Первый день свадьбы — это день, когда сбываются мечты, когда сердца находят друг друга под покровом великого свадебного обряда. Обычаи и традиции в этот день переплетаются словно нити на ткацком станке, создавая красивый узор из событий и символов. В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.
В некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.
Покрывало (фата, дымка, , шаль, полотенце) как архаичный обрядовый атрибут закрывало лицо невесты, чтобы уберечь её от сглаза в пограничный момент «перехода». Также покрывало связано с мотивом узнавания, отражённым в семантике названия самой невесты.
Приезд жениха — это момент встречи двух судеб, момент, когда двери дома невесты открываются для новой главы в истории семьи. Дружка, словно проводник сквозь волшебный лес обрядов, руководит этими действиями, соединяя прошлое и будущее.
Дружка
Не тесен ли терем, не тесен,
Только хорошо терем сокрашен,
Разными красками расписан.
Не учен Федор Алексеевич, не учен,
Только хорошо снаряжен:
Снарядила его матушка,
Отпускала его к теще в дом,
Чтобы его теща приняла,
Большим подарком подарила:
Я тот подарок принимала,
Низкой я поклон отдавала.
Дружка, или как его еще называли, дружко, дружба, маршалок, старший сват или старший боярин — это важнейшее лицо на свадьбе среди славянских народов. Его мудрость и власть были непреложны, ибо ему доверяли соблюдение обычаев, как их понимала древняя община, будь то деревенская или городская.
Дружка нес важное бремя — охранять жениха и невесту от всякого зла, будь то зло слова, зло глаза или даже недоброжелательные силы потустороннего мира. Его задача — быть оберегом, стражем семейного очага, чтобы в нем всегда горел огонь согласия и любви. Он должен был уметь радовать и веселить, быть мастером веселых шуток и развлечений на празднике.
Часто дружка являлся родственником жениха, его братом, либо близким другом. Его символ — вышитое полотенце, перекинутое через плечо. И ему назначали помощников из числа подружек, чтобы вместе охранять и развлекать на свадебном пиру.
В северных землях, где функции дружки приобретали особую священную окраску, его сакральная сущность обретала новый смысл. В некоторых уголках Русского Севера он становился почти колдуном, обладателем тайных знаний, а в других районах его роль порой даже передавалась священнику. Дружка должен был ехать к венчанию в одиночестве, ведь его, как и колдуна, опасно водить в поезде, а также потому, что в его мудром уме хранились тайные секреты благополучной семейной жизни.
На свадьбе дружку часто подвергали ритуальным насмешкам и ругательствам, чтобы испытать его силу и достоинство. Он должен был умело отвечать на эти испытания в свой адрес. Сам жених, в то время как дружка выступал в роли активного проводника обрядов, чаще всего оставался пассивным, безмолвным свидетелем этих свадебных таинств.
Утром свадебного дня дружка отправлялся в дом невесты, исполненный священного долга проверить, готова ли она к встрече с женихом. Невеста уже должна была находиться в свадебном наряде, сидя в красном углу, символизирующем благосостояние и гармонию будущего дома. Традиционный цвет свадебного женского наряда у славян — красный, для защиты невесты от сглаза в тот опасный момент, когда духи рода девушки передают заботу о ней духам рода жениха.
Свадебный поезд
А. П. Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901)
А кто ж у нас во горнице
Холостой сидит,
А кто у нас во светлице –
Неженатый?
Свет Фёдор-от холост,
Степанович неженатый.
Время ему жениться –
Сужена его, ряжена, на возрасте.
Дары у ней перешиты лежат,
Скатерти, салфеточки – переглажены.
Складены дары в новы-кованы ларцы,
Заперты дары золотым замком.
Теми дарами что и Фёдора дарить,
Да Степановича.
Свадебный поезд, собранный из друзей и родственников, сопровождал жениха на его пути к дому невесты. Все поезжане жениха, собравшиеся в свадебном поезде, вели с собой не только свои радостные сердца, но и символы традиций своих мест. У русских, например, все мужчины были в красных рубахах, раскрашенных в яркие краски любви и счастья. В зависимости от региона, их головы украшали кумачовые ленты или платки, символизирующие дух веселья и принятия. Женщины также были не в стороне, повязывая свои плечи красными шерстяными платками, внося в праздник красоту и изысканность.
Самыми важными фигурами в свадебном поезде жениха были его отец, старший сват и дружка. Они несли на себе ответственность за праздник, следя за каждым шагом, чтобы все шло по порядку и традициям. Разные регионы могли иметь свои особенности: где-то дружка называли дружко-ворожбитом и давали ему специальную магическую роль в обряде, а в других местах старший сват мог быть воплощением мудрости и авторитета.
