«Рисуют мальчики войну» -

Заголовок статьи - это слова из известной в СССР патриотической песни. В середине семидесятых годов прошлого столетия Андрей Никитич Богословский написал музыку и слова песни «Рисуют мальчики войну». На момент создания композиции её автору было чуть более двадцати дет. Помните, когда Жанна Бичевская, первая исполнительница песни, своим волшебным голосом произносила: «Благодарю свою страну и тех, кто пал в последнем шаге за то, что мальчики войну узнали только на бумаге...», то комок, скопившийся в горле, проливался неизбежными и неудержимыми слезами.
Эмоции, чувства…А по поводу содержания…Это правда. Мальчики, умевшие держать карандаш или кисть, часто рисовали сюжеты на военную тему. И по заданию учителей и по своему желанию.
Лёвка Тырин, сталинградский мальчишка, переживший каждый из двухсот дней и ночей великой битвы на Волге в родном городе, тоже первый раз нарисовал войну, можно сказать, по заданию своей самой первой школьной учительницы. Правда, та не давала конкретного задания рисовать бомбардировки, виселицы, рвы, заполненные мёртвыми людьми, но Лёвка, ребёнок военного Сталинграда ничего другого вспомнить из той, довоенной мирной жизни, увы, не смог. И нарисовал правду, горькую правду, пережитую им, четырёхлетним мальчуганом, начиная с 9 августа 1942 года, когда они с бабушкой пошли на Красноармейский рынок за продуктами и попали под первую бомбардировку южной окраины города.
Нарисовал так, что учительница не поверила, что это он сам сделал. Пришлось маме идти и объяснять преподавателю, что она сыну не помогала. Собственно, эти рисунки и определили будущее Тырина. Став старше, он посещал изостудию при местном ДК, потом учился в Ростовском художественном училище и в полиграфическом институте во Львове.
Мальчик из Сталинграда
…В ноябре уже стояли сильные морозы. А Левка ходил в осенних ботинках на шерстяной носок. Тогда они жили в землянке в Ельшанском овраге, в вырытой норе была печка, а дверью служило старое одеяло. Немцы часто устраивали облавы на детей. Однажды забрали Лёву и его друга - мальчишку из соседской землянки — 12-летнего Юрку. Их привезли в какой-то подвал — лампочки маленькие горят. Две комнаты. Детей собирали в одной, потом раздевали и уводили во вторую, а потом выносили уже синих. Малышей трясло от озноба. Солдат схватил Левку за шиворот и говорит: «Раздевайся, хлопчик». Видимо, перешел на сторону немцев.
Левка зашел во вторую комнату и сильно испугался. На кушетках лежали мальчики и девочки раздетые, на руках резинки. Мужик в клеенчатом фартуке втыкал в них иголки — брал кровь для переливания раненым солдатам вермахта. Осмотрел врач Лёвку, а у него на голове болячка — осколком зацепило, и никак ранка не заживала. Помотал головой доктор и швырнул мальчишку в угол. Потом схватил Юрку. А у него на руках цыпки. Тоже забраковал. Когда кровь у детей взяли, малышей покидали в машину под брезент вместе с лопатами. Лёву с Юркой тоже. Вывезли их в поле, стали детей бросать в ров. Как только Юрку кинули в яму, он вскочил и побежал, маленький Лёва за ним. Долго бежали, пока не наткнулись на деда с тележкой.
«Вы откуда? Из Сталинграда? Далеко ж забрались — это Городище», — сказал старик и велел идти за ним.
Привел мальчишек в большой дом, но внутрь не пустил. Разместил их на веранде, каждому дал по черному сухарю и кружке с заваренной солодкой. Наутро Лёва с Юрой решили отправиться обратно в Сталинград. Дед указал им дорогу. Они и пошли, но на свою беду наткнулись на немецкую колонну танков.
Мальчиков схватили, стали допрашивать — откуда и куда? Но не понравилось офицеру, что они говорили. Их раздели, подвесили за руки и стали лупить. Били так, что дети обмочились, а Лёвка от боли орал еще и охрип. Затем отвязали, велели одеться и куда-то повели. Дойдя до оврага, солдат поправил винтовку.
«Прыгай, в нас стрелять будут», — крикнул Юрка. Но Лёвка не мог сдвинуться с места, тогда мальчишка толкнул со всей силы друга, и оба кубарем скатились в овраг. Побежали со всей мочи. Слава богу, ни одна пуля в них не попала.
