Комментарии
- Предыдущие комментарии
- В начало
- 8 сен 2023 16:58Ты тему не очень внимательно смотрела, там это есть
- 8 сен 2023 16:59Я смотрела- но мне так легче ориентироваться
- 8 сен 2023 17:01Что так или не так? Я туплю и не понял, про что ты.
- 8 сен 2023 17:05Смотри, как у нас размеры идут:
Двухсложные через один на второй (1-3-5... и 2-4-6...)
Трёхсложные через две (1-4-7... 2-5-8... 3-6-9...)
Четырёхсложные через три на четвёртый (1-5-9... 2-6-10... 3-7-11.. 4-9-12...) - 8 сен 2023 17:06вот тут пеоны затесались?
Слились в гармонию одну:
И женщина с глазами кошки
И кошка серая у входа
На обозрение народа.
Пытливо, как это возможно
На нас взирают осторожно.
Друг с другом схожие немножко.
И разделять их ни к чему. - 8 сен 2023 17:10Честно говоря, не очень тут пеоном, но четвёртая строка похожа на П4.
- 8 сен 2023 17:15Надин, но ты всё жи инфу про пеоны видела и может тебе это поможет, если столкнёшься при написании стиха на то, что везде ямб, а не читается.
- 8 сен 2023 17:16сталкивалась - использую инверсию или вообще меняю рифмующиеся строки
- Комментарий удалён.
- 8 сен 2023 17:52Как я поняла, чистые пеоны встречаются редко.
даже пример придумать не сумела... грустно.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
АЗЫ ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ ОТ ЧАЙНИКА
ПЕОНЫ.
Размер, который, как мы раньше думали, нам не понадобится.
Мы были уверены, что пеоны и пентоны нам не нужны.
Может пентоны и не понадобятся, но сталкиваемся с ПЕОНАМИ.
Сначала была одна встреча с пеоном в стихе участницы, но мы приняли это за исключение и случайность.
А потом... как говаривал незабвенный В. С. Черномырдин «Никогда такого не было и вот опять...»
Были у нас сомнения выставлять тему о пеонах или подождать, но столкнулись с пеоном в стихе одного из наших участников. Там был порожек, но его нельзя обнаружить не зная про пеоны. Пеоны редко используются, но, чтобы вы понимали, в чём дело, если столкнётесь с ними, постарайтесь разобраться.
Итак ... ПЕОН - это ЧЕТЫРЁХсложный размер, в котором ритм идёт через три слога на четвёртый.
Всего пеонов четыре.
Расцифровка:
Пеон1 1-5-9...
Пеон2 2-6-10..
Пеон3 3-7-12...
Пеон4 4-8-12...
Хотелось бы уточнить, что пеоны не всеми стиховедами признаются в русском стихосложении.
Дело в том, что, как ни крути, а в расцифровке они всё же могут являтся хореями и ямбами. Мы можем разобрать пример из классики.
Мы возьмём то, что точно знаем, является вторым пеоном:
Не дУмай о секУндах свысокА. 2-6-10
НастУпит время, сАм поймешь, навЕрное,- 2-6-10
СвистЯт они,
как пУли у вискА, 2-6-10
МгновЕния, мгновЕния, мгновЕния.2-6-10
То есть это второй пеон.
Но ведь цифрами это и так можно записать:
Не дУмай О секУндах свЫсокА. 2-4-6-8-10
НастУпит врЕмя, сАм поймЁшь, навЕрноЕ 2-4-6-8-10-12
СвистЯт онИ,
как пУли У вискА, 2-4-6-8-10
МгновЕниЯ, мгновЕниЯ, мгновЕниЯ. 2-4-6-8-10-12
Получается, что он и ямбом является.
Надо сказать о том, что не все признают пеон размером. Процитирую:
«В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедами.»
Наверное, если специалисты не могут придти к одному выводу о том, признавать ли пеон отдельным размером, то и у нас мнения могут разойтись.
Но некоторые обстоятельства заставляют считать пеон отдельным размером.
Возьмём строфу стихотворения "Русалка" одного из самодеятельных авторов.
(До редактирования)
За тихой рощей, я ловила счастье.
