«ПУСТЬ УЧЕНИКИ ПРЕВЗОЙДУТ»: В МАСТЕРСКОЙ ҚЫЛЫШБЕКА ҚҰРМАНТЕГІ ВСЕГДА КИПИТ РАБОТА

Национальное наследие должно жить, меняться и передаваться из рук в руки
Любимое место для Қылышбека Құрмантегі – мастерская. В ней всегда пахнет деревом, кожей и раскаленным металлом. Тут время течет по-другому. Его отмеряет не тиканье часов, а скрип стамески, ритмичный удар молотка и шелест бумаги под карандашом.
Недавно ему исполнилось шестьдесят, и этот юбилей он встречал не за праздничным, а за рабочим столом, создавая очередное чудо – национальную камшу, украшенную серебром, которая, как говорит сегодня молодое поколение, в тренде. Қылышбек – хранитель целой династии мастеров. Его предок, известный кузнец, резчик по дереву и ювелир Құлмағанбет Байбақыұлы (1827-1893 гг.) в свое время прославился далеко за пределами Сарыарки. В 1883 году на выставке в Омске его работу запечатлел французский фотограф Буланже. Теперь старое черно-белое фото, как и сделанный рукой предка резной ожау для кумыса из корня березы, не один год занимают почетные места на стене в мастерской.
– Этот ожау для меня очень ценен. Ему больше 140 лет. Копию мы смогли приобрести только в 1995 году у сотрудников Омского музея, заплатив немалые деньги. А седло, сундуки, ювелирные украшения, резная мебель, двенадцатикрылая юрта остались там. К сожалению, их нам не вернули. Но даже этот единственный предмет – связь с моими корнями, которая доказывает, что наше ремесло достойно мировых выставок, – говорит мастер, проводя ладонью по гладкой поверхности, отполированной временем.
Путь мастера в мир искусства начался со скромного сапожного дела. Потом появилась тяга к дереву. Переломным моментом стал конкурс мастеров в честь 135-летия Мәшһүр Жүсіпа Көпейұлы. Тогда он получил «Гран-при» и был приглашен на казахский курултай.
– После курултая меня тепло встретил тогдашний аким Павлодарской области Ғалымжан Жақиянов. Он выделил мне здание бывшей восьмилетней школы под мастерскую. Но, к большому сожалению, случилось несчастье. В пожаре сгорели инструменты и все то, что я создал своими руками. После этих потрясений долгое время не прикасался к ремеслу, а затем переехал в Павлодар и занялся изготовлением мебели. Только через некоторое время я постепенно вернулся к настоящей страсти – ручной работе с национальными предметами. С тех пор не выпускаю из рук стамеску, – поделился он.
Три года назад в Караганде открылся национальный центр декоративно-прикладного искусства «Атамұра», которым с первых дней руководит Қылышбек Құрмантегі. За этот период через мастерскую прошли десятки учеников.
– В самом начале приходило около шестидесяти ребят. Потом остались двадцать самых упорных и старательных. Есть ученики из Караганды, Абая, Сарани. Издалека тоже приезжали, например двое ребят из Ұлытау, Серик и Ерғазы. Они преодолели 600 километров, лишь бы учиться. Теперь уже собираются открыть собственные мастерские, – с гордостью рассказывает наставник.
В «Атамұра» можно научиться многому. Начиная от изготовления домбры, сундуков и кебеж до камшей, ножей, седел и ювелирных украшений. Молодые люди знакомятся как с техникой, так и с философией ремесла, при этом проявляя терпение, уважение к материалу, истории каждого предмета.
– Пожалуй, моя главная цель – чтобы мои ученики превзошли меня. Считаю, только так можно развивать национальное искусство, – уверен мастер.
В углу мастерской стоят несколько старых домбр с облупившимся лаком, треснувшими деками, а то и вовсе без струн. Возможно, для кого-то это обычный хлам, но не для мастера.
– В конце прошлого года карагандинец Сәкен Келдібаев наткнулся на безжалостно выброшенную прямо в мусорку домбру. Принес ее ко мне на реставрацию. Когда я вернул отремонтированный инструмент заказчику, то он был безмерно удивлен и счастлив, – с радостью рассказывает он.
Сам Сәкен Келдібаев подтверждает:
– Когда услышал звонкий голос вновь оживившего инструмента, я не мог сдержать эмоций. Без конца благодарил и желал мастеру долгих лет и сил, ведь он возвращает к жизни не только вещи, а дорогую память, связанную с ними.
И это не единственный пример. К Қылышбеку Құрмантегі несут старые седла, уздечки, сундуки, семейные реликвии, оставшиеся от дедов. После кропотливой работы вещи сияют как новые. Несмотря на все успехи, у мастера есть заветная мечта.
– Во время путешествия в Китай я видел уникальное здание в форме трехэтажной юрты, которое построили казахи, живущие там. Внутри трудятся мастера всех направлений – кузнецы, резчики, портные и т.д. Каждый занят своим делом, и все происходит в одном помещении. Как же я хочу, чтобы и у нас тоже появился похожий центр, – делится он.
Сегодня мастер одновременно руководит центром, обучает учеников и сам продолжает творить. В родном Баянауле он восстановил старинную семейную кузницу. Для мехов горна привез из Турции особую толстую кожу, которой в нашей стране просто не найти. В этом году планирует запустить кузню и устроить поминальный обед в честь предков.
– Национальное искусство ни при каких обстоятельствах нельзя бросать. Наследие должно жить, меняться и передаваться из рук в руки, – убеждает нас уважаемый мастер, возвращаясь к верстаку.
В мастерской кипит работа. Қылышбек Құрмантегі чинит корпус старой домбры, двое его учеников вытачивают середину деревянного блюда. Казалось бы, нет спешки, но зато есть редкое чувство гордости за то, что становишься проводником истории.

Комментарии

Комментариев нет.