Летовский, станицы Кременской, Усть-Медведского округа. Часть 2. С вторым священником у хуторян сложились не очень дружеские отношения. Причина противостояния была вполне прозаической: новый священник поднял в два раза плату за совершение треб, что возмутило летовских прихожан. Среди его записей имеются заметки что количество прихожан летом сильно сократилось. Что послужило причиной: недоброжелательные отношения с батюшкой или отдаленность хуторов от хлебопашенных полей, трудно сказать, так или иначе, отец Иоиль, был переведен в другое место. Новый священник — о. Александр Андреев к приходскому летописанию отнесся небрежно. За пять лет служения в Пантелеимоновской церкви он крупным размашистым почерком заполнил всего два листа. С назначением нового священника, отца Михаила Сахарова, приходская жизнь к осени 1913 г. нормализовалась. С окончанием затянувшихся из-за летней непогоды полевых работ наполнился храм, стали играться свадьбы. Автор отмечает «большой приток богомольцев» на зимних праздниках, большое число говеющих в первые недели Великого поста нового 1914 г. Обычное течение хуторской жизни было прервано в июле 1914 г. известием о начале Первой мировой войны. С этого времени жизнь прихода стала зависеть от вестей с фронта. В конце июля автор воодушевленно описывал проводы казаков. Летописец вслед за хуторянами внимательно следил за известиями с фронта. В августе все радовались первым победам, молились об упокоении павших воинов, заказывали благодарственные молебны за успехи русских войск. В октябре начался сбор помощи для нуждающихся семей фронтовиков. Пока мужчины были на фронте, оставшиеся в хуторах с трудом справлялись с полевыми работами, в поле выходили все от мала до велика. Автор жалуется на отсутствие детей на занятиях в приходской школе, но понимает: без детских рабочих рук с урожаем не управиться. Несмотря на тяготы и тревогу за близких, увеличилось усердие прихожан к молитве. После описания тягот военного 1915 г. записи обрываются. Далее следует отрывочная запись, датированная 25 февраля 1918 г. В ней сообщается о том, что по выбору прихожан 25-летний сын учителя В. Е. Горбачев был рукоположен в диаконский сан. Имя нового диакона больше не встречается, его судьба неизвестна. Регулярные записи возобновляются с апреля 1919 г. Новый священник, о. Феоктист Маланьин, в одной из первых записей поставил своей целью восполнить пробел в приходском летописании, вызванный революционной смутой. Повод, побудивший священника взяться за перо, — очередная смена власти в хуторе Летовском — казачьи войска отступили за Дон, оставив левобережье наступавшим частям Красной армии. Он описывает события в России и на Дону 1917–1919 гг. так, как видит их сам, цитата из летописи: «О политическом перевороте в сей книге еще не упомянуто. Нужно заметить, что 26 февраля 1917 года Царь Самодержавный Николай II отрекся от престола “во благо народа”, передав власть своему возлю- бленному брату Михаилу, который 27 февраля тоже отказался царствовать. До ноября 1917 года управляло российской державой “Временное Правительство” из членов народной русской Государственной Думы, а к ноябрю 1917 года власть государства перешла в руки “Советов рабочих и солдатских депутатов” — образовались “Народные Комиссары” — диктатура пролетариата. Учредительное собрание не состоялось по политическим соображениям. До июня прошлого 1918 года учреждена власть советская, большевистская. Против этой власти на юге России восстали казаки и на западе поляки. Борьба политическая против власти “советов” идет до настоящего дня. Не видно конца Гражданской войны. Наша местность шесть раз перешла из рук в руки. Жители трепещут»… Опасения сбылись с лихвой: красноармейцы реквизировали и без того скудный урожай, подводы с лошадьми и рабочую силу. Кто мог, убегал из хуторов, в сентябре полностью остановились полевые работы, самых необходимых товаров в лавках не было. В преддверии суровой зимы священник вспоминает в своей записи о болезнях, которые поразили население в 1918 г.: лихорадка разных видов, рожа, оспа, холера, тиф местами еще не прекратился. «Карающая и милующая Десница Всевышнего действует на нас, грешных, во всей силе: болезни, войны, стоны и слезы матерей, детей, сирот, и, не дай Бог, сильный голод. Боже, сохрани нас от всякой напасти, голода, напрасной смерти и междоусобной войны!»— с тяжелыми предчувствиями пишет о. Феоктист. В октябре и ноябре продолжается массовая реквизиция у жителей хутора скота: коров, овец, а также птицы для питания красноармейцев. И только в середине декабря, когда части Красной армии переправились через Дон и продолжили преследование казаков, хутор Летовский освободился от постоя и прокорма солдат. Положение было плачевным: зима только начиналась, но уже почти не осталось запасов продовольствия, не было заготовлено дров, для отопления изб были сожжены заборы и сараи, не было соли, мыла и керосина, немногий уцелевший скот страдал болезнями, рас- пространялись по хутору тиф и лихорадка. Наступивший 1920-й год не принес облегчения: в январе и феврале на фоне разрухи в хуторе свирепствовал повальный тиф, многие умирали, мер против эпидемии не было никаких… https://cyberleninka.ru/article/n/polveka-iz-zhizni-donskogo-hutora-prihodskaya-letopis-panteleimonovskoy-tserkvi-hutora-letovskogo-stanitsy-kremenskoy-ust/viewer
х.Свечниковский (х.Свечники) Клетского р-на
:Татьяна Чичерова
х.