Приближаясь к дому невесты или к церкви, впереди поезда высылали вестников, чтобы возвестить о своем прибытии. Обычно это был дружка или другой член свадебной компании, готовый поделиться радостью и вести народ за собой. Кроме того, в свадебном поезде не обходилось без символов и оберегов: знамени, свадебных деревцов, жезлов и даже икон, которые несли на себе определенные участники, придавая празднику особую сакральность и значимость.
Свадебный поезд был не только праздником для сердец, но и для желудков, эту заботу несли трапезники, пивщики, лагунники и другие, спешившие угостить гостей хмельными напитками и вкусными угощениями. Весь поезд оживляли музыканты и шуты, создававшие атмосферу веселья и радости на всем пути к новой жизни.
Таким образом, свадебный поезд был не просто транспортным средством для переезда от одного места к другому, а настоящим театром традиций, где каждый участник вносил свой неповторимый вклад в общее настроение и радость праздника.
Прибытие жениха сопровождалось целой цепочкой выкупов, которые в различных регионах могли включать в себя разнообразные обряды. В большинстве случаев, это был выкуп входа в дом невесты. Жених или дружка должны были заплатить символическую плату за право вступить в дом и забрать возлюбленную.
Важной частью этих обрядов были магические действия, направленные на защиту молодых от недобрых сил. Одним из таких обрядов было подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду). С языческих же времён сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке, чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достойный подарок.
Неотъемлемой частью обряда был выкуп невесты. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.
Венчание
Как перед нашими широкими воротами
Разлилося, разлелеялось синее море,
Унесло, улелеяло со двора три корабля:
Как первый то корабль с красной девицей душой,
А другой-то корабль с перинами, с подушками,
А третий-то корабль с кованными сундуками.
Как выходила ен родимая маменька,
Как вскричала громким голосом своим:
«Дите мое, дитятко, дите мое милое!
Позабыла ты у меня, дитятко,
Позабыла ты трое ключей, три золотых,
Позабыла ты у меня три волюшки:
Как первая-то воля — девичья,
А другая воля — родимого батеньки,
А третья воля — родимой маменьки».
Венчание — это священный момент, когда два сердца обретают свое вечное соединение перед лицом Божьим. Расплетание девичьей косы и закрытие волос невесты символизируют переход от девичества к женственности, от прошлого к будущему.
Изначально свадебный обряд славян проводился у ритуального дерева, что становилось источником великого символизма и глубокого духовного смысла. Ведь древо, особенно береза, считалось священным символом жизни и плодородия, связывающим небо и землю. Волхв, обращаясь к трем верховным богам: Ладе (богине любви и красоты), Триглаву (Триединому богу, повелителю трех миров), и Роду (создателю мира, творцу), призывал силы, созидательные и вдохновляющие.
Трижды обходя вокруг дерева, молодые выражали свою преданность и готовность пройти через жизненные обстоятельства вместе, в единстве и гармонии. Этот обход символизировал не только круговорот времени, но и бесконечность и единство, которые должны присутствовать в их браке. В некоторых обычаях обход вокруг священного водоема дополнял этот обряд, придавая ему еще большую глубину и сакральность.
Интересно отметить аналогию между этими языческими обрядами и христианской символикой. Триединство Бога в христианстве находит отражение в призыве к трем верховным богам, а обряд венчания, включающий хождение вокруг алтаря или церковного храма, может быть сродни обходу ритуального дерева. Эти схожие символы свидетельствуют о глубокой универсальности и духовной ценности обрядов, которые отражают важные аспекты человеческой жизни и ее связь с космосом.
Приезд в дом жениха
Как по сеням по сенюшкам,
По новым сеням решетчатым,
Ходила, похаживала молодая боярыня,
Будила, побуживала сваво друга милова:
«Ты восстань, восстань, мой милы друг!
Пробудися, мой ладушка!
Оторвался твой ворон конь
От столба, от точеного,
От колечка позолоченного». —
«Не тужи моя Федосьюшка,
Не тужи, моя Никифоровна!
Заберу я железный тын,
Посажу я в саду вишенья,
Черну ягоду, смородину.
Приезд в дом жениха — это момент благословения, когда родители встречают молодых с радостью и надеждой. Соединение рук молодых, особенно на хлебе или под платком, представляет собой символический акт объединения двух жизней в браке. Этот обряд, сохранившийся с древних времён, символизирует единство, взаимную поддержку и обязательства, которые молодые берут на себя перед богами и обществом.
