В славянской традиции существует загадочная модель мира, пронизанная мифологическими и эзотерическими элементами. Эта мифопоэтическая система представлений о мире раскрывает нам взаимосвязь основных пространственных и временных координат, описывая мир дохристианской славянской традиции, фольклор и христианскую книжную традицию. Однако, в аутентичном виде дохристианская славянская модель мира осталась недоступной для нашего понимания, и мы можем лишь реконструировать ее на основе различных источников.
В славянской фольклорной представлении земля держится на могучих существах, будь то животные или рыбы. Некоторые верят, что она укреплена на трех китах, которые плывут в океане, а дно океана опирается на железный столп. И этот столп, в свою очередь, стоит на неугасимом огне, который можно сравнить с адом и прочими мистическими сущностями. Землетрясения, по верованиям, возникают из-за движения одного из китов или рыбы, на которых держится земля. В одном из мифов, записанных Афанасьевым, мир держится на семи китах, но потом трое из них ушли, а еще один умер, так что осталось всего три кита, что и объясняет нестабильность мира. Этот мотив также схож с мифами в других культурах, где падение одного из "столпов мира" может вызвать катастрофу. Такое распределение китов (3 + 1 + 3) может свидетельствовать о множественности миров - три были до нашего и три будут после нашего. Этот аналогичный мотив можно найти у индейцев хопи или в учении о пяти мирах у бамбара. Чтобы предотвратить разрушение мира, его обвивает Змей, что символизирует постоянную угрозу со стороны одного из творцов. Аналогичный мотив присутствует и в скандинавской мифологии, где появляется мировой змей Ёрмунганд.
Купол мира в славянской традиции сотворен из камня, иногда из кремния. Это объясняет возникновение молнии, ведь камень является символом застывшего времени. Небесная твердь сравнивается с каменным сводом, состоящим из трех, семи, девяти сводов и т.д., или же с глиняным сосудом, крышкой и другими предметами. В некоторых преданиях говорится, что небо изначально находилось низко над землей, но было оттолкнуто косцом или пахарем, осквернителями божьего дара - хлеба.
У славянская вера включает в себя также представления о загробном мире и путешествии душ умерших. Согласно верованиям, души умерших путешествуют в загробный мир по мосту, который по ночам является Млечным Путем, а днем - радугой. В материалах Марии Гладышовой Млечный Путь называется "Путем Души" или "Путем Войска", и говорится, что он усыпан звездной пылью. Еще одной осью мира, связывающей различные миры, является Родовое дерево, которое имеет глубокую связь с предками. Считалось, что имя умершего также является его личностью и существует, пока кто-то его помнит. Когда имя забывается, душа присоединяется к безымянной группе душ. Души, находящиеся в загробном мире, могут вернуться на землю при лучах солнца.
В славянской традиции мировые деревья могли также представлять собой мировые горы. Горы всегда считались магическими местами, где возведены храмы и проводятся обряды. Особенно почитались такие горы, как Сьленжа, Тумский холм, Киевский холм или Лыса Гура. Черногорцы называли гору Дурмитор "Голубым столпом", а словаки считали святой горой Кривань. В древнерусской культуре говорили, что "из воды первой показалась высокая гора Триглав".
В русском духовном стихе "Стих о Голубиной книге" описана фольклорная космография, которая раскрывает сакральные элементы вселенной и ее устройства. В этом стихе Иерусалим представлен как "пуп земли", а главный храм - храм Воскресения Христа, возведенный на Голгофе. "Белый царь" символизирует высшую власть, а "Святая Русь" - все земли, которые являются матерью. Фаворская гора (Сионская гора) считается матерью всех гор, а кипарис - матерью всех деревьев, так как из него был вырезан крест, на котором распят Христос. Адамова голова является матерью всех голов. В стихе также упоминаются море, озеро, река, рыба, птица, зверь, камень, трава. Камень Алатырь считается отцом всех камней, а плакун-трава, выросшая из слез Богородицы, - матерью всех трав. Океан считается отцом всех морей, а кит-рыба - матерью всех рыб (ведь земля держится на трех или семи китах). Индрик (единорог) - отец всех зверей и так далее.
Эта загадочная мифологическая модель мира славян пронизана тайнами и символами, которые глубоко влияли на культуру и верования народа. Верования в связь с миром животных, силой природы и загробным миром отражают богатство славянской эзотерической традиции. Познание этой модели мира открывает нам двери в мир мистики и загадок славянской культуры.
