Влияние собственных ударений в словах на ритм.
Нам надо понимать, что есть собственное ударение в слове, а есть ритмическое (икты).
У каждого слова есть своё ударение. Это мы проходили ещё в школе и помним, что это такое. Вот эти ударения и есть собственное ударение в слове. Мы помним и про икты - ритмические ударения в стихах.
Мы собственные ударения не меняем. Вообще-то, это допустимо иногда (инверсия ударения), но
а) как исключение;
б) если требует смысл (обычно в шуточных)
и его надо обязательно выделять, чтобы читатель видел инверсию и читал так, как задумал автор.
Но в словах только один ударный слог, а ритмических больше.
Рассмотрим строчки, наверняка, всем нам знакомые:
увядАнья зОлотом охвАченный, (3 ударных слога)
я не бУду бОльше молодЫм.(3 ударных слога)
Выделены прописной собственные ударения слов.
Но в стихах ударений в слове может быть несколько.
Это ритмические ударения (икты).
Теперь прописными выделим икты:
УвядАнья зОлотОм охвАченнЫй, (6 слогов с ритмическим ударением то есть шесть стоп)
Я не бУду бОльше мОлодЫм.( 5 слогов с ритмическим ударением и пять стоп).
А теперь посмотрим строфу О. Белова
За окошком ветер воет,
Прошлое смывает дождь.
Я сегодня не с тобою.
Ты меня уже не ждёшь.
Как читается?
Ничего не смущает?
Если у кого-то сбоит "Прошлое", то он прав и тут именно это слово сбивает. Чтобы попасть в размер, приходится усиливать не ударную Е.
Почему, ведь икты строго идут?
зА окОшком вЕтер вОет, 1-3-5-7
прОшлоЕ смывАет дОждь. 1-3-5-7
Я сегОдня нЕ с тобОю. 1-3-5-7
тЫ менЯ ужЕ не ждЁшь. 1-3-5-7
А, вот, если прочитать изменив ударение в слове "прОшлое" и прочитать, как "прошлоЕ", то звучать будет без сбоя. Ритмические ударения не меняются, но звучит лучше.
Автору пришлось переделывать строфу. Стало вот так:
Меж берЁзок ветер воет,
Грусть о прОшлом мочит дождь.
Я сегОдня не с тобою,
Ты менЯ уже не ждёшь.
Выделил собственные ударения, которые в строках стоят на третьем слоге.
К чему это всё?
Да к тому, что ритм ритмом, но надо учитывать и собственные ударения, ведь именно они задают ритм и, как они стоят в первой строфе, так и по всем строфам надо соблюдать порядок собственных ударений.
Есть у кого-нибудь мысли по этому поводу?
Вопросы, мысли, идеи?
.
Сыпят тучи снеговое крошево,
Мёрзнет за дорогой старый вяз.
Выдерни, прошу, меня из прошлого,
В нём и в безнадёге я увяз.
.
Не читалось у меня.
Оказалось, что дело в ударении. Лучше читается, если инверсировать его.
.
Сыпят тучи снЕговое крошево,
Мёрзнет за дорогой старый вяз.
Выдерни, прошу, меня из прошлого,
В нём и в безнадёге я увяз.
.
И получился пеон1. Потому и не читалось у меня вначале.