Усаживание молодых на почётное место и покрывание их одним платком также является древним обычаем, который подчеркивает их новое положение в обществе как супругов. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Так каждый обряд, каждый момент первого дня свадьбы, становится частью великого праздника любви и судьбы, словно капли воды в океане времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее в единое целое.
Свадебный пир
Репродукция картины художника Василия Максимова «Приход колдуна на Крестьянскую свадьбу».
Свёкор-батька говорит:
«К нам медведицу ведут».
Свекровь-матка говорит:
«Людоедицу ведут».
Свадебный пир — это неотъемлемая часть свадебного обряда, где радость и веселье наполняют воздух, а сердца наполняются благословениями и пожеланиями счастья. После венчания начинается эта радостная часть свадьбы, и невеста больше не причитает, вместо этого наступает время празднования и радости.
Жених привозит невесту к себе домой, где уже ждут обильные угощения для гостей. Величальные песни наполняют воздух, и гости веселятся вместе с молодоженами.
Образ медведя на свадьбе занимал особое место и нес в себе глубокие символические значения, сохранившиеся с древних времен. Согласно народным верованиям, медведь, будучи общеславянским тотемом, представлял собой символ чистоты и силы, призванный оберегать молодых супругов от злых духов.
Ряженый в шкуру медведя выполнял роль оберега, создавая своим присутствием атмосферу защиты и безопасности на свадьбе. В силу своей символики медведь также ассоциировался с плодородием и рождением детей, что подчёркивало одну из главных целей брака.
Традиция называть жениха и невесту "медведем" и "медведицей" усиливала связь между образом медведя и браком.
На свадебном празднестве кричали: «Медведь в углу!», невеста отвечала: «Петра Ивановича люблю» и целовала жениха. Также существовала традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожёны могли провести на шкурах медведя.
«Укладывание» и «бужение» молодых
Девушки, подружки мои!
Вы вставайте ранехонько,
Умывайтесь вы белехонько,
Вы чешите голову гладехонько,
Надевайте вы платья цветныя,
Вы берите ведра новыя дубовыя,
Вы ступайте на Дунай реку,
Вы поливайте крутыя горы,
Чтоб Ивану не пройти,
Семеновичу не проехати!
Вечером или ночью, после завершения первого дня свадебного пира, наступало время для "укладывания молодых" — важного этапа в супружеской жизни, оберегаемого целым рядом обрядов и поверий.
В брачную комнату первым входил дружка, который символически отгонял нечистую силу, ударяя кнутом по постели. Иногда на кровать ложилась крестная и требовала выкуп за постель. После этого молодых оставляли одних, поставив у дверей охранника клетника, чтобы оберегать их от внезапного вторжения гостей или злых духов.
В брачную ночь молодые выполняли ряд обрядовых действий, призванных обеспечить им счастливую семейную жизнь и плодородие. Они разделяли кашу, разрывали курицу, разламывали хлеб, после чего молодая просила разрешения лечь с мужем в постель, и только после нескольких просьб муж давал согласие.
На Русском Севере существовал древний обычай разувания: молодая снимала сапог с правой ноги мужа, а он ударял её плёткой, спрятанной в левом сапоге.
В брачную ночь к дверям несколько раз подходил дружка с вопросом «Свершилось ли?». На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых стуком в дверь или по тазу, криками, битьём посуды, игрой на балалайке или гармони. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — рубашку или простыню. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?» Несоблюдение "чести" могло привести к осмеянию и наказанию родителей и свахи.
Обычай проверки чести невесты был распространён в южнорусских сёлах и на Урале. В северорусских деревнях интимная жизнь людей считалась делом семейным, не подлежащим разглашению.
После брачной ночи молодых отправляли в натопленную баню, сопровождая эротическими песнями. Этот обычай мог различаться от места к месту, но его целью всегда было привлечь счастье и плодородие в новую семейную жизнь.
Второй день свадьбы
Как шелковая ниточка к стеночке льнет,
Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:
«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!
Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —
«Мне мил, милехонек, родимой батенька,
Родимый мой батенька и родная маменька». —
«Ты неправду говоришь и не речь ты кажешь».
Как шелковая ниточка к стеночке льнет,
Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:
«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!
Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —
«Уж мне мил, милехонек,
Уж мне мил мой милый друг». —
«Ты, Авдотья, правду говоришь и речь ты сказываешь».
В свете второго дня свадебного торжества, таинственного и возвышенного, обнажается перед нами ритуал, словно рукопись древних времен, где каждое действо пропитано глубоким смыслом и символикой.