Всё для меня, как в дивной сказке было.
Я отдалась ему, сгорая в жаркой страсти...
Я повторюсь - я так его любила!
(После редактирования)
За рощицей своё ловила счастье.
Как в дивной сказке всё происходило!
Ему я отдалась, сгорая страстью...
Любила я его... Я так любила!
Кому-то видна разница в звучании?
Слова почти не изменились, рифма везде одна и та же - женская.
А звучание разное потому, что пеонный ритм разный.
Если допускаем пеоны, то получаем вот что:
За тихой рОщей, я ловИла счастье. П4
Всё для менЯ, как в дивной скАзке было. П4
Я отдалАсь ему, сгорАя в жаркой стрАсти... П4
Я повторЮсь - я так его любИла! П4
( Никак не сходилась по звучанию с первой строфой:
А я парней давно тащила пОд воду
Из омута притягивая взглядом.
Отдельного не нужно было повода,
Инстинкт уже, я мщу, мне это надо.)
И другое дело строфа переделанная.
За рОщицей своЁ ловила счАстье. 2-6-10 П2
Как в дИвной сказке всЁ происходИло! П2
ЕмУ я отдалАсь, сгорая стрАстью...П2
ЛюбИла я егО... Я так любИла!П2
Вам не кажется, что есть отличие?
Теперь примеры других пеонов. Так, как мы пеонами не пишем, то возьмём примеры из интернет-источников.
Пеон1:
Спите, полу|мёртвые у|вядшие цве|ты,
Так и не уз|навшие рас|цвета красо|ты,
Близ путей за|езженных взро|щённые. Твор|цом,
Смятые не|видевшим тя|жёлым коле|сом.
В час, когда все |празднуют рож|дение вес|ны,
В час, когда сбы|ваются не|сбыточные| сны,
Всем дано бе|зумствовать, лишь |вам одним нель|зя,
Возле вас рас|кинулась за|клятая сте|зя.
(Бальмонт)
Пеон2 мы рассмотрели в Русалке
Пеон3:
Не грустИ мой /свет! Мне грУстно и /самой,
Что давно я /не видала/ся с тобой, -
Муж ревнивый/ не пускает/ никуда;
Отвернусь лишь,так/ и он идет/ туда.
А.П.Сумароков,1770
Пеон4:
Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, а в 20 веке у А.С.Кушнера:
Одну минУ/точку, я что/ хотел спросить:
Легко ли ГОф/ману три И/мени носИть?
О, горевАть/ и уставАть/ за трех людЕй
Тому, кто Эрнст/,и ТеодОр/, и АмадЕй.
...
"Гофман"
******
P.S.
Позже, когда тема была уже готова, попался пеон у участника группы "Опусы" Михаила Сборщика и мы решили этот пример добавить в тему:
Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой,
Изящной туфелькой ступила на крыльцо,
Вы были в этот миг, так грациозно гибкой,
И он,смеясь,надел на палец вам кольцо.
Никак не получалось понять, почему слышится ошибка в «туфелькой».
Вроде всё верно по иктам.
Только позже поняли, что это не ямб, а пеон и ударение должно быть туфелькОй в этом случае.
Это случай, когда ямб точно не проходил.
окИнув, всё вокрУг загадочнОй улыбкой, 2-6-10
изЯщной туфелькОй ступИла на крыльцО
Но должно быть тУфелькой
Автор Михаил Сборщик скорректировал строфу под пеон и она стала звучать хорошо.
Окинув, всё вокруг загадочной улыбкой,
ИЗЯЩНО И ЛЕГКО СТУПИЛИ НА КРЫЛЬЦО...
Видите, как хорошо зазвучало в этом варианте?!
***
Потому придётся нам и пеоны учитывать.
Кажется, что пеон нам надо признать.
Вот только отдельный размер он или подразмер хорея и ямба?!
Пусть в этом спецы разбираются, на то они и спецы. Нам, скорее всего, надо учитывать пеоны, просто не ставить их во главу угла.
Но ни кто, и ни что не может помешать желающим поэкспериментировать с пеонами.
Источник: материалы в интернете.