить их во главу угла.
Но ни кто, и ни что не может помешать желающим поэкспериментировать с пеонами.
Источник: материалы в интернете.

Комментарии