Магия древних славян
Мистическая Космология Славян
В славянской традиции существует загадочная модель мира, пронизанная мифологическими и эзотерическими элементами. Эта мифопоэтическая система представлений о мире раскрывает нам взаимосвязь основных пространственных и временных координат, описывая мир дохристианской славянской традиции, фольклор и христианскую книжную традицию. Однако, в аутентичном виде дохристианская славянская модель мира осталась недоступной для нашего понимания, и мы можем лишь реконструировать ее на основе различных источников.В славянской фольклорной представлении земля держится на могучих существах, будь то животные или рыбы. Некоторые верят, что она укреплена на трех китах, которые плывут в океане, а дно океана опирается на железный столп. И этот столп, в свою очередь, стоит на неугасимом огне, который можно сравнить с адом и прочими мистическими сущностями. Землетрясения, по верованиям, возникают из-за движения одного из китов или рыбы, на которых держится земля. В одном из мифов, записанных Афанасьевым, мир держится на семи китах, но потом трое из них ушли, а еще один умер, так что осталось всего три кита, что и объясняет нестабильность мира. Этот мотив также схож с мифами в других культурах, где падение одного из "столпов мира" может вызвать катастрофу. Такое распределение китов (3 + 1 + 3) может свидетельствовать о множественности миров - три были до нашего и три будут после нашего. Этот аналогичный мотив можно найти у индейцев хопи или в учении о пяти мирах у бамбара. Чтобы предотвратить разрушение мира, его обвивает Змей, что символизирует постоянную угрозу со стороны одного из творцов. Аналогичный мотив присутствует и в скандинавской мифологии, где появляется мировой змей Ёрмунганд.
Купол мира в славянской традиции сотворен из камня, иногда из кремния. Это объясняет возникновение молнии, ведь камень является символом застывшего времени. Небесная твердь сравнивается с каменным сводом, состоящим из трех, семи, девяти сводов и т.д., или же с глиняным сосудом, крышкой и другими предметами. В некоторых преданиях говорится, что небо изначально находилось низко над землей, но было оттолкнуто косцом или пахарем, осквернителями божьего дара - хлеба.
У славянская вера включает в себя также представления о загробном мире и путешествии душ умерших. Согласно верованиям, души умерших путешествуют в загробный мир по мосту, который по ночам является Млечным Путем, а днем - радугой. В материалах Марии Гладышовой Млечный Путь называется "Путем Души" или "Путем Войска", и говорится, что он усыпан звездной пылью. Еще одной осью мира, связывающей различные миры, является Родовое дерево, которое имеет глубокую связь с предками. Считалось, что имя умершего также является его личностью и существует, пока кто-то его помнит. Когда имя забывается, душа присоединяется к безымянной группе душ. Души, находящиеся в загробном мире, могут вернуться на землю при лучах солнца.
В славянской традиции мировые деревья могли также представлять собой мировые горы. Горы всегда считались магическими местами, где возведены храмы и проводятся обряды. Особенно почитались такие горы, как Сьленжа, Тумский холм, Киевский холм или Лыса Гура. Черногорцы называли гору Дурмитор "Голубым столпом", а словаки считали святой горой Кривань. В древнерусской культуре говорили, что "из воды первой показалась высокая гора Триглав".
В русском духовном стихе "Стих о Голубиной книге" описана фольклорная космография, которая раскрывает сакральные элементы вселенной и ее устройства. В этом стихе Иерусалим представлен как "пуп земли", а главный храм - храм Воскресения Христа, возведенный на Голгофе. "Белый царь" символизирует высшую власть, а "Святая Русь" - все земли, которые являются матерью. Фаворская гора (Сионская гора) считается матерью всех гор, а кипарис - матерью всех деревьев, так как из него был вырезан крест, на котором распят Христос. Адамова голова является матерью всех голов. В стихе также упоминаются море, озеро, река, рыба, птица, зверь, камень, трава. Камень Алатырь считается отцом всех камней, а плакун-трава, выросшая из слез Богородицы, - матерью всех трав. Океан считается отцом всех морей, а кит-рыба - матерью всех рыб (ведь земля держится на трех или семи китах). Индрик (единорог) - отец всех зверей и так далее.
Эта загадочная мифологическая модель мира славян пронизана тайнами и символами, которые глубоко влияли на культуру и верования народа. Верования в связь с миром животных, силой природы и загробным миром отражают богатство славянской эзотерической традиции. Познание этой модели мира открывает нам двери в мир мистики и загадок славянской культуры.
#СлавянскаяКосмология