Молодая, подобно воплощению благородства и добродетели, становится предметом испытаний, словно самоцвет, подвергающийся огню и воде, чтобы проявить свою истинную природу. Ее учтивость и покорность проверяются скрытыми путями: она подносит чарку и дары каждому родственнику, словно предлагая свое сердце в знак преданности. Затем молодая печет оладушки и демонстрирует свои ткацкие и прядильные навыки. Печь оладушки — это не только проверка на кулинарном поле, но и символ тепла и заботы, который она готова вложить в свою будущую семью. Демонстрация приданого и ткацких навыков — это акт открытия души, позволяющий гостям заглянуть в ее внутренний мир.
Игровые испытания становятся аллегорией жизни, где молодая должна проявить не только свое мастерство, но терпение и преданность. Просьба подмести пол, в то время как гости подбрасывают мусор и монетки, выходит за рамки простой хозяйственной задачи, превращаясь в символический вызов, который она должна преодолеть, чтобы заслужить уважение и доверие своих новых родственников.
Вечером возобновлялось застолье (сырный, поцелуйный, поклонный, большой стол, горячий обед) для родственников жениха и невесты, а также приглашённых дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые занимали почетное место под иконами. Гости вручали подарки и пожелания на счастливую жизнь. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые нахваливали молодых и всех собравшихся.
Такие обычаи, как "Калинку ломать", становятся своеобразным ритуалом, в котором через символы окорока, вина и калины отражается богатый культурный контекст. На столе у молодых ставят окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алою лентой; молодых будят и идёт потчевание, обходят по домам родителей невесты, родичей, поезжан, а по возвращении дружка рушит окорок и, «расщипав» калину, разносит вино. В некоторых регионах на второй день свадьбы родителям невесты, которая сохранила целомудрие, родители жениха посылали бутылку с вином, к которой привязывали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты (её целомудрие). Если же невеста была «нечестной», участники свадьбы убирали свадебные украшения в виде калины: сбрасывали ягоды с каравая, снимали ветки со стен дома родителей невесты, а вместо них втыкали ветку сосны. Донские казаки на второй день свадьбы в честь порядочности молодой прикалывали на одежду гроздь калины. Бутылка с вином, увенчанная ягодами калины и хлебными колосьями, становится метафорой целомудрия и красоты невесты, которую надлежит почтить и уважить.
Таким образом, второй день свадьбы становится не просто продолжением торжества, но и откровением духовного мира, где каждое действо пронизано мифологическими и религиозными смыслами, готовыми пролить свет на путь молодых в их совместной жизни.
Третий день свадьбы
В третий и последний день свадьбы, известный как почесть, гостьба, отгостки, перегулка или хлебины, происходили взаимные визиты родственников молодожёнов для углубления взаимопонимания и укрепления связей между семьями.
Гостей встречали символическим хлебом и солью, придавая особое значение гостеприимству. Организаторы свадьбы стремились обеспечить угощение, игры, пляски и развлечения, чтобы создать весёлую и дружественную атмосферу.
Один из распространённых обычаев этого дня был «искать ярку (тёлушку)», который заключался в театрализованной ситуации пропажи и поиска молодой. В наказание за её пропажу «гуляли свадьбу»: свата заворачивали в рогожу, перевязывали верёвками и водили по селу, а сваху возили в корыте, забрасывал снегом, били соломенным жгутом. Нашедшуюся молодую осматривали, замечали отсутствие косы и бабий убор на голове, после чего родственники отказывались от своих прав на неё. Это был финальный этап перехода девушки в новый род.
В различных культурных традициях свадебного обряда угощение гостей кашей, блинами и киселём было обычным явлением. Каша, блины и кисель - традиционные поминальные блюда, венчающие символическую смерть невесты для своего рода.
Таким образом, третий день свадебных гуляний становится не только завершением праздника, но и началом новой жизни, наполненной смыслом, гармонией и великими надеждами на будущее. В этих моментах, словно на страницах древних мифов, мы видим отражение вечных истин и ценностей, которые живут в сердцах людей и передаются из поколения в поколение.
Магия древних славян
Славянская свадьба. Эпизод четвертый.
Первый день свадьбы
Во горенке во новой
Стоит столик дубовой,
На столике, на столе
Стоит чара золота,
Полна меда налита:
Кому ж эту чару пить?
Кому ее подносить? —
Тимофею чару пить,
Егоровичу подносить. —
Роди сына, что в меня,
А дочерю во себя!
Учи сына лапти плесть,
А дочерю шелком шить;
Она у нас золото.
