Кабинет истории  - 5372780032808

Кабинет истории

Как церковная музыка Средневековья заложила основы гармонии
Когда мы думаем о гармонии в музыке, вряд ли первое, что приходит в голову — это монастыри. Но именно средневековая церковная музыка стала основой всей западной музыкальной теории.
В раннем Средневековье музыка была одноголосной: григорианский хорал — торжественные, протяжные мелодии, исполнявшиеся монахами — был основой религиозной службы. Эта музыка строилась на церковных ладах — прародителях мажора и минора.
Постепенно монахи-композиторы начали добавлять второй голос, сначала как точную копию (унисон), потом как интервал. Так появилась органум — ранняя форма полифонии. Примерно в IX–XII веках в соборах Франции и Италии начинают звучать первые многоголосные произведения.
К XII веку в Париже, в школе при соборе Парижской Богоматери, работают композиторы Леонин и Перотин, которые первыми стали записывать музыку с ритмической нотацией. Они вводят понятия длительности, акцента, синхронного движения голосов — и закладывают основы гармонического мышления.
Церковная музыка диктовала канон, но в её рамках возникла система, которую позже подхватили композиторы Возрождения и барокко. Бах и Гендель учились по этим же принципам. Их музыка — это логическое продолжение церковной полифонии.
Так что даже в самой авангардной прог-рок композиции или джазовом стандарте можно услышать отголоски старинных хоралов. Всё потому, что гармония, как язык, была изобретена в стенах монастырей.
Музыкальное чтиво

Комментарии

Комментариев нет.