Мальчики вышли на дорогу, которая вела в Сталинград. Вдоль неё на деревьях и столбах висели солдаты и мирные жители. До дома ребята добирались ещё несколько дней. Ночевать приходилось и в танке, и в подвале разрушенного дома, в бункере, в котором поселились подростки, оставшиеся без родителей. Под конец Лёвка совсем обессилел. Он промочил ноги и сильно замерз, идти совсем не мог. Юрке пришлось тащить его по снегу за концы шарфа.
«Тётя Зоя, возьмите вашего Лёвку», — крикнул Юрка в дверь-одеяло. Мама так и ахнула, она уже думала, что её ребенка угнали в Германию или убили.
Левку стали лечить, греть. На ноги мальчик поднялся не скоро. Праздником для паренька стало 31 января 1943 года. Кроме того, что Лёве Тырину исполнилось пять лет, в этот день Паулюс подписал приказ о капитуляции своей армии, а советские танки прогнали фашистов с улицы, где была лёвкина землянка…
Став профессиональным художником, Лев Сергеевич много работал и как преподаватель, и как автор художественных картин, среди которых много волжских пейзажей; пароходы, идущие по Волге, рыбаки. Есть натюрморты со щуками и раками. Картины датированы 50-ми, 60-ми, 90-ми годами. По ним видно, как менялся город со временем.
Но главную историю своей жизни и Сталинграда художник на протяжении десятилетий рассказывал карандашными рисунками, в которых реальные воспоминания давно смешались с мрачными фантазиями…Эти рисунки – его детские воспоминания о страшной битве на Волге в 1942-1943 годах.
Вот девочка Ида голой танцует на столе, а её дед играет для фашистов. На другом рисунке изображено, как немцы кормят пшеницей коней на элеваторе и стреляют в жителей города, когда те хотят взять горсть зерна, чтобы накормить своих детей. А на этой картине соседского мальчишку убивают за то, что хотел забрать себе подстреленную ворону: в городе к ноябрю 1942 года уже был голод, все запасы фрицы проели и питались вороньем, птицы прилетали из-за Волги клевать трупы.
1-го февраля, аккурат накануне 81-й годовщины победы в Сталинградской битве, гостями музейно-выставочного центра Красноармейского района стали учащиеся 65-й школы во главе с инициатором похода в МВЦ, классным руководителем семиклассников Анной Сергеевной Абрамовой.
Надо было видеть, с каким вниманием слушали ребята невесёлую историю Лёвки Тырина, вглядывались в его рисунки. Рисунки яркие. Обычно смерть и ужасы войны не изображают такими солнечными красками. Так, наверное, дети раскрашивают цветы или любимую кошку. Цветовая гамма настолько не совпадает с предметом изображения, что заставляет застыть возле рисунка и начать сопереживать и его героям, и тому ребёнку, который все это видел своими глазами.
А ещё в этот день школьников 65-й ждал необычный мастер-класс – «Письмо солдату». Наверное, можно было отказаться, ведь не так-то это просто взять, да и написать неизвестному человеку, который сейчас находится в самом эпицентре того, что вместили в себя три буквы – «СВО». Что ему сказать? Как поддержать? Как дать почувствовать, что ты всем сердцем с ним.
Никто из школьников не отказался от предложения написать на фронт. Не ветерану Великой Отечественной, как было раньше, а воину сегодняшнего дня. Ему обязательно передадут твоё письмо - «треугольник». Писали вдумчиво, сосредоточенно, может, впервые в жизни старались словами передать те чувства, что сидели сейчас внутри их, пробуждённые рисунками волгоградского художника Льва Сергеевича Тырина, историей Лёвки, отныне и навсегда – их Лёвки.
Письмо на фронт... письмо солдату...Туда, где рушатся миры...
Как пра- и бабушки когда-то дедов и прадедов поры.
Письмо на фронт... как в старой книжке...Как в историческом кино...
Пишу письмо на фронт мальчишке. Герою. Воину письмо.
Пишу о том, что ждем и любим, и что гордимся. Что верны
Своей стране. И верят люди, что защитят её сыны.
О том, что в каждом сердце нашем мы бережем ваш мир и дом.
Что шьем. Плетем. Пакуем. Вяжем. Что ждем и верим. Любим. Ждем.
Вы только возвратитесь, парни! Мы с вами, радость иль беда.
Пишу письмо о самом главном: мы с вами. Вместе. Навсегда.
Письмо на фронт... письмо солдату...Туда, где возродят миры,
Как деды, прадеды когда-то из пра- и бабушек поры.
Елена Серебренникова, методист МВЦ
#музейновыставочныйцентр

«Рисуют мальчики войну» - - 970098777429
«Рисуют мальчики войну» - - 970098781013
«Рисуют мальчики войну» - - 970098785621
«Рисуют мальчики войну» - - 970098792533

Комментарии

Комментариев нет.