Летовский, станицы Кременской, Усть-Медведского округа. Часть 2.
С вторым священником у хуторян сложились не очень дружеские отношения. Причина противостояния была вполне прозаической: новый священник поднял в два раза плату за совершение треб, что возмутило летовских прихожан. Среди его записей имеются заметки что количество прихожан летом сильно сократилось. Что послужило причиной: недоброжелательные отношения с батюшкой или отдаленность хуторов от хлебопашенных полей, трудно сказать, так или иначе, отец Иоиль, был переведен в другое место.
Новый священник — о. Александр Андреев к приходскому летописанию отнесся небрежно. За пять лет служения в Пантелеимоновской церкви он крупным размашистым почерком заполнил всего два листа.
С назначением нового священника, отца Михаила Сахарова, приходская жизнь к осени 1913 г. нормализовалась. С окончанием затянувшихся из-за летней непогоды полевых работ наполнился храм, стали играться свадьбы. Автор отмечает «большой приток богомольцев» на зимних праздниках, большое число говеющих в первые недели Великого поста нового 1914 г.
Обычное течение хуторской жизни было прервано в июле 1914 г. известием о начале Первой мировой войны. С этого времени жизнь прихода стала зависеть от вестей с фронта. В конце июля автор воодушевленно описывал проводы казаков. Летописец вслед за хуторянами внимательно следил за известиями с фронта. В августе все радовались первым победам, молились об упокоении павших воинов, заказывали благодарственные молебны за успехи русских войск. В октябре начался сбор помощи для нуждающихся семей фронтовиков.
Пока мужчины были на фронте, оставшиеся в хуторах с трудом справлялись с полевыми работами, в поле выходили все от мала до велика. Автор жалуется на отсутствие детей на занятиях в приходской школе, но понимает: без детских рабочих рук с урожаем не управиться. Несмотря на тяготы и тревогу за близких, увеличилось усердие прихожан к молитве.
После описания тягот военного 1915 г. записи обрываются. Далее следует отрывочная запись, датированная 25 февраля 1918 г. В ней сообщается о том, что по выбору прихожан 25-летний сын учителя В. Е. Горбачев был рукоположен в диаконский сан. Имя нового диакона больше не встречается, его судьба неизвестна.
Регулярные записи возобновляются с апреля 1919 г. Новый священник, о. Феоктист Маланьин, в одной из первых записей поставил своей целью восполнить пробел в приходском летописании, вызванный революционной смутой. Повод, побудивший священника взяться за перо, — очередная смена власти в хуторе Летовском — казачьи войска отступили за Дон, оставив левобережье наступавшим частям Красной армии. Он описывает события в России и на Дону 1917–1919 гг. так, как видит их сам, цитата из летописи: «О политическом перевороте в сей книге еще не упомянуто. Нужно заметить, что 26 февраля 1917 года Царь Самодержавный Николай II отрекся от престола “во благо народа”, передав власть своему возлю- бленному брату Михаилу, который 27 февраля тоже отказался царствовать. До ноября 1917 года управляло российской державой “Временное Правительство” из членов народной русской Государственной Думы, а к ноябрю 1917 года власть государства перешла в руки “Советов рабочих и солдатских депутатов” — образовались “Народные Комиссары” — диктатура пролетариата. Учредительное собрание не состоялось по политическим соображениям. До июня прошлого 1918 года учреждена власть советская, большевистская. Против этой власти на юге России восстали казаки и на западе поляки. Борьба политическая против власти “советов” идет до настоящего дня. Не видно конца Гражданской войны. Наша местность шесть раз перешла из рук в руки. Жители трепещут»…
Опасения сбылись с лихвой: красноармейцы реквизировали и без того скудный урожай, подводы с лошадьми и рабочую силу. Кто мог, убегал из хуторов, в сентябре полностью остановились полевые работы, самых необходимых товаров в лавках не было. В преддверии суровой зимы священник вспоминает в своей записи о болезнях, которые поразили население в 1918 г.: лихорадка разных видов, рожа, оспа, холера, тиф местами еще не прекратился. «Карающая и милующая Десница Всевышнего действует на нас, грешных, во всей силе: болезни, войны, стоны и слезы матерей, детей, сирот, и, не дай Бог, сильный голод. Боже, сохрани нас от всякой напасти, голода, напрасной смерти и междоусобной войны!»— с тяжелыми предчувствиями пишет о. Феоктист. В октябре и ноябре продолжается массовая реквизиция у жителей хутора скота: коров, овец, а также птицы для питания красноармейцев. И только в середине декабря, когда части Красной армии переправились через Дон и продолжили преследование казаков, хутор Летовский освободился от постоя и прокорма солдат. Положение было плачевным: зима только начиналась, но уже почти не осталось запасов продовольствия, не было заготовлено дров, для отопления изб были сожжены заборы и сараи, не было соли, мыла и керосина, немногий уцелевший скот страдал болезнями, рас- пространялись по хутору тиф и лихорадка.
Наступивший 1920-й год не принес облегчения: в январе и феврале на фоне разрухи в хуторе свирепствовал повальный тиф, многие умирали, мер против эпидемии не было никаких… https://cyberleninka.ru/article/n/polveka-iz-zhizni-donskogo-hutora-prihodskaya-letopis-panteleimonovskoy-tserkvi-hutora-letovskogo-stanitsy-kremenskoy-ust/viewer