Первый день свадьбы — это день, когда сбываются мечты, когда сердца находят друг друга под покровом великого свадебного обряда. Обычаи и традиции в этот день переплетаются словно нити на ткацком станке, создавая красивый узор из событий и символов. В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.
В некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.
Покрывало (фата, дымка, , шаль, полотенце) как архаичный обрядовый атрибут закрывало лицо невесты, чтобы уберечь её от сглаза в пограничный момент «перехода». Также покрывало связано с мотивом узнавания, отражённым в семантике названия самой невесты.
Приезд жениха — это момент встречи двух судеб, момент, когда двери дома невесты открываются для новой главы в истории семьи. Дружка, словно проводник сквозь волшебный лес обрядов, руководит этими действиями, соединяя прошлое и будущее.
Дружка
Не тесен ли терем, не тесен,
Только хорошо терем сокрашен,
Разными красками расписан.
Не учен Федор Алексеевич, не учен,
Только хорошо снаряжен:
Снарядила его матушка,
Отпускала его к теще в дом,
Чтобы его теща приняла,
Большим подарком подарила:
Я тот подарок принимала,
Низкой я поклон отдавала.
Дружка, или как его еще называли, дружко, дружба, маршалок, старший сват или старший боярин — это важнейшее лицо на свадьбе среди славянских народов. Его мудрость и власть были непреложны, ибо ему доверяли соблюдение обычаев, как их понимала древняя община, будь то деревенская или городская.
Дружка нес важное бремя — охранять жениха и невесту от всякого зла, будь то зло слова, зло глаза или даже недоброжелательные силы потустороннего мира. Его задача — быть оберегом, стражем семейного очага, чтобы в нем всегда горел огонь согласия и любви. Он должен был уметь радовать и веселить, быть мастером веселых шуток и развлечений на празднике.
Часто дружка являлся родственником жениха, его братом, либо близким другом. Его символ — вышитое полотенце, перекинутое через плечо. И ему назначали помощников из числа подружек, чтобы вместе охранять и развлекать на свадебном пиру.
В северных землях, где функции дружки приобретали особую священную окраску, его сакральная сущность обретала новый смысл. В некоторых уголках Русского Севера он становился почти колдуном, обладателем тайных знаний, а в других районах его роль порой даже передавалась священнику. Дружка должен был ехать к венчанию в одиночестве, ведь его, как и колдуна, опасно водить в поезде, а также потому, что в его мудром уме хранились тайные секреты благополучной семейной жизни.
На свадьбе дружку часто подвергали ритуальным насмешкам и ругательствам, чтобы испытать его силу и достоинство. Он должен был умело отвечать на эти испытания в свой адрес. Сам жених, в то время как дружка выступал в роли активного проводника обрядов, чаще всего оставался пассивным, безмолвным свидетелем этих свадебных таинств.
Утром свадебного дня дружка отправлялся в дом невесты, исполненный священного долга проверить, готова ли она к встрече с женихом. Невеста уже должна была находиться в свадебном наряде, сидя в красном углу, символизирующем благосостояние и гармонию будущего дома. Традиционный цвет свадебного женского наряда у славян — красный, для защиты невесты от сглаза в тот опасный момент, когда духи рода девушки передают заботу о ней духам рода жениха.
Свадебный поезд
А кто ж у нас во горнице
Холостой сидит,
А кто у нас во светлице –
Неженатый?
Свет Фёдор-от холост,
Степанович неженатый.
Время ему жениться –
Сужена его, ряжена, на возрасте.
Дары у ней перешиты лежат,
Скатерти, салфеточки – переглажены.
Складены дары в новы-кованы ларцы,
Заперты дары золотым замком.
Теми дарами что и Фёдора дарить,
Да Степановича.
Свадебный поезд, собранный из друзей и родственников, сопровождал жениха на его пути к дому невесты. Все поезжане жениха, собравшиеся в свадебном поезде, вели с собой не только свои радостные сердца, но и символы традиций своих мест. У русских, например, все мужчины были в красных рубахах, раскрашенных в яркие краски любви и счастья. В зависимости от региона, их головы украшали кумачовые ленты или платки, символизирующие дух веселья и принятия. Женщины также были не в стороне, повязывая свои плечи красными шерстяными платками, внося в праздник красоту и изысканность.
Самыми важными фигурами в свадебном поезде жениха были его отец, старший сват и дружка. Они несли на себе ответственность за праздник, следя за каждым шагом, чтобы все шло по порядку и традициям. Разные регионы могли иметь свои особенности: где-то дружка называли дружко-ворожбитом и давали ему специальную магическую роль в обряде, а в других местах старший сват мог быть воплощением мудрости и авторитета.
