Тропы.

Эпитет.
ТРОПЫ
Арсенал художника широк. Для создания эффектной картины мастер пользуется множеством красок, которые наносит на бумагу, холст или сырую штукатурку, если речь идет о фреске. Он может ваять из глины или высекать сюжеты из мрамора.

Главным же орудием писателя или поэта является слово. Но не следует думать, что инструментарий художника слова скуден и однообразен, ведь слова могут применять в переносном значении, служить намёком, менять окраску и интонацию в зависимости от того, где находится и с какими словами соседствует, и многое другое. В науке эти возможности используются в рамках и риторических фигур.

Из словаря литературных терминов: «Троп (от греческого «tropos» - «оборот») – это стилистический термин, обозначающий перенесение смыслов слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении».

В науке нет единого мнения о классификации тропов. Одни исследователи относят к тропам некоторые риторические фигуры (каламбуры и др.), другие считают такие обороты, как эпитет, относящимися к фигурам. Обычно к тропам относят следующие конструкции:
🔸Эпитет
🔸Аллегория
🔸Гипербола
🔸Литота (обратная гипербола)
🔸Метафора
🔸Олицетворение
🔸Сравнение
🔸Эвфемизм
Некоторые из этих тропов мы рассмотрим в наших последующих темах, а сегодня
ЭПИТЕТ

Термин «эпитет» происходит от греческих слов «epi» - «на» и «tithemi» - «помещаю». Эпитет представляет собой определение при определяемом слове.

Это не просто прилагательное или наречие, которое раскрывает какую-либо особенность или сторону предмета, явления или персонажа. С помощью этой стилистической фигуры можно сформировать у читателя позитивное или негативное отношение к описываемому предмету и вызвать определенные эмоции. Эпитеты широко используются не только в выразительной поэтической речи, но и прижились в повседневном языке.

Чаще всего эпитеты выражаются посредством имен прилагательных (бирюзовые глаза), реже в этом качестве используются имена существительные (час разлуки), наречия (страстно мечтал), числительные (второе дыхание), местоимения («да, говорят, еще какие…»), причастные обороты и деепричастные обороты («резвяся и играя…») и даже глаголом (желание забыться).

Эпитеты использовали в речи с самых давних времён. Живописные характеристики различных вещей и предметов можно встретить в самых ранних письменных источниках – древних шумерских поэмах и древнеегипетских папирусах.

Античная лирика изобилует изысканными эпитетами. Ниже приведен пример из стихов знаменитой древнегреческой поэтессы Сафо (VI в. до н.э.)

Широко используются эпитеты в русском средневековом героическом эпосе, былинах и сказаниях.

Традиция дополнять и украшать стихотворения сохраняется и в более позднее время. Поэты русского Золотого века, словно разноцветными драгоценными камнями, инкрустируют свои произведения изящными эпитетами.

В пришедших на смену классической лирике творениях Серебряного века переосмысливались самые основы поэтического языка. Но авторы новой эпохи не избегали в своих произведениях использовать эффектные характеристики. Не чужды эпитеты и современным поэтам, они стали менее цветастыми, но свою функцию сохранили.

Таким образом, мы видим, что эпитеты являются, почти неотъемлемой частью как обыденной, так и литературной речи, с которой мы сталкиваемся ежедневно.
🔹
Радужно-престольная Афродита,
Зевса дочь бессмертная, кознодейка!
Сердце не круши мне тоской-кручиной!
Сжалься, богиня!

Стала не червонную колесницу;
Словно вихрь, несла её быстрым лётом,
Крепкокрылая, над землёю тёмной
Стая голубок.
(«Гимн Афродите», перевод Вяч.Иванова.)
🔹
По славной матушке Волге-реке,
А гулял Садко молодец тут двенадцать лет,
Никакой над собой притки* и скорби
Садко не видовал,
А всё молодец во здоровье пребывал,
Захотелось молодцу побывать во Нове-городе*,
Отрезал хлеба великой сукрой*,
А и солью насолил,
Его в Волгу опустил…
(«Садко богатый гость», «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», автор Кирша Данилов.)
🔹
В осещении лунном мутненьком,
Проникающим сквозь окно,
Небольшим орбитальным спутником
Бог снимает про нас кино.

Из Его кружевного вымысла
Получился сплошной макабр.
Я такая большая выросла,
Что едва помещаюсь в кадр.
(«В освещении лунном мутненьком…» Вера Полозкова)
🔹
О, океана золотая, –
Крещенский солнечный восход!
Скользит, как вздох Эола, тая
По скатогориям Алтая
Победоносный лыжеход.
Снега, снега, - как беломорье…
Восход бестепел. Вдоль полян
Метёт предутренник с нагорья…
(«Алтайский гимн», Игорь Северянин.)
🔹
Ты мотыльковыми крылами
Порхая перед ним –
То меж душистыми цветами,
То над ручьём златым, -

Его манила вверх утёса
С гранита на гранит,
Где в бездну с мрачного навеса
Седой поток шумит.
(«К Фантазии», А.А. Дельвиг)

Источник: #ОпусыПоэзия_Тропы

Комментарии

Комментариев нет.