В 1930 году Андрей Платонов написал повесть «Котлован».
Если вы читали ее, то могли заметить, что внутренние монологи и речь героя звучат не совсем обычно. А точнее, слова и их сочетания выглядят так, будто с ними обращается маленький ребёнок или человек, ментальное состояние которого не совсем в норме. «Некуда жить, вот и думаешь в голову». «И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни». «От жизни все умирают — остаются одни кости». «Легче выдумать смысл жизни в голове — ведь можно нечаянно догадаться о нём или коснуться его печально текущим чувством». Зачем все это нужно Платонову? Сначала вспомним, при каких обстоятельствах создавалась повесть. «Котлован» писался в начале 1930-х годов: в СССР вовсю идет индустриализация, город наступает на деревню и в стране выковывают коммуниста — новый тип человека, который общее ставит выше частного; он в равной степени развит физически и интеллектуально, максимально трудоспособен и организован, как машина на заводе, где трудится от зари дотемна. На этом суровом фоне появляется соответствующая литература, героями которой становятся новые люди, а прежних, которые сомневаются, рефлексируют и не могу вписаться в общий ряд, — осуждают и перековывают. Чтобы передать потерянность своего героя, 30-летнего рабочего Вощева, и его впечатления от нового мира, Платонов упрощает речь, доводит ее до примитива. В результате получается эффект, будто персонаж с трудом подбирает слова для описания реальности: прежние слишком слабы, и герой силится изобрести новые или пересобрать старые. Пытаясь найти контакт с реальностью, персонажи Платонова говорят фразами из пропагандистских лозунгов и советских газет, коверкают слова, переставляют их местами и не всегда используют впопад. #свет_теория_литературы
Библиотека нового поколения
В 1930 году Андрей Платонов написал повесть «Котлован».
Если вы читали ее, то могли заметить, что внутренние монологи и речь героя звучат не совсем обычно. А точнее, слова и их сочетания выглядят так, будто с ними обращается маленький ребёнок или человек, ментальное состояние которого не совсем в норме.
«Некуда жить, вот и думаешь в голову».
«И решив скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни».
«От жизни все умирают — остаются одни кости».
«Легче выдумать смысл жизни в голове — ведь можно нечаянно догадаться о нём или коснуться его печально текущим чувством».
Зачем все это нужно Платонову? Сначала вспомним, при каких обстоятельствах создавалась повесть. «Котлован» писался в начале 1930-х годов: в СССР вовсю идет индустриализация, город наступает на деревню и в стране выковывают коммуниста — новый тип человека, который общее ставит выше частного; он в равной степени развит физически и интеллектуально, максимально трудоспособен и организован, как машина на заводе, где трудится от зари дотемна.
На этом суровом фоне появляется соответствующая литература, героями которой становятся новые люди, а прежних, которые сомневаются, рефлексируют и не могу вписаться в общий ряд, — осуждают и перековывают.
Чтобы передать потерянность своего героя, 30-летнего рабочего Вощева, и его впечатления от нового мира, Платонов упрощает речь, доводит ее до примитива. В результате получается эффект, будто персонаж с трудом подбирает слова для описания реальности: прежние слишком слабы, и герой силится изобрести новые или пересобрать старые. Пытаясь найти контакт с реальностью, персонажи Платонова говорят фразами из пропагандистских лозунгов и советских газет, коверкают слова, переставляют их местами и не всегда используют впопад.
#свет_теория_литературы