Приближаясь к дому невесты или к церкви, впереди поезда высылали вестников, чтобы возвестить о своем прибытии. Обычно это был дружка или другой член свадебной компании, готовый поделиться радостью и вести народ за собой. Кроме того, в свадебном поезде не обходилось без символов и оберегов: знамени, свадебных деревцов, жезлов и даже икон, которые несли на себе определенные участники, придавая празднику особую сакральность и значимость.
Свадебный поезд был не только праздником для сердец, но и для желудков, эту заботу несли трапезники, пивщики, лагунники и другие, спешившие угостить гостей хмельными напитками и вкусными угощениями. Весь поезд оживляли музыканты и шуты, создававшие атмосферу веселья и радости на всем пути к новой жизни.
Таким образом, свадебный поезд был не просто транспортным средством для переезда от одного места к другому, а настоящим театром традиций, где каждый участник вносил свой неповторимый вклад в общее настроение и радость праздника.
Прибытие жениха сопровождалось целой цепочкой выкупов, которые в различных регионах могли включать в себя разнообразные обряды. В большинстве случаев, это был выкуп входа в дом невесты. Жених или дружка должны были заплатить символическую плату за право вступить в дом и забрать возлюбленную.
Важной частью этих обрядов были магические действия, направленные на защиту молодых от недобрых сил. Одним из таких обрядов было подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца. Дружка и другие гости тщательно следили, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду). С языческих же времён сохранился обычай делать подношение местному колдуну или знахарке, чтобы те не навредили свадебному поезду. При этом колдун мог нарочно прийти к поезду и стоять там, пока не получит достойный подарок.
Неотъемлемой частью обряда был выкуп невесты. Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.
Венчание
Как перед нашими широкими воротами
Разлилося, разлелеялось синее море,
Унесло, улелеяло со двора три корабля:
Как первый то корабль с красной девицей душой,
А другой-то корабль с перинами, с подушками,
А третий-то корабль с кованными сундуками.
Как выходила ен родимая маменька,
Как вскричала громким голосом своим:
«Дите мое, дитятко, дите мое милое!
Позабыла ты у меня, дитятко,
Позабыла ты трое ключей, три золотых,
Позабыла ты у меня три волюшки:
Как первая-то воля — девичья,
А другая воля — родимого батеньки,
А третья воля — родимой маменьки».
Венчание — это священный момент, когда два сердца обретают свое вечное соединение перед лицом Божьим. Расплетание девичьей косы и закрытие волос невесты символизируют переход от девичества к женственности, от прошлого к будущему.
Изначально свадебный обряд славян проводился у ритуального дерева, что становилось источником великого символизма и глубокого духовного смысла. Ведь древо, особенно береза, считалось священным символом жизни и плодородия, связывающим небо и землю. Волхв, обращаясь к трем верховным богам: Ладе (богине любви и красоты), Триглаву (Триединому богу, повелителю трех миров), и Роду (создателю мира, творцу), призывал силы, созидательные и вдохновляющие.
Трижды обходя вокруг дерева, молодые выражали свою преданность и готовность пройти через жизненные обстоятельства вместе, в единстве и гармонии. Этот обход символизировал не только круговорот времени, но и бесконечность и единство, которые должны присутствовать в их браке. В некоторых обычаях обход вокруг священного водоема дополнял этот обряд, придавая ему еще большую глубину и сакральность.
Интересно отметить аналогию между этими языческими обрядами и христианской символикой. Триединство Бога в христианстве находит отражение в призыве к трем верховным богам, а обряд венчания, включающий хождение вокруг алтаря или церковного храма, может быть сродни обходу ритуального дерева. Эти схожие символы свидетельствуют о глубокой универсальности и духовной ценности обрядов, которые отражают важные аспекты человеческой жизни и ее связь с космосом.
Приезд в дом жениха
Как по сеням по сенюшкам,
По новым сеням решетчатым,
Ходила, похаживала молодая боярыня,
Будила, побуживала сваво друга милова:
«Ты восстань, восстань, мой милы друг!
Пробудися, мой ладушка!
Оторвался твой ворон конь
От столба, от точеного,
От колечка позолоченного». —
«Не тужи моя Федосьюшка,
Не тужи, моя Никифоровна!
Заберу я железный тын,
Посажу я в саду вишенья,
Черну ягоду, смородину.
Приезд в дом жениха — это момент благословения, когда родители встречают молодых с радостью и надеждой. Соединение рук молодых, особенно на хлебе или под платком, представляет собой символический акт объединения двух жизней в браке. Этот обряд, сохранившийся с древних времён, символизирует единство, взаимную поддержку и обязательства, которые молодые берут на себя перед богами и обществом.
Усаживание молодых на почётное место и покрывание их одним платком также является древним обычаем, который подчеркивает их новое положение в обществе как супругов. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.
Так каждый обряд, каждый момент первого дня свадьбы, становится частью великого праздника любви и судьбы, словно капли воды в океане времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее в единое целое.
Свадебный пир
Свёкор-батька говорит:
«К нам медведицу ведут».
Свекровь-матка говорит:
«Людоедицу ведут».
Свадебный пир — это неотъемлемая часть свадебного обряда, где радость и веселье наполняют воздух, а сердца наполняются благословениями и пожеланиями счастья. После венчания начинается эта радостная часть свадьбы, и невеста больше не причитает, вместо этого наступает время празднования и радости.
Жених привозит невесту к себе домой, где уже ждут обильные угощения для гостей. Величальные песни наполняют воздух, и гости веселятся вместе с молодоженами.
Образ медведя на свадьбе занимал особое место и нес в себе глубокие символические значения, сохранившиеся с древних времен. Согласно народным верованиям, медведь, будучи общеславянским тотемом, представлял собой символ чистоты и силы, призванный оберегать молодых супругов от злых духов.
Ряженый в шкуру медведя выполнял роль оберега, создавая своим присутствием атмосферу защиты и безопасности на свадьбе. В силу своей символики медведь также ассоциировался с плодородием и рождением детей, что подчёркивало одну из главных целей брака.
Традиция называть жениха и невесту "медведем" и "медведицей" усиливала связь между образом медведя и браком.
На свадебном празднестве кричали: «Медведь в углу!», невеста отвечала: «Петра Ивановича люблю» и целовала жениха. Также существовала традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожёны могли провести на шкурах медведя.
«Укладывание» и «бужение» молодых
Девушки, подружки мои!
Вы вставайте ранехонько,
Умывайтесь вы белехонько,
Вы чешите голову гладехонько,
Надевайте вы платья цветныя,
Вы берите ведра новыя дубовыя,
Вы ступайте на Дунай реку,
Вы поливайте крутыя горы,
Чтоб Ивану не пройти,
Семеновичу не проехати!
Вечером или ночью, после завершения первого дня свадебного пира, наступало время для "укладывания молодых" — важного этапа в супружеской жизни, оберегаемого целым рядом обрядов и поверий.
В брачную комнату первым входил дружка, который символически отгонял нечистую силу, ударяя кнутом по постели. Иногда на кровать ложилась крестная и требовала выкуп за постель. После этого молодых оставляли одних, поставив у дверей охранника клетника, чтобы оберегать их от внезапного вторжения гостей или злых духов.
В брачную ночь молодые выполняли ряд обрядовых действий, призванных обеспечить им счастливую семейную жизнь и плодородие. Они разделяли кашу, разрывали курицу, разламывали хлеб, после чего молодая просила разрешения лечь с мужем в постель, и только после нескольких просьб муж давал согласие.
На Русском Севере существовал древний обычай разувания: молодая снимала сапог с правой ноги мужа, а он ударял её плёткой, спрятанной в левом сапоге.
В брачную ночь к дверям несколько раз подходил дружка с вопросом «Свершилось ли?». На следующее утро (иногда — спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых стуком в дверь или по тазу, криками, битьём посуды, игрой на балалайке или гармони. Часто после «бужения» гостям демонстрировали признаки «чести» (девственности) невесты — рубашку или простыню. В других местах о девственности невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?» Несоблюдение "чести" могло привести к осмеянию и наказанию родителей и свахи.
Обычай проверки чести невесты был распространён в южнорусских сёлах и на Урале. В северорусских деревнях интимная жизнь людей считалась делом семейным, не подлежащим разглашению.
После брачной ночи молодых отправляли в натопленную баню, сопровождая эротическими песнями. Этот обычай мог различаться от места к месту, но его целью всегда было привлечь счастье и плодородие в новую семейную жизнь.
Второй день свадьбы
Как шелковая ниточка к стеночке льнет,
Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:
«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!
Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —
«Мне мил, милехонек, родимой батенька,
Родимый мой батенька и родная маменька». —
«Ты неправду говоришь и не речь ты кажешь».
Как шелковая ниточка к стеночке льнет,
Как Иван Авдотью к сердцу крепко жмет:
«Ты скажи мне, Авдотья, ты скажи мне, Михайловна!
Кто ж тебе, мой свет, из руду мил?» —
«Уж мне мил, милехонек,
Уж мне мил мой милый друг». —
«Ты, Авдотья, правду говоришь и речь ты сказываешь».
В свете второго дня свадебного торжества, таинственного и возвышенного, обнажается перед нами ритуал, словно рукопись древних времен, где каждое действо пропитано глубоким смыслом и символикой.
Молодая, подобно воплощению благородства и добродетели, становится предметом испытаний, словно самоцвет, подвергающийся огню и воде, чтобы проявить свою истинную природу. Ее учтивость и покорность проверяются скрытыми путями: она подносит чарку и дары каждому родственнику, словно предлагая свое сердце в знак преданности. Затем молодая печет оладушки и демонстрирует свои ткацкие и прядильные навыки. Печь оладушки — это не только проверка на кулинарном поле, но и символ тепла и заботы, который она готова вложить в свою будущую семью. Демонстрация приданого и ткацких навыков — это акт открытия души, позволяющий гостям заглянуть в ее внутренний мир.
Игровые испытания становятся аллегорией жизни, где молодая должна проявить не только свое мастерство, но терпение и преданность. Просьба подмести пол, в то время как гости подбрасывают мусор и монетки, выходит за рамки простой хозяйственной задачи, превращаясь в символический вызов, который она должна преодолеть, чтобы заслужить уважение и доверие своих новых родственников.
Вечером возобновлялось застолье (сырный, поцелуйный, поклонный, большой стол, горячий обед) для родственников жениха и невесты, а также приглашённых дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые занимали почетное место под иконами. Гости вручали подарки и пожелания на счастливую жизнь. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые нахваливали молодых и всех собравшихся.
Такие обычаи, как "Калинку ломать", становятся своеобразным ритуалом, в котором через символы окорока, вина и калины отражается богатый культурный контекст. На столе у молодых ставят окорок и штоф вина, заткнутый пучком калины с алою лентой; молодых будят и идёт потчевание, обходят по домам родителей невесты, родичей, поезжан, а по возвращении дружка рушит окорок и, «расщипав» калину, разносит вино. В некоторых регионах на второй день свадьбы родителям невесты, которая сохранила целомудрие, родители жениха посылали бутылку с вином, к которой привязывали ягоды калины и хлебные колосья. Калиной называли «красоту» невесты (её целомудрие). Если же невеста была «нечестной», участники свадьбы убирали свадебные украшения в виде калины: сбрасывали ягоды с каравая, снимали ветки со стен дома родителей невесты, а вместо них втыкали ветку сосны. Донские казаки на второй день свадьбы в честь порядочности молодой прикалывали на одежду гроздь калины. Бутылка с вином, увенчанная ягодами калины и хлебными колосьями, становится метафорой целомудрия и красоты невесты, которую надлежит почтить и уважить.
Таким образом, второй день свадьбы становится не просто продолжением торжества, но и откровением духовного мира, где каждое действо пронизано мифологическими и религиозными смыслами, готовыми пролить свет на путь молодых в их совместной жизни.
Третий день свадьбы
В третий и последний день свадьбы, известный как почесть, гостьба, отгостки, перегулка или хлебины, происходили взаимные визиты родственников молодожёнов для углубления взаимопонимания и укрепления связей между семьями.
Гостей встречали символическим хлебом и солью, придавая особое значение гостеприимству. Организаторы свадьбы стремились обеспечить угощение, игры, пляски и развлечения, чтобы создать весёлую и дружественную атмосферу.
Один из распространённых обычаев этого дня был «искать ярку (тёлушку)», который заключался в театрализованной ситуации пропажи и поиска молодой. В наказание за её пропажу «гуляли свадьбу»: свата заворачивали в рогожу, перевязывали верёвками и водили по селу, а сваху возили в корыте, забрасывал снегом, били соломенным жгутом. Нашедшуюся молодую осматривали, замечали отсутствие косы и бабий убор на голове, после чего родственники отказывались от своих прав на неё. Это был финальный этап перехода девушки в новый род.
В различных культурных традициях свадебного обряда угощение гостей кашей, блинами и киселём было обычным явлением. Каша, блины и кисель - традиционные поминальные блюда, венчающие символическую смерть невесты для своего рода.
Таким образом, третий день свадебных гуляний становится не только завершением праздника, но и началом новой жизни, наполненной смыслом, гармонией и великими надеждами на будущее. В этих моментах, словно на страницах древних мифов, мы видим отражение вечных истин и ценностей, которые живут в сердцах людей и передаются из поколения в поколение.
#славянскиеритуалы #славянскиетрадиции